Сообщение: «Развивающая предметно-пространственная среда как средство речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста». Воспитатель: Алексеева Людмила Васильевна, май 2021 г.
материал (младшая, средняя группа)

АЛЕКСЕЕВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на речевое развитие детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Сообщение:

«Развивающая предметно-пространственная среда

как средство речевого развития

детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Алексеева Людмила Васильевна

ГМО воспитателей младших и средних групп «Мир открытий»:

«Организация развивающей предметно-пространственной

 среды как средство речевого

развития детей младшего и среднего дошкольного возраста»

г.о. Электрогорск, 20.05.2021г.

1 слайд.

Актуальность

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования.  Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Содержание работы в соответствии с ФГОС ДО (пункт 2.6)

Согласно ФГОС ДО и ООП речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
  • обогащение активного словаря
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • развитие речевого творчества
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  • формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.

Речевая развивающая среда (РРС) – это не только предметное окружение, а также и пример речи взрослого.  Речевая среда, созданная в определённой группе, это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы

Главными составляющими речевой развивающей среды являются:

  • специальное оборудование для каждой группы
  • методы и приемы, которыми мы руководствуемся при развитии разных сторон речи дошкольников
  • речь педагога

Опираясь на все выше сказанное в основу речевой среды входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие разных сторон речи дошкольников.

2 слайд 

Знакомство с художественной литературой. Книжный уголок

Книжный центр включает в себя различные литературные произведения: это русские народные и зарубежные сказки, произведения советских и зарубежных писателей, стихи разных авторов.

Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.

Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.

Можно работать над интонационной выразительностью речи. Также дети делают первые шаги в чтении, знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.

Центр театра

Речевое развитие очень тесно связано с театрализованной деятельностью, поэтому в группе имеются различные виды театров:

  • Магнитный
  • Резиновый
  • Пальчиковый
  • Деревянный
  • Матрешечный

3 слайд 

Уголок ряженья. Парикмахерская.

Наши дети с большим удовольствием меняют свои образы. Уголок ряженья любимое место для игр не только девочек, но и мальчиков. Этот уголок один из главных компонентов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка, и способствует не только речевому развитию, но и формированию коммуникативных навыков, развитию подражательности и творческих способностей детей.

4 слайд

Уголок природы

Для реализации данного направления в группе имеется наглядно- иллюстрационный материал в соответствии с лексическими темами и настольно-печатные игры

   Обогащение активного словаря в работе с детьми от 4 до 5 лет направлено на освоение и использование в речи:

  • названий предметов и материалов, из которых они изготовлены
  • названия живых существ и сред их обитания (например: насекомые), трудовых процессов
  • слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества

5 слайд

Уголок Кухня.

Дети учатся правильно взаимодействовать, выстраивать фразы культурного общения. Такие игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

Грамотная организация предметно - развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Пример: посуда -  это то, что необходимо людям для еды, приготовления пищи) и т.д.

6 слайд

Строительный центр.                                                                                        Центр содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, фотографии, рисунки. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значение предлогов и употреблять их в речи.

7 слайд

Уголок безопасности дорожного движения.

Он оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит макет с разметкой улиц и дорог. Расположенные в этом уголке дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.

8 слайд

Центр сенсорного развития.

В этом центре находятся разнообразные игрушки, игрушки-заместители, баночки от красок с крышкой, шнуровки и многое другое. Оборудование центра способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.

Развитие мелкой моторики рук - способствует активизации речи детей с учетом возвратных и индивидуальных особенностей и направленна на развитие речи у детей.

9 слайд

Физкультурно-оздоровительный центр.

Способствует реализации потребности детей в двигательной активности.

В спортивном уголке размещается разнообразное и нестандартное физкультурное оборудование, сделанное своими руками, которым дети смогут пользоваться на занятиях и во время режимных моментов.

Для занятий ОРУ, подвижных игр, для выполнения танцевальных упражнений, для дыхательной гимнастики.

10 слайд

Центр гендерного воспитания.

Для игр по интересам и половым различиям создаются центры для мальчиков и девочек.

Определяющим моментом организации речевой развивающей среды в каждой возрастной группе является педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Ведь развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека - это речь. И решение этой задачи невозможно без создания современной предметно–развивающей среды.

11 слайд

Речь педагога

Необходимо помнить, что речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого, его собственная речь, т.к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания.

Речь педагога – отражение внутреннего мира и важная часть профессиональной культуры. Поэтому я повышаю свое самообразование, культуру своей речи через прослушивание веберов и участие в различных конкурсах.

Вывод

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду должна создавать положительную эмоциональную отзывчивость у детей и вызывать желание участвовать в речевом общении со взрослыми и друг с другом.

11 слайд

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

Презентация к докладу "Фольклор - как средство патриотического воспитания младшего и среднего дошкольного возраста"

Презентация к докладу "Фольклор  - как средство патриотического воспитания младшего и среднего дошкольного возраста"...