Методические рекомендации по постановке детского танца «Идёт солдат по городу»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Шевчук Наталья Анатольевна

Описание и схемы танцевальной композиции "Идет солдат по городу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\13245332.jpg

1

Составители: Шевчук Н.А. педагог дополнительного образования

                          МБДОУ «Детский сад №73 – ЦРР»

И.А. Рябцева, председатель ПЦК Народное художественное творчество  КГБПОУ «Бийский педагогический колледж»

Рецензент: Е.С. Уварова, преподаватель спецдисциплин отделения

                     Народное художественное творчество КГБПОУ «Бийский

                     педагогический колледж»

2

Оглавление

Пояснительная записка…………………………………….3-4

Особенности детского танца………………………………5-6

Образное описание содержания танца……………………7

Описание схем………………………………………………8-10

Описание танцевальных комбинаций…………………….11-13

Заключение………………………………………………….14

Список использованных источников……………………..15

Приложение «Видеозапись танца и музыкальный материал»

3

Пояснительная записка

Особая роль в эмоциональном развитии ребенка-дошкольника отводится искусству. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а так же  помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.

Искусство танца - средство воспитания и развития ребенка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей еще маленького человека. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым.

Специфика  танца состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека передаются без помощи речи, средствами движений и мимики.Посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать себя эмоционально и музыкально в творчестве, воспитать внимание, волю и коммуникабельность.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.   2015 год - юбилейный год в истории России, год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной. Таким событием стала Великая Отечественная война, небывалая по своим масштабам, массовому героизму на полях сражений, лишениям, самоотверженному труду в тылу, и невыразимому трагизму.

Проходит время, все дальше и дальше, вглубь времен уходит Победа. Но память о ней нужна и нынешнему, и будущим поколениям как яркий пример беззаветного служения народа своему Отечеству, среди которого были наши отцы и матери, наши дедушки и бабушки, наши соседи. Помнить о защитниках Отечества хотя бы на их Малой Родине наш нравственный долг.

4

В нашем детском саду состоялся большой праздник, посвященный этой дате, хореографическая группа «Огоньки» подготовили танец «У солдата выходной».

        Чтобы праздник в детском саду получился ярким и запоминающимся, как деткам, так и их родителям,  выбирала постановку, в которой можно было бы использовать интересные костюмы. Например, была взята и военная форма и яркие детские платья для девочек. В этом танце прослеживается и торжественность момента, и игривость и память о важном событии. Дети с удовольствием разучивали этот танец, репетировали, станцевали на празднике, получили слова благодарности от взрослых.

Цель: Постановка детского танца « Идет солдат по городу».

Задачи:

1. Изучить методические и технические особенности детского танца.

2.Сочинить композицию танца

3.Составить описание танца по схеме:

а) образное описание содержание танца

  б)  автор музыки, музыкальный размер

  в) расшифровка условных обозначений

  г) описание композиции танца

  д) описание танцевальных движений.

4. Осуществить видеозапись танца в исполнении хореографического коллектива  «Огоньки» МБДОУ «Детский сад№73 –ЦРР»

5

Особенности детского танца

Детский танец имеет свою специфику и особенности. Все согласятся, что главное в нем - не безупречно освоенная техника, а творческий подход и заинтересованность ребенка. Первое и самое главное в обучении пластике - будь то детский танец буги-вуги или любой другой - это поймать и удержать детское любопытство. И если заинтересовать ребенка можно довольно легко (ведь малыши всегда стремятся к чему-то новому), то с удержанием внимания на обучении могут возникнуть проблемы, так как в таком возрасте достаточно быстро все надоедает. А ведь любопытство - ключевая составляющая любой детской деятельности. Добиться нужного эффекта можно, постоянно меняя либо направление, либо подход. Например, интересны будут студии, где ведется комплексное обучение различным стилям. Тогда ребенок сможет изучать попеременно то детский танец , то джаз-модерн, то народные и спортивные направления. Это помогает не только заинтересовывать его чем-то новым и необычным, но и выявлять склонности к какому-то определенному направлению. Ведь если ребенок полюбит восточные мелодии, ему будет гораздо приятнее перевестись в группу, где занимаются только этим.

          Детский танец предполагает также и особую методику преподавания. Всем известно, что малыши лучше всего учатся чему-либо, если это преподносить в игровой форме. Поэтому на занятиях можно устраивать соревнования, включать в танец какие-то веселые движения. Можно также предлагать ребенку самостоятельно что-либо придумывать и организовывать, ведь это стимулирует его развитие.

          Еще один важный аспект, без которого не может сложиться детский танец, - деление на возрастные группы. Ведь в юном возрасте даже разница в пару лет может стать очень явно заметной. Поэтому стоит собирать небольшие команды ровесников. Это не только способствует лучшим отношениям в коллективе, но и упрощает работу педагога, который должен найти к каждому подход. При таком разделении становится намного легче распределять нагрузки и искать подходящий материал.

