План - конспект ООД по шахматам в средней группе "Мир шахмат"
план-конспект занятия (средняя группа)
Итоговое занятие для детей средней группы первого года обучения игре в шахматы.В ходе занятия даны сведения о происхождении шахмат, правилах игры, а также пример проведения шахматного турнира для детей средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ООД по шахматам в средней группе | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект ООД по шахматам для средней группы.
Тема: «Мир шахмат»
Цель: освоить основы шахмат.
Задачи:
- Познакомиться с историей шахмат;
- Изучить шахматную доску и шахматное поле;
- Познакомиться с шахматными фигурами и узнать первоначальное положение их на шахматной доске;
- Запомнить, как каждая фигура ходит.
Оборудование: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска,
Ход занятия:
- Вступительная часть:
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята!
Отгадайте загадку:
Есть такое поле в клетках,
Здесь сражаются нередко,
Нет мечей, щитов , снарядов,
Падать тоже здесь не надо.
Побеждают только мысли,
А не пушек точный выстрел!
Да, речь идет о шахматах! И сегодня я хочу пригласить вас на шахматный турнир!
Ребята, а вы знаете, откуда появилась эта игра?
Проходите и садитесь на стульчики. Слушайте.
2. Основная часть.
А) Презентация «История происхождения шахмат».
Слайд 1.
-Ребята, а вы слышали про страну Индию?
В Индии никогда не бывает зимы. Там очень жарко. А люди называются индийцы.
Слайд 2.
Это красивая страна, как и у нас, с многовековой культурой.
Слайд 3.
Существует множество легенд о происхождении шахмат. Вот одна из них.
Давным-давно, 2000 лет назад, жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.
Слайд 4.
Было у шаха множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре всех противников он победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны.
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь.
Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы:
«Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.
Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить.
И вот самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»
Слайд 5
Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках все свое войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, черное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»
Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил шаху правила игры, и они начали сражение. И вскоре великий полководец увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. И детей своих научил играть
А мудреца велел хорошо наградить.
Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» (потому что шах – это король). А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» (мат означало «смерть») Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.
С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.
Слайд 6
Со временем правила игры изменялись. Теперь короля нельзя убить, потому что он - самая главная фигура, полководец, который никогда не покидает свою армию и поле боя.
В) Воспитатель: в шахматах очень строгие правила.
Давайте мы их вспомним.
Ребята, разбейтесь на пары, и каждая пара пусть подойдет к своему столу.
Вам надо будет догадаться о каком шахматном правиле идет речь, выполнить задание,
договориться, кто будет в вашей паре рассказывать о шахматном правиле.
Игра «Собери шахматную доску из горизонталей».
Игра «Собери шахматную доску из вертикалей».
Игра «Собери шахматную доску из шахматных полей».
Игра «Собери шахматную доску из горизонталей».
После выполнения задания каждая пара рассказывает о своем шахматном правиле.
С) Правила повторили, а о чем мы еще не вспомнили?
Конечно, о шахматных фигурах!
Игра «Я – шахматная фигура!»
В: Ребята, подойдите к столу и выберите себе фигуру. Станьте перед нашей шахматной доской правильно.
Я буду рассказывать стихотворение о шахматных фигурах. Вы внимательно слушаете и, когда услышите, что о вашей фигуре идет речь, займите свое место на нашей напольной шахматной доске.
Я смотрю на первый ряд – по краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней – нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены наши храбрые слоны.
И еще две фигуры есть, это король и ферзь.
А потом без спешки идут на поле пешки.
Д) Шахматный турнир!
Наконец, пришло время шахматного турнира!
Гроссмейстером сегодня сначала будет Артем!
Игра «Белая ладья против черной»
Ход игры: Артем играет белой ладьей, он начинает. Ребята по очереди делают ход черной ладьей. Победил Артем 1:0.
А теперь гроссмейстер Тихон.
Игра «Белый слон против черного слона»
Ход игры: ребята начинают по очереди, они играют белым слоном, Тихон ходит черным слоном. Ничья.
Молодцы наши гроссмейстеры и вы, ребята, турнир состоялся!
Рефлексия:(ребята стоят возле воспитателя).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в шахматы? Да, действительно, это очень интересная и увлекательная игра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Лесная путаница» Автор конспекта: воспитатель высшей категории Кравец Ю. К.
конспект непосредственно образвоательной деятельности в средней группе...
План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л. Н. Толстому) в средней группе
Непосредственно образовательная деятельность (речевое развитие)...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
План-конспект занятия (конструирование, ручной труд, средняя группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по конструированию
План-конспект занятия (конструирование, ручной труд, средняя группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по конструированию...
Конспект НОД « Как лесные жители готовятся к зиме» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: Расширить первоначальные представление детей о зимнем лесе и его обитателях. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказывание ти...
Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...