Презентация на тему:"Сюжетно-ролевая игра"
презентация

Литвинова Олеся Сергеевна

Описание к презентации на тему :"Сюжетно-ролевая игра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_prezentatsii_syuzhetno-rolevye_igry.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

1 Слайд

Сюжетно-ролевая игра.

Игра – это способ познания ребенком мира и движущая сила его развития. Игры занимают в жизни дошкольника особое место. К.Д.Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых.  Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Более подробно сегодня мы с вами рассмотрим один из видов детских игр- сюжетно- ролевые игры.

2 Слайд

Сюжетно-ролевые  игры – это самостоятельные игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, театрализованные игры, но при этом для их развития нужно руководство т.е. воспитатель, который организовывает эффективное начало.

3 Слайд

Разберем более подробно, что же составляет сюжетно-ролевую игру. На примере игры «Поликлиника»

  1. Сюжет (тема) игры - это та сфера деятельности, которая отражается в игре ( Поликлиника……)
  2. Содержание – это то, что конкретно отражается в игре.(пример Посещение врача стоматолога или прохождение мед. осмотра).При одном и том же сюжете, м.б. разное содержание.    
  3. Игровая (воображаемая) ситуация – совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением. (У куклы Маши заболел зубик)
  4. Замысел- план действий, задуманный  играющими.( Утром мама с дочкой Машей просыпаются, умываются, завтракают, одеваются и идут в поликлинику..)
  5. Роль – это образ существа (человека) или предмета, который ребенок изображает в игре. (Маша, мама, регистратор, стоматолог)
  6. Ролевое (игровое) действие – это деятельность ребенка в роли. Определенная комбинация, последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре.( мама готовит завтрак, дочка умывается дочка )
  7. Ролевое (игровое) взаимодействие  предполагает осуществление взаимоотношений с партнером по игре, диктуемых ролью, так как ребенок , взявший на себя какую - либо роль, должен принимать во внимание и роль своего партнера по игре, координируя с ним свои действия. ( мама ведет дочку в поликлинику, дочка слушается маму, регистратор вежливо общается, врач лечит зуб)

4 Слайд

Сюжетно – ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий:

  • Ознакомительная – возраст 2-3 года. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Ее содержание составляют действия – манипуляции, которые ребенок совершает вместе с взрослым, исследуя свойства и качества предметов. Действия однообразны, роли не обозначены. Дети охотно играют с взрослым. Главным интересом является игрушка , или предмет – заменитель.(Например: «Вот машинка-самосвал. Она едет быстро, вот так, -рассказывает и показывает воспитатель.- Машина гудит: « Би–би ! Уходи. уходи». Она остановилась и хочет выгрузить кубики. Давай Дима, вместе выгружать. Самосвал свалил кубики и поехал дальше. Он еще привезет кубиков. Вези, Леша, кубики к Коле и сам выгружай».
  • Отобразительная – возраст 3-4 года. На этой стадии внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними : катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Для становления сюжетно – ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия, то есть переносить усвоенные действия с одного предмета на другой. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Основные сюжеты – бытовые . В игре объединяются 2-3 человека.( Например: воспитатель ставит рядом двух девочек, предлагает им надеть белые колпачки, дает в руки кастрюлю и поварешку и спрашивает: «На кого вы теперь похожи?» Предлагает девочкам стать поварами в детском саду и кормить ребят. Повара варят суп. Затем рассаживают кукол и кормят их обедом. Воспитатель спрашивает у детей будут ли они есть суп, приготовленный такими проворными поварами, и они включаются в игру(по желанию).
  • Сюжетно – отобразительная  -  возраст 4-5 лет. Дети начинают активно отображать впечатления , получаемые в повседневной жизни, роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью,  характер действий и их направленность определяются ролью. (Водитель должен соблюдать ПДД, врач- лечить и т.д.) Это становится основным правилом. Сюжеты становятся более разнообразными. Роль воспитателя переходит в формы косвенного руководства  игрой, предоставляя ребенку возможность действовать более самостоятельно. Например:  в развернутой по инициативе детей игре в магазин педагог дает им образец обогащения сюжета новыми линиями ( Приехала машина с хлебом - что делать?, побуждает к дальнейшему развитию действий (Какие продукты еще необходимы в магазин?), в котором будут использоваться предметы-заместители. Атрибуты для игр дети уже могут изготавливать сами.
  • Сюжетно – ролевая – возраст 5-6 лет. Или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде ,представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в  специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.  Тематика игр разнообразная, игры носят коллективный характер ( 5-6 детей). В игре четко выделяется подготовительный этап : распределение ролей, отбор игрового материала, иногда изготовление самоделок. Воспитатель выполняет роль советчика и партнера , и может предложить несколько сюжетов  (Например, в игре в театр спрашивает: «Кто работает в театре? Как вести себя в театре? Что можно посмотреть в театре? Что такое антракт?» Таким образом увеличивая количество сюжетных цепочек.
  • Игра – драматизация и сюжетно- ролевая игра в возрасте  6-7 лет тесно связаны между собой –. К этому возрасту игра несколько изменяется. Самой привлекательной ролью становится роль, социально полезная (спасатели, летчики ) .Дети сами готовят пространство для игры и подбирают оборудование и атрибуты, распределяют роли. Роль призывает детей подчиняться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. Они применяют в игре знания, полученные из разных источников: жизненного опыта,  из книг, кинофильмов , экскурсий, занятий и т.д.   . Также ребята этого возраста способны разыгрывать спектакли,  сказки, показывая нужные эмоции во внешнем поведении, доводя приготовленный текст до эстетического совершенства, проигрывать спектакль на публике без остановок и запинок.

