Консультация с родителями на тему: «Ранняя профориентация дошкольников и роль родителей в ней»
консультация

Левашова Мария Анатольевна

Консультация содержит  определения основных терминов и предложен краткий список того,что родитель может рассказать ребенку о выборе профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_mart.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Егорлыкского района»

Консультация с родителями на тему: «Ранняя профориентация дошкольников и роль родителей в ней»

Подготовила:

Воспитатель Левашова М.А

март 2022г.

Ранняя профориентация дошкольников и роль родителей в ней.

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека. К сожалению, нередко этот выбор делается по настоянию родителей или за «компанию» с другом. А зачастую ответить на вопрос о том, кем стать, не удается из-за нехватки знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности. Традиционно принято считать, что основным периодом самоопределения (выбора профессии) является подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий происходит  еще в дошкольном  детстве.  Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

Что такое профессиональная ориентация?

     Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.      

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.

  С помощью ранней профориентации мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время — каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось — могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети :

 - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место,

- понимали, что труд — это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами —  по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

 

«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.»  А.Г. Асмолов

 Больше всего дошкольники любят играть, недаром игру психологи считают ведущей деятельностью ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.       

Что родители могут рассказать ребенку   о выборе профессии

(практические советы родителям)

  *    Очень важно не оказываться в роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает.

        *​      Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами – предложите ребенку совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводите его на работу.

        *      Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь».         

Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников.

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление  о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.  Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Роль родителей в формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста».

.Цель: развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей.Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети чер...

Ранняя профориентация дошкольников и роль родителей в ней.

Материал предназначен для родителей и воспитателей детского сада...

Консультация для родителей "Ранняя профориентация дошкольников и роль родителей в ней."

Консультация для родителей "Ранняя профориентация дошкольников и роль родителей в ней."...

Консультация для воспитателей на тему: «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...

Мастер - класс для родителей на тему "Ранняя профориентация дошкольников"

Вашему вниманию представляется мастер - класс для родителей на тему "Раняя профориентация дошкольников"Ранняя дошкольная профориентация — это система мероприятий, направленных на прогн...