актуальность межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Применение современных методик обучения дошкольников с целью гармоничного, всестороннего развития и плавной  подготовки к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx359.55 КБ

Предварительный просмотр:

Межполушарное взаимодействие детей дошкольного возраста

Теория межполушарного взаимодействия- междисциплинарная система взглядов о закономерностях, механизмах, этапах и формах протекания многогранных коммуникаций человека. С середины XX века проблема межполушарных взаимодействий стабильно удерживает первое место в исследовательском поле нейронаук. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.

Прежде всего, стоит рассмотреть, как работает наш мозг. Выделяют 4 части: левую и правую, переднюю и заднюю. Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга- левой. Левое полушарие отвечает за абстрактно- логическое мышление, а правое- пространственно- образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим- активно работает правое полушарие. Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий. Получается, что главной задачей для настройки и подготовки мозга к работе будет восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушариями.

Единство в работе двух полушарий обеспечивает система нервных волокон- мозолистое тело. Мозолистое тело, или межполушарные связи, находится между полушариями головного мозга в теменно- затылочной части и состоит из 200 млн. нервных волокон. Оно необходимо для координации работы головного мозга и передачи информации из одного полушария в другое. При недостаточном уровне зрелости или нарушении в работе мозолистого тела искажается познавательная деятельность детей, нарушается пространственная ориентация, вербально- логическое мышление, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного восприятия с работой пишущей руки и т.д. Отсутствие слаженности в работе правого и левого полушарий приводит к дисграфии, дислексии, акалькулии (нарушениям процессов письма, чтения, счета).

Современная психолого- педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. Игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а также средство развития, благодаря которому формируются двигательные, познавательные, коммуникативно-речевые и другие навыки, необходимые ребенку.

Нейропсихологические игры- это специальные игровые комплексы, обеспечивающие необходимый энергетический тонус нервной системы и способствующие развитию нервно- психических функций, психических процессов. Кроме того, нейропсихологические игры применяют для исправления дезинтеграции в работе правого и левого полушарий мозга (межполушарного взаимодействия). Игровые сеансы будут полезны детям, развитие которых соответствует возрастной норме, а также могут использоваться как вторичная психопрофилактическая работа по сопровождении. Детей с ОВЗ. Содержание игрового материала имеет интегрированную структуру, состоящую из речедвигательных, сенсомоторных, психомоторных, пальчиковых, артикуляционных, речевых, глазодвигательных, психографических игр.

Комплексы нейродинамической гимнастики представлены двумя блоками- мануальным и психомоторным. Мануальный блок(ручной)- это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребенка к интегрированной работе. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие, т.к. с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев,  включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.

Психомоторный блок направлен на укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи, имеющей сложную психическую организацию, где участвуют ядра черепно-мозговых нервов (зрение), ретикулярная формация (движения), лимбическая система (поведение, эмоциональный тонус и т.д.). Упражнения данного блока позволяют улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивости, развить зрительно- моторную координацию, а также расширять взаимосвязи и баланс активности между правым и левым полушариями.

Примеры заданий на развитие межполушарного взаимодейстия:

еще.jpg

занятие.jpg

Список использованной литературы:

1.Межполушарное взаимодействие. Хрестоматия изд. «Генезис», 2009

2.Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика» Феникс, 2021

3.Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у младших школьников. Развивающие занятия» Феникс, 2019

4.Трясорукова Т.П. «развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейропсихологические игры» Феникс, 2020

5.Давыдова О.А. «Графомоторика» 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихолгичкские приемы развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В материале представлены комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей....

Нейрогимнастика для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В последнии годы увеличивается количество детей имеющих отклонении в развитии когнитивных и эмоционально-волевых процессов, и как следствие этого возникают проблемы с адаптацией, трудности в обучении,...

консультация для родителей и педагогов " Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста"

Мы очень хотим, чтобы наши детки росли умными, успешными, творчески развитыми. Для этого  в своей работе активно использую кинезиологические методики...

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста...

"Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ОВЗ и тяжёлыми нарушениями речи"

Для гармоничного развития ребёнка,очень важно,чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга,без резкого преобладания одного над другим..Дошкольный возраст-наиболее благоприятный для мо...