Консультация для воспитателей «Промышленный туризм. Ранняя профориентация дошкольников»
консультация
В настоящее время, согласно ФГОС ДО, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. В Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateleypromyshlennyy_turizm.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
«Промышленный туризм. Ранняя профориентация дошкольников».
Подготовила : воспитатель высшей категории
Красикова Т. Л.
В настоящее время, согласно ФГОС ДО, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. В Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.
Их задача в этом отношении - в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей.
Сегодня, профориентационная работа приобретает статус важного условия социализации личности и её гражданского становления, способствует гармонизации взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Человек, который выбирает профессию, должен знать свои индивидуальные особенности, интересы, склонности, способности, мотивы, потребности для того, чтобы соотнести свои возможности, требования с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку. Однако, на рынке труда все меняется стремительно, и это влечет за собой не только появление новых профессий, но и устаревание ряда старых - в связи с ускорением технологического прогресса профессии начинают появляться и исчезать все быстрее.
С этой точки зрения большую актуальность приобретает именно ранняя профориентация, начинающаяся с дошкольного возраста.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Ребенок дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Поэтому цель, которая стоит перед педагогами : создание условий для ранней профориентации детей дошкольного возраста через использование современных образовательных технологий.
Задачи:
• Дать детям начальные и максимально разнообразные представления о современных профессиях;
• Сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
• Предоставить детям возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессий более уверенно.
Реализация данных задач происходила с использованием различных технологий, таких как:
1. Технология проектной деятельности .
2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
3. Образовательная квест-технология.
4. Технология интегрированного обучения .
5. Информационно-коммуникационные технологии.
6. Здоровьесберегающие технологии .
Работа по ранней профориентации детей с дошкольного возраста строится с учетом следующих принципов:
1. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
Одним из, новых подходов при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является промышленный туризм.
Промышленной туризм – это организация экскурсии на действующие промышленные предприятия.
Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных и традиционных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения.
Во время экскурсий рекомендуется организовывать встречи с представителями разных профессий. Чтобы «оживить» эти встречи, необходимо заранее провести с дошкольниками подготовительную работу по тем профессиям, с представителями которых ожидается встреча.
На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений необходимо, в первую очередь, соблюдать технику безопасности на рабочем месте. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы.
Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастает, если они смогут принять в нём хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, е назначение.
В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объёма познавательного материала, но и во всё большем углублении в суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам.
Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».
Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Промышленный туризм в ранней профориентации дошкольников"
Что такое "Промышленный туризм?"...
Консультация для воспитателей по проекту "Ранняя профориентация старших дошкольников"
Методическая помощь воспитателю...
Консультация с родителями на тему: «Ранняя профориентация дошкольников и роль родителей в ней»
Консультация содержит определения основных терминов и предложен краткий список того,что родитель может рассказать ребенку о выборе профессии....
«Организация работы по ранней профориентации дошкольников посредством промышленного туризма»
В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Очевидна по...
Консультация для воспитателей на тему: «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...
Викторина для воспитателей на тему: "Ранняя профориентация дошкольников"
Игра викторина по теме:«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» В настоящее время социально-экономическая с...
Организация работы по ранней профориентации дошкольников посредством промышленного туризма»
Одним из важных направлений социального и познавательного развития дошкольников является ознакомление с трудом взрослых. «Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах направленности труда...