Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)
В данной статье рассматривается проблема развития связной речи детей средствами малых форм фольклора, её актуальность и значимость.
Ключевые слова: фольклор, компетенция, развитие речи, ребенок, педагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_folklora_na_razvitie_svyaznoy_rechi_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста
Н.В.Демина МБДОУ ДС №86 г.Челябинск тел. 89080417265
В данной статье рассматривается проблема развития связной речи детей средствами малых форм фольклора, её актуальность и значимость.
Ключевые слова: фольклор, компетенция, развитие речи, ребенок, педагог.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания. Самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Для речевого развития ребенка возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение. Задача педагога, развивая речь детей младшего дошкольного возраста, состоит в помощи по освоению разговорной речи, родного языка. Источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Познавательное, воспитательное, и эстетическое значение фольклора велико, ведь он расширяет знания ребенка об окружающем мире, развивает чувство художественной формы, ритма родного языка. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свой труд, бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены, стремления народа, его фантазия, мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Таким образом, фольклор – это опыт народа, и использование фольклорных произведений формирует познавательные интересы ребенка. Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил русский педагог К. Д. Ушинский. А.П. Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи [1, с.36].
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Знакомство с народным творчеством обогащает чувства детей, формирует отношение к окружающему миру, играет важную роль во всестороннем развитии. По мнению Павловой Л.Н., кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца [2, с.28], фольклор является действенным методом воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей.
Многие фольклорные жанры связаны с игрой, в которой находит отражение жизнь и труд старших, поэтому здесь ярко выражены моральные установки народа, национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. Познания ребёнка об окружающем мире тесно связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности, в связи с этим в народных произведениях все животные действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики и морали.
Почему наши дети плохо говорят? Потому что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Устное народное творчество (УНТ) обладает способностью пробуждать в людях доброе начало. Работа с детьми с использованием УНТ создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через УНТ ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. На занятиях уделяется большое значение знакомству детей с загадками, считалками и потешками, колыбельными. Материал отбирается в соответствии с возрастными возможностями детей. Потешки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Потешка – одна из малых форм УНТ, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений [1, с.29]. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняется значения слов, которые дети услышат в потешке. Перед сном дети слушают колыбельные в записи. Детство и колыбельные песни неразлучны. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Чистоговорки, скороговорки формируют правильное звукопроизношение. Очень много произведений УНТ объясняют явления природы, поступки людей. Ребенок через фольклор учится понимать причину и следствие, отгадывая загадки, или слушая потешки и другие жанры фольклора. В ФГОСе указаны ориентиры, которым должен следовать воспитатель и к ним стремиться. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, и у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, наблюдать, экспериментировать. Владеть начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; быть знакомым с произведениями детской литературы, иметь представления о живой природе, естествознании, математике, истории и т. п. [3, с.9]. Фольклор помогает овладевать устной речи. Таким образом, можно сделать вывод, что использование малых форм фольклора помогает реализовывать принципы, направления и целевые ориентиры стандарта.
Список литературы
1. Бабаева, Т.И. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке дошкольников к школе и в детском саду [Текст] / Т.И. Бабаева. – Сыктывкар, 1991. – 60с.
2. Бабунова, Е.С. Организационно-педагогические условия реализации региональной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики [Текст] / Е.С. Бабунова // Актуальные проблемы дошкольного образования : сб. научн. тр. всерос. межвуз. науч.-практ. конф. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2003. – С. 274- 277.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. от 17.10.2013 г. №1155 [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадка...
Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...
Доклад для педагогов по теме: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Выступление на МО с темой «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»....
«Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы р...
Сообщение на тему «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Сообщение на тему "Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"Подготовила: воспитатель Кудаева Е.Н....
Индивидуальный план по самообразованию "Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"
Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, спосо...
Сообщение на педсовете: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста.По словам А.П. Усовой "словесное русское нар...