Проект "Коррекция дизартрических расстройств через коммуникативные игры"
проект (старшая группа)

Даниелян Марина Яковлевна

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14» с. Борисовка

Краткосрочный логопедический  проект «Коррекция дизартрических расстройств через коммуникативные игры»

Выполнила: учитель-логопед

Даниелян М.Я.

D:\оформление стендов\HiRes1.jpg

                 Паспорт проекта

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

  1. Информация об авторе проекта:

Название проекта

 «Развитие речи через коммуникативные игры»

Автор проекта

Даниелян Марина Яковлевна

Должность и место работы

Учитель-логопед МКДОУ д/с № 14 с. Борисвка

Контакты

Тел. 89525270771

  1. Сотрудники проекта:

№ п/п

Ф.И.О.

Основная должность, категория

Должность по проекту

1.

Даниелян Марина Яковлевна

Учитель-логопед, высшая категория

Разработчик проекта

2.

Сковородко Галина Сергеевна

Воспитатель 1 категория

Участник проекта

  1. Участники проекта: дети, родители
  2. Целевая группа: дети старшей логопедической группы с логопедическим заключением ОНР III уровня, дизартрия
  3. Время реализации проекта: декабрь 2020 г.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Так как в нашей группе много детей с дизартрическими расстройствами, то этим детям трудно начать игру, придумать сюжет, проявить инициативу и т.д. Для того, что бы у ребенка  скорректировать дизартриечские расстройства социализировать, научить активно, проявлять инициативу,  развить воображение в игре был задуман этот проект.      

  Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Основная цель проекта: корректировать дизартрические расстройства,  способствовать развитию речи детей с ОНР через игровую деятельность.

Задачи проекта:

-Развитие навыков общения в игре, формирование доброжелательного между сверстниками;

-Формирование  коммуникативности – умения распознавать эмоциональные состояния окружающих, выражать собственные переживания.

-Развитие компонентов устной речи  в игре, различных видах детской деятельности;

  • практическое овладение  нормами речи.

     -Воспитание социальных навыков;

  • освоение способов решения конфликтных ситуаций.

Участники проекта:

- дети старшей логопедической группы с логопедическим заключением ОНР III уровня, дизартрия;

- воспитатель группы;

- учитель-логопед;

- родители;

- музыкальный руководитель.

Тип проекта: обучающий, игровой.

Продолжительность: краткосрочный (декабрь 2020 г.)

Интеграция образовательных областей в данном проекте: физическая культура, здоровье, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, безопасность, социализация, музыка, художественное творчество.

Виды игр:

- Дидактические: настольно-печатные, словесные, игры с предметами.

- Сюжетно-ролевые;

- игры-драматизации, игры инсценировки;

- режиссёрские игры;

- подвижные;

- хороводные;

- музыкальные.

Методы и приёмы: игровые приемы, использование ИКТ, индивидуально - дифференцированный подход, создание и решение проблемных ситуаций, театрализация.

Материалы:

карточки-схемы, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, маски, ИКТ презентации, литературный материал и т.д.

1 этап – подготовительно-информационный, сбор информации.

  1. Календарно - тематический план на октябрь месяц по работе над проектом.
  2. Модель взаимодействия с другими педагогами.
  3. Перечень методов и приемов на развитие коммуникации

2 Этап – Практический – познавательный.

1.Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

2.Перечень методик коммуникативного развития.

3.Картотека коммуникативных игр.

  1. Этап – заключительный

          1.Фронтальное занятие

          2.Выводы

1 этап

1.Календарно - тематический план на декабрь месяц по работе над проектом с логопедической группой.

№ п/п

Сроки проведения

Название мероприятия

1

1 неделя

Дидактические игры  на развитие умения слышать, понимать и подчиняться правилам – 1 игра

2

2 неделя

НОД: «В гостях у жителей зимнего леса»

3

2 неделя

Дидактические игры на развитие умения контролировать движения и работать по инструкции – 1 игра

4

3 неделя

Театрализованная игра «Теремок».

