"Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ОВЗ и тяжёлыми нарушениями речи"
статья по коррекционной педагогике
Для гармоничного развития ребёнка,очень важно,чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга,без резкого преобладания одного над другим..Дошкольный возраст-наиболее благоприятный для мозговых структур.Предлагаемые игры и упражнения помогут развить межполушарные связи и творческие способности ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ И ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. С рождения межполушарные связи ребенка формируются в движении. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается сокращен или отсутствует, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Дети с особыми образовательными потребностями очень часто имеют трудности поведения и концентрации внимания. Целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует коррекции поведенческих расстройств. Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. Предлагаемые упражнения, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, повышают устойчивость внимания, способствуют улучшению запоминания и развитию речи.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия целесообразно использовать в начале каждого занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. Задачи игр: Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно – моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.
Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно и другой рукой.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия доступные детям до 3 лет
Игра «Накорми птичку»
Инструкция: Птичка хочет кушать, давай её накормим Посмотри (показ действия) Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не просыпать мимо и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.
Действия: Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую. Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 столовых ложек. Варианты усложнения задачи: Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку, на ложку меньшего объема.
Игра «Птичка хочет пить»
Переливание воды, с помощью СПРИНЦОВКИ (35 – 50 мл.) из одной
мисочки в другую. Начинаем с минимального объема 100 мл. и в течении 1-2 недель доводим до 250 мл.
Инструкция:
Птичка (Кукла) хочет пить, давай нальем ей воды в мисочку (воду лучше подкрасить пищевым красителем) Посмотри (показ действия): Сожми грушу, наклони и отпусти, подержи – смотри груша «толстеет»- в нее набирается вода!
А теперь в другую мисочку, нажимай, выливай! Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Нужна помощь? Хочешь еще? Важно не пролить мимо и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.
Игра «Поймай нужный шарик»
Инструкция:
Воду заранее подкрасить пищевым красителем. Вот сито. Давай поймаем… шарик (задать параметры шарика: цвет, нужный рисунок) Посмотри (показ действия): Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Нужна помощь?
Хочешь еще? Важно поймать нужный шарик с картинкой или нужного цвета и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.
Игра «Собери и разложи все пушинки»
Посмотри (показ действия) Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению).
Игры на развитие межполушарного взаимодействия для детей старше
3 лет.
Комплекс упражнений направлен в первую очередь на формирование и развитие графомоторных навыков (плавности, ритмичности и точности выполнения движений; освоение оптимального способа удержания и нажима карандаша и т.п.), координации движений, синхронизацию работы глаз и рук. Примеры заданий для выполнения одной и двумя руками.
Нейропсихологические игры.
«Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга:
- сжатая в кулак ладонь,
- ладонь ребром на плоскости стола,
- распрямленная ладонь на плоскости стола.
Ребенок выполняет первую пробу вместе со взрослым, затем повторяет ее по памяти 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе.
«Зеркальное рисование»
Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу). При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Для гармоничного развития ребенка очень важно, чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга, без резкого преобладания одного над другим. Эти веселые упражнения помогут развивать межполушарные связи и улучшать творческие способности ребенка.
Так же в развитии межполушарных связей помогут эти пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. Предлагаемые упражнения, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельнос...
Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста как основа интеллектуального развития»
мастер - класс, цель которого состоит в том, чтобы раскрытить суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Повысить мотивацию на использование кинези...
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития методом кинезиологии»
План профессионального самообразования...
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ОВЗ и тяжелыми нарушениями речи"
laquo;Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ОВЗ и тяжелыми нарушениями речи"...
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»...
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ОВЗ как основа интеллектуального развития.
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ОВЗ как основа интеллектуального развития.В последнее время, мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей и да...