Консультация "Дыхательная гимнастика для дошкольников"
консультация (средняя группа)
Консультация "Дыхательная гимнастика для дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dyhatelnaya_gimnastika.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 189»
Октябрьского района г.Саратова
410017, г.Саратов, Весенний проезд,4. Телефон: 20-22-43.
Дыхательная гимнастика для
дошкольников
Воспитатель:
Сафонова Наталья Владимировна
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Особенности дыхания детей
Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.
Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:
1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера; как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в занятиях по логоритмике; в любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состоянии детей); в домашних условиях.
При составлении комплексов дыхательной гимнастики необходимо учитывать:
эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры.
Перед проведением дыхательной гимнастики рекомендуется попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко выполняют их по показу.
Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всей гимнастики имеет интонационное разнообразие речи педагога. Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную, волшебную атмосферу. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от дыхательной гимнастики.
Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлинённым и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ау, ух, ох), то есть с помощью звуковых дыхательных упражнений.
Правила выполнения дыхательной гимнастики в дошкольных образовательных учреждениях, соответственно ФГОС:
Первым необходимым условием является чистое и хорошо проветренное помещение с температурой не выше +22 градуса. Слишком сухой воздух (из-за отопления зимой) необходимо увлажнять хотя бы водой из пульверизатора или специального увлажнителя. Если используется сплит - система, то необходимо регулярно и вовремя очищать фильтры. Все дети должны быть здоровы и одеты соответственно температуре в свободную удобную одежду.
Длительность занятий для дошкольников — сначала до 6 минут, иначе у малыша закружится голова, постепенно увеличивая до 15 минут в день.
Дети 2—3 лет не отличаются выносливостью и усидчивостью, поэтому начинать следует с 1—2 упражнений и постепенно вводить остальные.
С такими детьми рекомендуется заниматься следующим образом: ребенок вдыхает запах цветка, фрукта, овоща, травы и т.д. Вдох делается медленно через нос, выдох — через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются. Все упражнения повторяются 4—5 раз.
В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений.
Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям. Широко используются различные индивидуальные пособия, кроме того, даются имитационные упражнения. Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6—8 раз.
Материалы для занятий должны быть безопасными и лёгкими: бумага, вата, воздушные шары.
Этапы последовательности выполнения действий:
зафиксировать позу;
расслабиться;
сосредоточиться;
вдох производится через нос;
плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются);
выдыхать воздух следует плавно и длительно
щечки ребенка не должны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений;
выполнить упражнение;
отдохнуть.
Все движения должны быть плавными и медленными.
Обязательно удлинение выдоха.
Немедленно прекращайте выполнять упражнения, если ребенок:
- дышит слишком часто;
- резко побледнел или покраснел;
- жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
- начали дрожать кисти его рук.
Можно специальные пособия для занятий дыхательной гимнастикой смастерить своими руками, это существенно облегчит занятия и подготовку к ним. Это могут быть картинки, к которым на ниточки привязаны отдельные элементы. Например, картинка с цветами и привязанными бабочками. Пусть ребенок подует на бабочку, чтобы она порхала с цветка на цветок. Или нарисуйте солнце и привяжите маленькие тучки. Чтобы солнышко выглянуло, ребенку нужно изобразить ветерок и сдуть с него тучки.
Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.
Упражнения:
1. «Насос».
Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений - вдохов это самое результативное. "Насос" особенно эффективен при заикании.
2. «Обними плечи».
Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи помогают воздуху". Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.
3. «Ладошки».
Дети стоят, руки согнуты в локтях, ладошки смотрят вверх. Держать руки нужно перед собой. Делается короткий вдох, ладони ритмично сжимаются. Втягиваем воздух 4 раза шумно, активно, резко. Кулачки сжимаются также 4 раза. Отдыхаем 3-5 секунд, в этот момент происходит произвольный выдох.
4. «Погончики».
Дети стоят, руки внизу вдоль тела. Нужно сжать кулаки. На вдохах (по 4) ладони резко разжимаются, как будто отталкивают от себя что - то неприятное. Руки при этом сохраняют положение вдоль тела. После каждого цикла отдыхаем и выдыхаем.
Отличное решение — делать дыхательные упражнения с детьми во время прогулки. На открытом воздухе легкие лучше насыщаются кислородом, чем в закрытых помещениях. Упражнения на воздухе нужно выполнять в теплую погоду, чтобы дети не простудились.
Даже без явных проблем со здоровьем дыхательная гимнастика будет не лишней для гармоничного развития ребенка. Включайте ее в игры ежедневно, и ребенок будет расти здоровым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Релаксационная гимнастика для дошкольников.
Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу в группе. Они могут проводиться не только в специализированных, но и в обычных детск...
Дыхательная гимнастика для дошкольников
Статья для родителей...
Презентация "Фитбол-гимнастика для дошкольников
Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника, совершенствование функций организма и полноценное его физическое развитие являются неотъемлимой частью педагогической работы в ДОУ. В связи с этим одн...
Артикуляционная гимнастика для дошкольников
Артикуляционная гимнастика для дошкольников. Ее влияние на развитие речи детей....
Оздоровительная гимнастика для дошкольников
Здоровье - великая ценность. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым это цель всех родителей и одна из главных задач медиков и педагогов. В дошкольном возрасте нарушения осанки, деформации стопы,...
Релаксационная гимнастика для дошкольников
Неправильная осанка, усиливая напряжение мышц, может привести к искажению звучания. Навык правильно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных релаксационных упражнений....
Танцевально-ритмическая гимнастика для дошкольников
Цель: укрепление здоровья детей, формирование выразительности танцевальных движений....