Никогда не забываю о том, что детский танец - это, в первую очередь, удовольствие.

          Не нужно заставлять ребенка делать что-то, что ему неинтересно. И не нужно критически относиться к его неудачам. Нужно помнить, что любая

6

детская деятельность - это еще и развитие, становление и самоопределение, поэтому нужно позволить ему быть тем, кем он хочет, и всячески поддерживать его. Указывать ему на положительные и сильные стороны, чтобы повысить его самооценку, а еще подчеркивать направление, в котором нужно над собой поработать.

          Если учитывать все выше перечисленные требования, можно превратить детский танец в приятное времяпрепровождение для ребенка. Если вы добьетесь того, что он полюбит свое занятие, то вы будете каждый день видеть его счастливым и довольным. Не заставляйте ребенка делать что-то, что ему чуждо. Не ограничивайте его фантазию и позвольте ему танцевать так, как он чувствует - и тогда он всю свою жизнь будет с благодарностью вспоминать первые занятия хореографией.

7

Образное описание содержания танца

Тема: У солдата выходной.

Идея: Посвящается 70летию Великой Отечественной войны.

Место действия: Город.

Время действия:  День.

Действующие лица:мальчики-солдаты, девочки.

Исполнители: 16 детей ,8 девочек, 8 мальчиков.

Драматургическое построение номера:

Экспозиция:  Однажды мальчики решили поиграть в солдат,  и  пошли прогуляться по городу.

Завязка:Солнечный денек. Солдат вышел прогуляться, к нему присоединились его друзья.

 Развитие действия: Солдаты-мальчики встречают девочек, они вместе идут в парк развлекаются, катаются на карусели.

Кульминация:Мальчики – солдаты обижены на игривое поведение девочек и покидают парк.

Развязка:  Дети разбежались по домам.

8

Описание схем танца

Музыкальное сопровождение:

Музыкальный размер: 4/4

Музыка В. Шаинского, слова М.Танича.

Условные обозначения:

-мальчики

-девочки

-     - перемещение танцующих.

Рисунки

Комбинация

Комбинация №1

Комбинация №2

Комбинация №2

Комбинация №3

Комбинация №4

Комбинация №5

Комбинация №6

Комбинация №7


11

Описание танцевальных комбинаций

Комбинация №1  Куплет 1.

1.У солдата выходной, пуговицы в ряд
2.Ярче солнечного дня золотом горят,

3.Часовые на посту, в городе весна,


4.Проводи нас до ворот,
Товарищ старшина, товарищ старшина.

1.Солист выходит маршем(строевым) на середину сцены, поворачивается к зрителю, отдает честь.

2.С правой и левой кулисы выходят друг за другом маршем остальные мальчики и становятся в шеренгу.

3.Маршем идут шеренгой вперед к авансцене.

4.В парах выполняют до за до, расходятся на 2 шеренги (образуя как бы коридор), стоят смирно, рука под козырек.

Комбинация№2. Припев.

5.Идет солдат по городу, по незнакомой улице,

6.И от улыбок девичьих вся улица светла.

7.Не обижайтесь девушки, но для солдата главное,
Чтобы его далекая любимая ждала.

5Солист двойным поскоком идет по коридору, встает на свое место, 1 шеренга отходит ко 2 шеренге маршем, расходятся в стороны с одинаковыми интервалами.

6.С левой кулисы друг за другом на носках, руки на юбочках выходят девочки, становятся каждая за своим мальчиком,делают выпад в право (как бы выглядывая изза мальчиков) затем закрывают руками глаза  у мальчиков.

7.Мальчики убирают руки девочек. Девочки на носках обходят мальчиков и на носках выбегают на авансцену, правая нога вперед, левая назад на носок, руки сложены на груди.

Комбинация№3 Куплет 2.

8.А солдат попьет кваску, купит эскимо,
Никуда не торопясь, выйдет из кино,

9.Карусель его помчит, музыкой звеня,

10.И в запасе у него,
Останется полдня, останется полдня.

8.Девочки расходятся по сторонам (с середины веером), встают колонами по правой и левой кулисе, кладут руки на пояс друг другу, выполняют покачивания из стороны в сторону.

 В это время мальчики, стоящие в шеренге поворачиваются к солисту полубоком, нога на пятку к солисту. Солист идет вперед (как бы гуляя) делая определенные свободные движения. 9.Остальные мальчики начинают продвигаться вперед. К ним подходят девочки, выполняют вертушку (как бы кружась на карусели). Раскручиваются в полукруг.

10.В парах дети выполняют раскрытие, закрытие, затем раскрытие, с поворотом меняясь местами.

Комбинация№4 Припев.

