Проект «Одарённые дети»
проект
Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Одарённые дети" | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Наименование проекта | «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» |
Направление проекта | Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом |
Основания для разработки проекта | Закон РФ «Об образовании» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритетное направление: поддержка талантливых детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155(зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная президентом РФ 03.04.2012г |
Актуальность | В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения. |
Обоснование необходимости реализации проекта | По своей природной сути большинство детей талантливы, беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса не всегда позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. |
Разработчик проекта | О.Л.Кучерова, музыкальный руководитель |
Целевая аудитория | Воспитанники МДОАУ д\с «Родничок» |
Партнеры | Родители воспитанников (законные представители), специалисты и педагоги ДОУ, учреждения образования, культуры, спорта . |
Цель проекта | Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей. |
Задачи проекта | Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких дошкольников. Разработка методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей. Создание базы данных ОД в рамках Проекта. Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий, проектов. Развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей и социума. |
Ожидаемые результаты | Расширение системной работы с одаренными детьми, усовершенствование механизма их выявления. Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности. Повышение качества образования и воспитания детей в целом. Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня. Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующих развитие профессиональных педагогических компетенций. . |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный, 2016- .2017 г. |
Этапы реализации проекта | 1 этап (январь-май 2016): организационно- диагностический Задачи этапа: выявление одарённых детей, диагностики склонностей детей: формирование системы работы с одаренными детьми. разработка психолого-методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения викторин, праздников, конкурсов, фестивалей; разработка программы работы с одаренными детьми; Создание: банка данных по одаренным детям; системы дополнительного образования; индивидуальных занятий с одаренными детьми. 2 этап (сентябрь-апрель2017гг.): внедренческий (практический) Задачи этапа: апробация системы работы с одаренными детьми, систематизация мероприятий по работе с одаренными детьми; адаптация программ, проектов, элективных курсов; проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества; повышение квалификации педагогов. Создание: банка творческих работ детей; банка текстов викторин и интеллектуальных конкурсов; рекомендаций по работе с одаренными детьми. 3 этап ( май 2017): обобщающе-аналитический Цель: подведение итогов работы с одаренными детьми. Задачи: анализ итогов реализации проекта; коррекция затруднений педагогов в реализации программы; создание портфолио одаренных детей; обобщение результатов работы детского сада. |
Порядок мониторинга хода и результативность реализации проекта | Анкетирование по изучению мнения родителей (законных представителей) МДОАУ д/с «Родничок» о качестве оказания муниципальной услуги - ежегодно; Оценка эффективности реализации проекта в соответствии с ожидаемыми результатами. |
Критерии эффективности проекта | Создание портфолио одаренных детей; Организационно- педагогические условия успешной работы; Освоение новых форм работы с одаренными детьми; Рост профессиональной компетенции педагогов. |
«Если дети – национальное достояние
любой страны, то одаренные дети –
её интеллектуальный и творческий
потенциал»
Р.Н. Бунеев
Пояснительная записка
Проект «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования города Пыть-Ях,
в соответствии с программой развития образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными
детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, с учетом внедрения ФГОС второго поколения.
Проект содержит алгоритм действий воспитателей, специалистов, психолого-логопедической службы детского сада. При этом он допускает вариативный подход, недолжен рассматриваться как догматическая конструкция. Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-
творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Способный, одаренный ребенок– это высокий уровень каких-либо способностей человека.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Различают следующие виды одаренности:
- интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
- академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
- творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;
- художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия– высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Ху-
дожественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;
- социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесни-
ков, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;
- психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:
∙ уровень развития способностей;
∙ высокая степень обучаемости;
∙ творческие проявления (креативность);
∙ мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.
Концепция проекта
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива детского сада. Основной акцент сделан на то, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в младших группах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Ни одна из форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Цель проекта: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения одаренных детей. Данный принцип предполагает подготовку личности одаренного ребенка к вхождению в современное мировое сообщество,
реализацию социального заказа образованию на формирование и развитие базовых компонентов социокультурных компетенций.
2. Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность образовательной системы для одарённых детей.
3. Принцип индивидуально-личностной ориентации, право на самореализацию, самобытность, автономию, свободное развитие, что является основным критерием успешного образования и развития одаренного ребенка.