5 Слайд

 Как играем мы в сюжетно – ролевую игру «Поликлиника» в старшей группе  

Прежде чем приступить к игре, проводится предварительная работа:  

  1. Чтение  литературы , беседа по прочитанным произведениям.
  2. Познавательное занятие «Знакомство с внешним видом врачей, видами врачей, с инструментами, и их назначением.
  3. Экскурсия в кабинет медсестры и беседа по проведенной экскурсии.
  4. Рассматривание сюжетных иллюстраций, беседы с опорой на личный опыт.
  5. Привлечение родителей по оказанию помощи в изготовлении костюмов.
  6. Подбор и изготовление атрибутов для игры.
  7. Распределение ролей по  считалочке.
  8. Исходя из полученных знаний,  выбирается сюжет игры, например « На приеме у педиатра» и начинаем играть.
  9. Роли: регистратор, врач-педиатр, мама, ребенок, медицинская сестра.

Затем воспитатель предлагает поиграть. Вводит детей в игру, беря на себя одну из ролей, остальные роли распределяют дети . После начала игры воспитатель постепенно выходит из игры, давая возможность детям действовать самостоятельно. Существует мнение, что  сюжетно- ролевая игра к концу дошкольного детства угасает, однако если исходить из концепции непрерывности игры в жизни ребенка , то скорее можно говорить о том, что она трансформируется и соединяется с другими видами игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Министерство образования иркутской области областное государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторный детский дом для...

Презентация на тему: Сюжетно - ролевая игра "Кукла Катя заболела"

     Презентация на тему: Сюжетно - ролевая игра "Кукла Катя заболела"...

Презентация на тему: "Сюжетно-ролевые игры в ДОУ"

1.Значение игры для развития дошкольника.2. Характеристика.3. Структура.4. Организайия руководства.5. Условия и исследователи.6. Новые подходы.7. Этапы формирования.8. Типы сюжетов....

Презентация на тему "Сюжетно ролевая игра детей с нарушением зрения"

Организация и особенности сюжетно-ролевой игры детей с нарушением зрения  Сюжетно ролевая игра – самая привлекательная для дошкольников деятельность.В игре ребенок испытывает внутренний...

Презентация на тему "Сюжетно-ролевая игра во второй младшей группе"

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры в детском саду и дома – это важное средство самовыражения для крохи, проба сил. Сюжетно-ролевая игра дает возможность ...

Презентация на тему "Сюжетно-ролевая игра во второй младшей группе"

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры в детском саду и дома – это важное средство самовыражения для крохи, проба сил....

Презентация на тему: "Сюжетно-ролевая игра "Ателье" в старшей группе

Цель: 1.  Формировать представления дошкольников о труде портного;          2.  Создать условия для работы по развитию мелкой моторики рук,      ...