5

3 неделя

Дидактические игры на воспитание доверия друг к другу, чувство ответственности за другого – 1 игра

6

4 неделя

Мнемологическая таблица – схема «Описание животных: лиса и заяц».

7

4 неделя

Дидактическая игра для того, что бы научиться общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства – 1 игра

8

В течение месяца

Консультация «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка».

2.        Модель взаимодействия с другими педагогами. 

«Тесная взаимосвязь педагогов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям. В работе по активизации словаря большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя — логопеда и воспитателя. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя.      

      Система работы по активизации развития речи через коммуникативные игры предусматривает индивидуальные, фронтальные НОД, а также самостоятельную деятельность ребёнка».

Совместная работа логопеда  с воспитателями логопедической группы по развитию речи через коммуникативные игры:

-  включение игр в режимные моменты и занятия;

- проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, коммуникативных игр;

- создание в группе условий, способствующих активизации речи детей через коммуникативные игры;

- систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты, во время игр;

- объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с логопедом проводит логоритмические занятия.

На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса). Проведение коммуникативных игр под музыкальное сопровождение.

3.        Перечень методов и приемов на развитие коммуникации

Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учёта ведущей деятельности возраста (игровой), ведущей формы общения (ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная). Особенности развития коммуникативной деятельности старших дошкольников логопедической группы, предполагают организацию деятельности общения с взрослыми в специфически организованной педагогической среде, что определяет возможность преодоления или значительную компенсацию отставания в коммуникативном развитии (формирование потребности общения, его мотивов). Работа по формированию коммуникативных умений осуществлялась в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.

           Существует ряд средств и методов, с помощью которых возможно развитие коммуникативных умений дошкольников.

К средствам относятся игровая, сценическая деятельности, продуктивные виды деятельности, игрушка.

К методам – коллективный разбор конфликтов, обсуждение пьес, работа с родителями, активная включенность самого ребенка в процесс общения. Педагог должен научить ребенка через коммуникативные игры:

  1. Развить умение слышать, понимать и подчиняться правилам.
  2. Развить умение контролировать движения и работать по инструкции.
  3. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.
  4. Учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.
  5. Развитие слухового восприятия.
  6. Учим задавать открытые и закрытые вопросы.
  7. Учим перефразировать сказанное (сохранив главный смысл).
  8. Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.
  9. Учим использовать такой прием активного слушания, как развитие мыслей собеседника.
  10. Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи.
  11. Развиваем способность аргументировать свою точку зрения.
  12. Развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично.
  13. Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому.
  14. Учим устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.

2 Этап – Практический – познавательный.

  1. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
  2. Перечень методик коммуникативного развития.
  3. Картотека коммуникативных игр.

.

1.        Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.  К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи у детей - усвоение грамматической системой языка. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения.  В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.  Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

    Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связный текст, используя все структурные элементы

(начало, середину, конец), и  соединять различными способами ценной и параллельной связи части высказывания.

2.        Перечень методик коммуникативного развития.

Существует  множество  разнообразных  средств  и  методов  развития коммуникативных навыков у дошкольников - это различные тренинги, мастер классы,  игры  и  другие.  На  мой  взгляд,  самым  результативным  методом является игра. В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация (то есть вхождение  в  человеческое  общество).  Приобщение  к  коммуникативной культуре - культуре  общения.  В  групповой  игре  впервые  проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Можно разделить их на несколько видов по типу восприятия:

  • Словесные методы: диалог, рассказ, чтение. Например, детям

читается какое-либо произведение, а после задаются вопросы на эту тему.

  • Визуальные методы: применение наглядных пособий,

демонстрация картинок. Например, детям предлагается описать то, что

изображено на демонстрируемой картинке.

  • Практические упражнения: театрализованная инсценировка

сказок, ситуаций. Например, детям предлагается игра «А как ты считаешь?».