4. Принцип единства деятельностного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки одаренных детей.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
∙ на осознании самоценности каждого ребенка как уникальной, неповторимой личности;
∙ на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
∙ на приоритете внутренней свободы ребёнка, необходимой для творческого саморазвития;
∙ на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершен-
ствование и самореализация личности школьника.
Требования, которые необходимо предъявлять к педагогу, работающему с одаренными детьми
педагог должен быть:
∙ творческим, способным к инновационной деятельности;
∙ увлечен своим делом;
∙ способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
∙ профессионально грамотным;
∙ владеть современными педагогическими технологиями;
∙ интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
∙ проводником передовых педагогических технологий;
∙ психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
∙ обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
∙ стимулировать познавательные способности детей;
∙ работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход;
∙ принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
∙ анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и своей группы;
∙ отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Формы работы с одарёнными детьми:
∙ групповые занятия с одаренными обучающимися
∙ кружки по интересам;
∙ конкурсы;
∙ работа по индивидуальным планам;
∙ проектная и исследовательская деятельность;
∙ участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях.
Обоснование проблемы в работе с одарёнными детьми
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня подрастающего поколения. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, ко-
гда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Переплетение семейных, школьных и личностных проблем одаренных детей предполагает ориентацию психолога и воспитателя на причины, порождающие эти проблемы, а также характер необходимой психологической помощи каждому ребенку.
В числе самых значимых проблем в детском саду по работе с одаренными детьми являются следующие:
∙ отсутствие научного руководителя;
∙ отсутствие возможности обмена опытом;
∙ обобщение опыта работы с одаренными детьми.
Образовательные и социальные риски при реализации проекта «Одарённые дети»
∙ неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возло-
женных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, а проявления истинной одаренности снизятся;
∙ рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» детям, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не
удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.
Ожидаемые конечные результаты при реализации программы
∙ увеличение количества одарённых детей,
∙ повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
∙ положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад,
фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня;
∙ повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, имеющих отношение к работе с одаренными;
∙ создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности.
Взаимодействие с родителями
Знают ли родители об индивидуальных особенностях и склонностях своих детей? Готовы ли они поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность в своём ребенке? К сожалению, не всегда. Поэтому работа с ода-
ренными детьми в детском саду, без тесного контакта с родителями невозможна и малоэффективна.
Практическая работа может решаться через:
1. Анкетирование родителей с целью оказания психолого-педагогической помощи при обучении и воспитании ОД.
2. Чтение научно-популярных циклов лекций по проблемам развития одаренных детей.
3. Подбор научной и практической литературы для родителей.
4. Организация обучения детей в системе дополнительного образования.
При организации взаимодействия с одаренными детьми следует:
∙ учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств;
∙ создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я – концепции», как важнейшего условия полной реализации интеллектуальных возможностей одаренного ребенка;
∙ оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.
Развитию одаренности детей младшего дошкольного возраста способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере своей профессии, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении часто представлена, так называемая совместная познавательная деятельность —общие игры, совместная работа на компьютере, экскурсии, походы, активное обсуждение любимых героев литературных произведений. Таких родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Следовательно, задача каждого педагога - разработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию и обучению, оказанию психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.
Рекомендации родителям по воспитанию одаренных детей
∙ старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации;
∙ старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей;
∙ избегайте сравнивать детей друг с другом;
∙ поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени;
∙ поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов;
∙ способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы;
∙ дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях;
∙ не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем;
∙ будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости;
∙ находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.
Приложение 1
Мероприятия по реализации проекта «Одарённые дети»
Создания детских клубов, студий, проектов с учетом основных видов детской одаренности
Приложение 2
БАЗА ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (образец)
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Год занесения в базу данных | Группа | Дата рождения | Область деятельности (конкретно) | Педагог- наставник | Домашний адрес, телефон |
Руководитель творческой группы ОД ____________________________________________________
(подпись)
Приложение 3
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Результативность участия | Уровень | Дата |
Руководитель творческой группы ОД _________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...
ПРОЕКТ «Одарённые дети»
Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми ...
Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....
"Психологические особенности одарённых детей. Виды одарённости"
Проблемой одаренности человека занимались с самых давних времен. Именно в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно утвердились в ...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
Инновационный проект «Одарённые дети»
Инновационный проект«Одарённые дети»...