Отчёт по самообразованию "Роль фольклора в развитии разговорной речи детей 2-3 лет"
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию по теме: «Роль фольклора в развитии разговорной речи детей 2-3 лет».
К.Д. Ушинский утверждал: «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». Тема моей работы по самообразованию называется «Роль фольклора в развитии разговорной речи детей».
Цель самообразования:
- Изучить и опытно-экспериментальным путём проверить влияние малых форм фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
- Формировать у детей первоначальные навыки художественно-речевой деятельности, интерес и любовь к фольклору.
- Воспитывать гуманные чувства.
- Развивать мелодию и ритм родного языка.
Задачи:
- Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества:
А) расширять знания детей о разных формах фольклора
Б) формировать связную речь, расширить словарный запас
В) воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям
2. Установить двусторонний контакт с ребенком в адаптационный период.
Актуальность темы: дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит сказки и рассказы из уст родителей. Я считаю, что именно использование форм малого фольклора способно духовно обогатить ребёнка, расширить его словарный запас, воспитать культуру речи, потому что фольклорные произведения хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям.
В своей работе я использую:
- Потешки.
- В адаптационный период, когда ребёнок скучает по дому, по маме, не способен общаться с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии, я использую потешки, уговорушки - правильно подобранная потешка помогает погасить в ребёнке отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к чужому человеку, отвлечься и успокоиться.
- Потешки помогают в режимных моментах – при одевании, причесывании, сборах на прогулку, во время еды, укладывании спать. С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид (при этом хорошо тренируется память). Через несколько месяцев дети сами начинают вводить потешки в свои игры: во время кормления куклы или укладывании её спать.
- с помощью потешек и музыкальных инструментов вырабатываю у детей чувство ритма.
2. Загадки.
Загадывая загадки, развиваю в детях способность к анализу, обобщению, формирую умение самостоятельно делать выводы. Перед загадыванием загадок с детьми провожу беседу о тех предметах или животных, о ком они составлены. Стараюсь чётко и кратко описывать предмет, который загадала.
3. Широко использую в своей работе театрализацию – именно она развивает речь, способствует лучшему запоминанию сказок, стихов, помогает инсценированию движений, игрушек, пальчикового и настольного театров. Дети с удовольствием разыгрывают знакомые сказки, песенки, потешки. Вместе с детьми обращаем внимание на интонацию голосов животных, учимся чётко, эмоционально проговаривать фразы, менять силу голоса, интонацию (говорим вопросительно, восторженно, испуганно).
4. Пословицы и поговорки. Используя в своей работе эти малые форма фольклора, я учу детей ясно выражать свои мысли и чувства, развиваю умение образно описывать предметы. Сначала с детьми знакомимся с пословицей или поговоркой, а уже потом пытаемся понять их смысл.
5. Сказки. Вместе с детьми просматриваем иллюстрации к сказке, знакомимся не только с героями сказки, но и с природой, предметами быта. После прочтения сказки провожу беседу с детьми: как они характеризуют того или иного героя сказки, как оценивают поступок героя. Обращаю внимание на речь героев (волк говорит страшным голосом, мышка тоненьким…)
7. Различные виды досуга и развлечений – показ «живых картинок», пальчиковые игры, подвижные игры.
Для реализации проекта я использую разные виды методов.
- Словесные: беседа, рассказ, чтение, проговаривание.
- Игровые: дидактические и подвижные игры.
- Наглядные: плакаты, альбомы, иллюстрации, различные виды театров.
Формы:
Тематические занятия, досуги-беседы, наблюдения, игры, моделирование ситуаций, разучивание стихов, загадок, потешек, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, свободно-самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов, консультативная работа с родителями.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей:
- подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора – это подвижные, пальчиковые игры.
- Изготовлены театры на стаканчиках и прищепках «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь».
- Приобретены аудио кассеты со сказками, стихами.
- В уголок для родителей регулярно помещаются материалы по развитию речевой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие разговорной речи детей средствами физического воспитания
Одним из эффективных приемов по развитию речи детей является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движениями. Эти упражнения можно использовать в различных моментах физкультурно-оздорови...
Консультация для родителей: " РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ И РЕЧИ ДЕТЕЙ"
Консультация для родителей....
Влияние малых форм фольклора на развитие активной речи детей 2-3 лет
Данная итоговая аттестационная работа может иметь практическую значимость исследования для воспитателей и родителей, так как здесь представлены содержание и методика развития речи детей 2-3 лет с испо...
Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается проблема развития связной речи детей средствами малых форм фольклора, её актуальность и значимость. Ключевые слова: фольклор, компетенция, развитие речи, реб...
Доклад для педагогов по теме: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Выступление на МО с темой «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»....
Консультация для родителей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей 4-5 лет"
Консультация для родителей«Влияние фольклора на развитие связной речи детей 4-5 лет"...
Консультация на тему: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Речь - не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информ...