Задумка игры в следующем, нужно найти проблемные ситуации, имеющие

важность для детей этого возраста, ведущий и ребенок поочередно достают

карточки и рассказывают свои мысли по поводу поступка персонажа. Данная

игра показывает ситуацию, в которой ребенок получает опыт представления

своих мыслей и принятия его окружающими.

  • Игровые методы: применение дидактических и сюжетных игр и

упражнений. Например, дети играют в сюжетно-ролевую игру «Семья». В

данной игре, дети учатся находить совместные решения в процессе общения,

договариваться, учиться слушать друг друга.

  • Физиологические методы: психогимнастика, пальчиковая и

дыхательная гимнастика. Например, детям предлагается игра «Слушай

хлопки!» развивающая активное внимание, которое необходимо для

успешной коммуникации. Суть игры состоит в том, что дети идут по кругу, и

когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, они должны остановиться и

принять позу «аиста». Если ведущий хлопнет два раза, дети должны принять

позу «лягушки». На три хлопка они возобновляют ходьбу.

  • Логические методы: постановка этических и нравственных

вопросов, загадки. Например, детям загадывают загадки на различные темы.

  1. Картотека коммуникативных игр для детей логопедической группы 5-7 лет.

1.        Развитие умения слышать, понимать и подчиняться правилам

«Менялки»

Упражнение проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.

Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

2.Развитие умения контролировать движения и работать по инструкции

«Группа в обручах»

Каждый ребенок берет обруч и с его помощью «прицепляется » к соседу – и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись, дети стоят тихо в ожидании начала звучания музыки; под музыку стараются двигаться так, чтобы сохранять цепочку. Ведущий может подсказать детям разные способы сцепления: за плечи, руки, ноги, туловище. Игроки могут образовать цепочку, конус, круг.

3. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

«Я не должен»

Педагог заранее готовит сюжетные картинки, связанные  с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок - окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.

Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.

4. Учим общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

«Сказки наизнанку»

Кукольный или настольный театр по известной сказке.

Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.

5. Развитие слухового восприятия

«Телефон»

С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и передает его первому игроку (на ухо, шепотом), тот по цепочке следующему и т.д. Когда слово доходит до последнего игрока, телефонист спрашивает его, какое слово он «получил по связи». Если слово названо неверно, телефонист проверяет каждого игрока и устанавливает, где нарушилась связь.

6. Учим задавать открытые и закрытые вопросы

«Почта»

Между участниками игры и водящим завязывается диалог.

Водящий. Динь, динь, динь!

Дети. Кто там?

Водящий. Почтальон.

Дети. Откуда?

Водящий. Из Рязани.

Дети. А что там делают?

Водящий. Танцуют (поют, смеются, плавают, летают) и т.д. (дети изображают действия, названные водящим).

7.Учим перефразировать сказанное (сохранив главный смысл)

«О чем я сказала?»

Педагог обращается к детям: «Послушайте, что я сейчас скажу. Бежит собака. Бежит ручеек. Бежит вода из крана. О чем я сказала?» Подводит детей к выводу: «Вы сказали, что собака, ручеек, вода из крана могут бежать».

Каждому ребенку дают по три предметные картинки. Перефразировать мысль педагога будет тот ребенок, про чьи картинки пойдет речь. Например, «Сложи вещи. Сложи руки. Сложи дрова. Плывет утка. Плывет человек. Плывет корабль. Летит самолет. Летит птица. Летит облако. Ножка у стула. Ножка у гриба. Ножка у мебели».

8. Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог

«Зеркало движений»

Один ребенок – «зеркало», все остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает «зеркалу» какое-либо упражнение или ряд действий. Дети открывают глаза, а «зеркало» подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены). Если у более половины детей правильные действия не получаются, выбирают новое «зеркало».

9. Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации

«Магазин игрушек»

Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.

10. Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи

«Что на что похоже»

Взрослый договаривается с детьми, что они для описания задуманного предмета или живого существа будут использовать только сравнения (по внешнему виду, действиям и т.п. со сходными и известными всем предметами). Назначается водящий, который выходит из комнаты и стоит за дверью, пока дети загадывают что-либо или кого-либо. Затем он возвращается и по описаниям-сравнениям пытается отгадать, что же дети задумали.

11. Развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично

«Художник слова»

Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя имени этого человека. Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие: «На какое животное похож? На какой предмет мебели?».

12. Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому

«Угадай, кто это»

Один ребенок – рассказчик; остальные сидят на стульях по кругу. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка-«отгадку» в круг, и он вместе с рассказчиком, взяв его за руки, шагает под песню, исполняемую детьми:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях; угадавший становится рассказчиком.

  1. Этап  - заключительный

1.Фронтальное занятие.

Тема логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

«В гостях у жителей зимнего леса»

(притяжательные прилагательные)

Дата: 15.12.2020

Продолжительность: 35 минут

                                                                                                                                        Подготовила учитель-логопед                                                                                                                                         МКДОУ  д\с № 14 с. Борисовка                                                                                                                                    Даниелян Марина Яковлевна

Цель: создание условий для формирования связной речи и грамматического строя; пополнения словарного запаса и развития звуковой культуры речи.

Задачи:

Образовательные:

-продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные, упражнять в правильном употреблении их в речи;
- упражнять в употреблении существительных в творительном падеже;   предлогов –за-, -из-за;
- закрепить навык составления сложного предложения с союзом «потому что»;
- способствовать накоплению активного словаря, путем различных фор м существительных и прилагательных;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- согласование числительных 1-2-5 с существительными;
- образование формы множественного числа существительных с окончанием     –и-, -ы-;
- развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, связной речи, мелкой моторики.

Развивающие:

- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;

- развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу;

- улучшить тонус мышц аппарата речи с помощью логопедического массажа лица.

Воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, воспитание любви к природе;

- воспитание бережного отношения к природе.

Материал: 

Презентация; ёлка; сугроб; картинка с наложенными друг на друга животными; предметные картинки (лес, волчьи лапы, волчья голова; капуста, морковка, заячьи уши; мёд, малина, медвежья морда; орех, гриб, беличья голова; курица, рыба, лисий хвост); мягкие игрушки (медведь, волк, белка, лиса, заяц, олень); мяч, указка.

Раздаточный - картинки с недостающими частями у диких животных, карандаши, конверты, следы животных (белки, зайца, лисы, волка, медведя); силуэты животных; пенёчки.

Этапы НОД

Содержание

Приемы

Метод.указания

1. Оргмомент.

Ход занятия.

Логопед: Мы с вами гуляли по лесу, вышли на опушку, присядем на пенёчки. Послушаем звучание метели (запись звуков метели). Оглядимся вокруг, как много зверей в лесу, но все они спрятались.

(Дети заходят в группу, на полу – пенёчки.)

Словесный, визуальный, игровой приемы

Повышена мотивация к содержанию НОД

2. Основная часть

Профилактика оптической дисграфии. Образование существительных в творительном падеже.

Логопед показывает картинку с наложенными друг на друга изображениями животных.

Логопед: С кем можно встретиться в лесу?

(Дети рассматривают картинки.)

Отвечают:

- Мы можем встретиться с волком,

медведем, лисой, зайцем

Наглядный, игровой прием

Умение правильно отвечать на поставленный вопрос

3.Коммуникативная игра.

Логопед:

Для того что бы быть готовыми к встрече с животными давайте подготовимся.

 «Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

 Крепко за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся.»

Подарим друг другу улыбки.

Игровой прием

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности

4. Употребление простого предлога –за- и сложного –из-за.

Логопед: Давайте поиграем со зверями в прятки.

