Конспект занятия по полихудожественной деятельности «Защитники Отечества» (по картине В. М. Васнецова "Богатыри")
план-конспект занятия (подготовительная группа)
На занятии дети знакомятся с картиной В. М. Васнецова "Богатыри". восприятие картины усиливает музыка А. П. Бородина и стихотворение И. Есаулкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_kartine_bogatyri.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №406 комбинированного вида «Аленка»
Конспект занятия по полихудожественной деятельности
«Защитники Отечества»
Выполнила: Крюкова Т.М.
2019 г
Задачи: познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри». Помочь детям почувствовать замысел художника – сила русского духа, защищённость земли русской. Обогатить словарь детей словами, обозначающими названия одежды и оружия богатырей, активизировать в речи детей выражения и слова, описывающие личные качества человека. Развивать эстетические, патриотические чувства. Воспитывать уважение и любовь к Родине, желание больше узнать о жизни своих предков.
Материалы к занятию: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», аудиозапись А. П. Бородина «Богатырская симфония», бумага для рисования, карандаши.
Предварительная работа: чтение былин о богатырях.
Ход занятия
- Ребята, вы уже знаете, что скоро будет праздник – День защитника Отечества. Поэтому сегодня мы с вами познакомимся с настоящими защитниками нашей страны.
Звучит «Богатырская симфония» А. П. Бородина
Воспитатель открывает перед детьми картину В. М. Васнецова «Богатыри», дает детям время прослушать музыку и рассмотреть картину
- Как вы думаете, кто изображен на этой картине? (ответы детей) Правильно, это богатыри, мы с вами читали о них былины. Картина Виктора Михайловича Васнецова так и называется - «Богатыри». Назовите их по именам.
– Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
- Да, это самые любимые и известные русские богатыри. Посмотрите внимательно на богатыря в центре картины. Расскажите о нём: Кто это? (Это богатырь Илья Муромец).
- Какой он? (Он сильный, храбрый, смелый.)
- Какие у него доспехи? (У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем.)
- Какой у него конь? (У него черный большой конь)
- Как он вооружён? (В руках у него копье палица.)
- Чем он отличается от других богатырей? (Он старше всех богатырей.)
- А теперь попробуем рассказать о Добрыне Никитиче. Что мы можем сказать о нём?
- Какой он? (сильный, отважный). Кто еще дополнит?
- Какие доспехи защищали его? (кольчуга, шлем)
- Чем он вооружен? Расскажите о коне.
- Как зовут третьего богатыря? Что вы о нём знаете? Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? (душа-парень). Как он смотрит? Чем вооружён?
- Как художник показал нам силу богатырей?
- В. М. Васнецов, чтобы подчеркнуть силу богатырскую, использовал приём выразительности – композиция. Композиция – размещение изображения на холсте, построение картины. Художник изобразил богатырей крупно на переднем плане, они собой как бы заслоняют русскую землю.
- Что делают богатыри на картине? Как вы догадались?
- Жесты и мимика богатырей подсказывает нам, что они готовы в любой момент отразить натиск врагов.
- А что Васнецов изобразил перед конём Алёши Поповича? …
- Маленькие, молоденькие ёлочки, как бы подчёркивают силу, мощь богатырей.
- Послушайте, какое стихотворение написал Иван Есаулков о картине «Богатыри» (фоном звучит «Богатырская симфония А. П. Бородина»):
Раздольна родная земля, широка –
Леса, и холмы, и равнины!
И, ветром гонимы, плывут облака,
Доносится запах полыни.
Стоит на границе со степью дозор,
Могучая наша застава.
Она излучает отвагу, задор,
Спокойствие. Честь ей и слава!
А ветер порывисто гнёт ковыли,
Волны переливы вдаль гонит.
Защитникам нашей священной земли
Под стать богатырские кони.
Тяжёл и могуч Ильи конь вороной
И в землю вонзает копыта.
А Муромец из-под руки пред собой
Глядит: не нужна ли защита?
Врага поразит булавой иль копьём,
Иль даже калёной стрелою.
Но нет никого впереди, только гром
Грохочет за дальней горою…
А слева – Добрыня, степенен и твёрд,
И родом и племенем знатен,
Поэтому он величав собой, горд,
Наряден по-княжески, статен.
Видны на нём золото и жемчуга,
Кольчуга со шлемом сияет.
И меч-кладенец осторожно рука
Из ножен уже вынимает.
Лицо благородно, взгляд остр и суров –
Готов к новой битве Добрыня,
И конь насторожен – иль чует врагов,
Иль запах вдыхает полыни.
Правее же Муромца виден храбрец
Алёша, красивый и юный,
Хитёр и смекалист, ещё и певец –
Душ девичьих трогает струны.
Со стрелами лук взял Алёша с собой,
Ещё длиннохвостую плётку,
Повесил он гусли себе за спиной –
Сыграть на досуге в охотку.
Лишь хищная птица парит над холмом,
Да выглядят камни тревожно,
Опять громыхнёт за увалами гром,
Зарница блеснёт осторожно.
Спокойно Илья пред собою глядит,
И не колыхнётся десница...
А мимо заставы зверь не пробежит,
И не пролетит мимо птица!
- Сейчас, как и в начале занятия, звучала «Богатырская симфония» Александра Порфирьевича Бородина. Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (ответы детей)
- Симфония воспевает могущество Родины и русского народа. Начало 1 части Симфонии звучит мощно, очень сильно, как-будто богатыри удерживают поводья лошадей, готовых к бою.
- Давайте повторим, какую картину мы с вами рассматривали? Кто ее написал?
- Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (ответы детей).
- Какими качествами должен обладать современный богатырь? (ответы детей)
- Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, космонавты, врачи и т. д.)
- Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других людей, как настоящие богатыри. Давайте пройдем за столы и нарисуем тех людей, которых вы считаете современными богатырями.
Дети выполняют задание.
Рассматривание рисунков и оформление выставки работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Защитники Отечества"
Конспект занятия по разделу "Социальный мир", посвященному "Дню защитника Отечества"...
План-конспект занятия по развитию речи "Защитники отечества"
В образовательно-воспитательном процессе основной формой формирования патриота является воспитание. Актуальным является воспитание уважительного отношения к историческому наследию,...
Конспект занятия по развитию речи: "Защитники Отечества"
Конспект занятия по развитию речи о защитниках Отечества для подготовительной группы, загадки на военную тематику, пальчиковая гимнастика "Есть игрушки у меня", выкладывание танка из палочек для разви...
Конспект занятия на тему "День защитника Отечества".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "День защитника Отечества" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект позволяет расширить знания детей о родах войс...
Конспект занятия на тему: «День защитника Отечества»
открытое занятие...
Конспект занятия на тему: «День защитника Отечества» для детей 6-7 лет
Цель: обучение технике «оригами» в процессе изготовления подарков к Дню защитников Отечества (Рубашка-оригами)...
Конспект занятия по теме: « День защитника Отечества»
Конспект занятия по теме:« День защитника Отечества»...