11.Идет солдат по городу, по незнакомой улице,

12.И от улыбок девичьих вся улица светла.

13.Не обижайтесь девушки, но для солдата главное,
Чтобы его далекая любимая ждала.

11.Девочки и мальчики маршем расходятся парами в шахматном порядке.

12. Девочки стоят за мальчиками, делают выпад, затем закрывают глаза мальчикам ладошками.

13.Мальчики убирают руки. Девочки, взявшись за юбки, на носках обходят каждая своего партнера, и выбегают вперед на авансцену, нога вперед, другая на носке назад, руки на груди.

Комбинация№5 Куплет 3.

14.Где любимая живет, липы шелестят,
И садится в карусель не ее солдат
15.Но, другие ни к чему все до одного,
16.Если только верно ждешь
Солдата своего, солдата своего.

14.Девочки и мальчики расходятся в разных направлениях, кто парами кто по одному (изображая шелестящие липы) Выполняют покачивания из стороны в строну.

15.Затем мальчики выходят на авансцену становятся в шеренгу.

16. Выполняют присядку, рука за голову, девочки в это время, на заднем плане объединившись в пары взявшись правыми руками, кружатся на носках.

13

Комбинация№6 Припев.

17.Идет солдат по городу, по незнакомой улице,

18.И от улыбок девичьих вся улица светла.

19.Не обижайтесь девушки, но для солдата главное,
Чтобы его далекая любимая ждала.

17.Девочки и мальчики маршем расходятся парами в шахматном порядке, по две пары.

18. Девочки стоят за мальчиками, делают выпад, затем закрывают глаза мальчикам ладошками.

19. Мальчики убирают руки. Девочки, взявшись за юбки, на носках обходят каждая своего партнера, и выбегают вперед на авансцену, нога вперед, другая на носке назад, руки на груди.

Комбинация№7 Повтор куплета.

20.Идет солдат по городу, по незнакомой улице,

21.И от улыбок девичьих вся улица светла.

22.Не обижайтесь девушки, но для солдата главное,
Чтобы его далекая любимая ждала.
Проигрыш.

20.Девочки выходят шеренгой на авансцену маршем, мальчики остаются на местах, поднимают вверх правую руку, махают только ладонью.

21.Затем расходятся маршем по разные стороны кулис,  становятся по 3 шеренги.

22.  затем выполняют гребенку навстречу друг другу, мальчики маршем, девочки на носках,  вполоборота к зрителям. Поменялись местами, помахали друг другу и убежали в кулисы.

14

Заключение.

        Цель методических рекомендаций достигнута: детский танец «У солдата выходной» поставлен.  Для этого были изучены особенности детского танца, сочинена композиция танца, составлено описание танца,  осуществлена видеозапись танца в исполнении хореографического ансамбля «Огоньки».                                                   

                Постановка детского танца требует знаний, методики движений и элементов детского танца дошкольного возраста. При постановке танца на детях  дошкольного возраста  нужно учитывать из возрастные и физические особенности.  Лексический материал должен быть прост, логически связан между собой.

                Детский танец «У солдата выходной» был поставлен в МБДОУ «Детский сад№73» хореографической группой «Огоньки», дети 6 лет.

         На первоначальном этапе детьми была прослушана песня,после чего спрашивалось их впечатление о ней, что они представляют себе под эту музыку и чтобы они хотели танцевать под нее. После чего началась постановка танца. Сначала изучались движения танца, затем танцевальные комбинации. В результате комбинации объединились в танец.

                Детский танец «У солдата выходной» получил диплом Лауреата на фестивале детско-юношеского творчества «Сюрприз».

                

15

Основная используемая литература:

1. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.

2. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.

3. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.

4. Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.

5. Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. – Дошкольное воспитание, 1991. – №12.

6. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. – М., 1973.

15

7. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением». – Научный руководитель Н.М. Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. – Национальный институт образования. – 2005.

8. Горшкова Е.От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Издательство «Гном и Д»., 2002. – 120с.

9.Т.В. Пуртова, А.Н.Беликова,О.В.Кветная «Учите детей танцевать» Москва 2003г.

10.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика» хореография в детском саду Москва 2006г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]

Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]...

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] (Пожиленко)

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]...

Методические рекомендации по постановке детского танца "Идет солдат по городу"

В данной работе идет описание движений из танца, представлены схемы перестроений в танце "Идет солдат по городу"....

Методические рекомендации к постановке спектакля по повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»

Образовательная деятельность по теме: "Театральная деятельность: "Баранкин, будь человеком!"" в рамках непосредственного участия, КУСТОВОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ...

Методические рекомендации "Ускоренная постановка звуков"

Данное пособие содержит описание методически грамотных приемов по работе над речевым дыханием, голосом, артикуляцией и выразительностью речи, которые можно использовать в работе с детьми-логопатами на...

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]

Пожиленко Е.А.Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006....