 

-Звери будут прятаться –за- (сугроб, ёлку, дерево).
- Выглядывать –
из-за- (сугроба, ёлки, дерева).


- Куда спрятался волк?
- Откуда выглядывает волк?

Звери: волк, лиса, медведь, заяц, белка, олень.

Проговаривают  полученные предложения с предлогами

Ваня: За сугроб.

Саша: Из-за сугроба.

Наглядный, логический, практический, игровой прием

Закрепление употребления предлогов

5. Развитие зрительного внимания, памяти

Логопед: А сейчас животные хотят поиграть с вами в игру  «Что изменилось?» (дети закрывают глаза, животные меняются местами).

(Дети угадывают, какие животные поменялись местами)

Наглядный, логический, игровой методы

Умение концентрировать внимание.

6. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед: Пойдем дальше по лесу.

 - Что заметили на земле?

Дети: Следы.
Логопед: Давайте определять, чьи следы?

Саша, иди по следу, возьми конверт. (Дети идут по цепочке следов, в конце конверт, в конверте картинки).

Саша: Это волчьи следы.


Логопед: Лес, волчьи лапы, волчья морда. Чьи это следы?....
А скажите, какого следа здесь не должно быть? 

Наглядный, логический, игровой, практический методы

Умение: Правильно отвечать на вопрос: чьи?

7. Физминутка

(Координация речи с движением, закрепление в речи Существительных с суффиксами –онок, -ёнок)

Логопед:

Зимним днем лесной тропой

(Спокойно идут по кругу

друг за другом)

Звери шли на водопой

(Идут громко топая)

За мамой лосихой топал лосёнок,

(Крадутся на носочках)

За мамой лисицей крался лисёнок,

За мамой ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно

двигаются вперед)

За мамой медведицей шёл медвежонок

(Идут вперевалку)

За мамою белкой скакали бельчата,

(Скачут вприсядку)

За мамой зайчихой – косые зайчата,

(Скачут как зайки)

Волчица вела за собою волчат,

(Растопырить пальцы – злой волк)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, хлопают в ладоши).

Игровой, физиологический методы

 

Создано эмоциональное настроение, снята утомляемость.

8. Составление сложного предложения с союзом «потому что».

Логопед:

- Идем по лесу дальше. Кто-то нас зовёт, кому-то нужна наша помощь?
- Посмотрите, все животные белые. Надо расселить их по домикам.

Поможет вам цвет домика, а рассказать об этом поможет – схема-ключ. 

Логопед: (дает образец рассказа)
- Я поселю волчью семью в серый домик,
потому что у них шерсть коричневого цвета. 
- Я помогу волчьей семье – это папа – волк, мама – волчица, ребенок – волчонок.
 (Приклеить на липучки животных в серый домик).
Домики: белый – заячий, серый – волчий, коричневый – медвежий, оранжевый – лисий.
(Дети по схеме составляют сложное предложение с союзом  «
потому что»)

Визуальный, практический, игровой, словесный методы.

Умение работать по схеме

9. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики

Логопед: Нам пора возвращаться с прогулки в группу. Лесные звери прислали письмо. В письме фотографии. Вы должны проявить их, соедините карандашом точки.

(Дети на листе белой бумаги  соединяют карандашом точки, появляются части тела животных)

Логопед:
- Что ты проявил на своей фотографии?

Дети:

- лисий хвост,  

- заячьи уши,  

- волчьи лапы.

Визуальный, практический, игровой, словесный методы.

Закреплена мелкая моторика, зрительное внимание

10. Развитие мышления. 

Логопед: Давайте поиграем в игру «4-й лишний». Кто лишний, почему?  Я вам раздаю по 4 картинки, вы должны убрать лишнее животное и сказать почему.
Волк, лиса, корова, медведь.

Лиза: Корова, т.к. это домашнее животное.

Сережа: Белка т.к. это взрослое животное.

Валера: Белка т.к. это дикое, лесное животное.

Маша: Лисенок т.к. это детеныш.

Саша: Волк т.к. волк  лесное животное средней полосы.

Ваня: Собака т.к. домашнее животное.

Визуальный, практический, игровой, логический, словесный методы.

Развито умение анализировать, выделять лишнее и обосновывать свой выбор.

11. Согласование числительных 1-2-5 с существительными.

Логопед:
Давайте посчитаем наших животных.

Один заяц- два зайца -пять зайцев;
Одна белка – две белки – пять белок;

 Один олень – два оленя – пять оленей…

(Дети считают сначала вместе с логопедом, потом одни)

Визуальный, практический, игровой, словесный, логический методы.

Развито умение работать по аналогии.

12. Гимнастика для глаз.

      Логопед:

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире,

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Игровой, физиологический, словесный приемы

Создано эмоциональное настроение, снята утомляемость и нагрузка на глазки

13. Образование формы множественного числа существительных с окончанием –и-, -ы-.

Логопед: Давайте с вами поиграем с мячом в игру  «Один-много».

Я говорю животное в единственном числе, а тот, кому я брошу мяч говорит во множественном.

Например:
Лиса – лисы

волк –

белка –

медведь –

заяц –

(Дети дают ответы)

Маша: волки;

Коля: белки;

Даша: медведи;

Данил: зайцы.

Визуальный, словесный, практический, игровой, логический методы.

Умение образовывать формы множественного числа

14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суф-фиксами.

Логопед:

- Вы не устали?

- Настроение хорошее?

(Дети отвечают)

- нет

- да

Логопед:

Тогда давайте с вами поиграем с мячом в ещё одну игру «Назови ласково».

Я называю животное, а тот, кому я брошу мяч, называет это животное ласково.

Например:
Медведь – медвежонок;

 ёж –

волк –

лиса-

белка –

заяц –

Никита: ежонок;

Вероника: волчонок;

Захар: лисичка;

Егор: белочка;

Вова: зайчонок

Словесный,

практический, игровой, логический методы.

Умение образовывать существительные  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

15. Заключительная часть.

Итог занятия

Логопед: Что мы делали на занятии?

(Ответы детей)

Ходили в гости в зимний лес к животным.

Благодарят белочку.
Логопед: Вы очень хорошо сегодня занимались. Белочка прислала вам угощение. 

Игровой, словесный приемы

Подведение итогов

3 этап

Выводы: Основная цель проекта: корректировать дизартрические расстройства, способствовать развитию речи детей через игровую деятельность достигнута. К концу проекта дети уже самостоятельно могли играть в коммуникутивные игры и даже предлагали сюжеты новых игр, доброжелательно общаться в игре со сверстниками, ребята группы могут выражать свои собственные переживания и рассказать о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Развитие игрового и свободного общения ребёнка со взрослыми и детьми через коммуникативные игры»

презентация «Развитие игрового и свободного общения ребёнка со взрослыми и детьми через коммуникативные игры»  будет полезна воспитатлем для работы с детьми...

Мастер - класс для педагогов и воспитателей на тему: «Развитие игрового и свободного общения ребёнка со взрослыми и детьми через коммуникативные игры»

Мастер - класс для педагогов по теме: «Развитие игрового и свободного общения ребёнка со взрослыми и детьми через коммуникативные игры»Цель: Совершенствование профессионального мастерства педагог...

Программа « Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через коммуникативные игры»

Данная программа направлена на сохранение эмоционального здоровья,  рассчитана  на развитие личностного потенциала детей, их индивидуальности Ожидаемый результат представленной программ...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через коммуникативные игры

Подборка коммуникативные игр в помощь педагогам  на : -Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР друг к другу;·-Принятие каждого р...

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Психомоторика представляет собой совокупность анатомо-физиологических и психологических механизмов, обеспечивающих осуществление простых и сложных двигательных реакций и действий. Понятие «психо...

Презентация: "Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры"

Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры....

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...