ПАСПОРТ КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
материал
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_kabineta_uchitelya-logopeda_.docx | 514.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 109»
ПАСПОРТ КАБИНЕТА
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
г. Ярославль
Кабинет учителя-логопеда считать открытым с 01.09.2017 г.
Ответственным назначить учителя-логопеда Ильину Олесю Леонидовну
Заведующий МДОУ «Детский сад № 109» ________________ /Усанина Н.С./
Общие данные ответственного за кабинет
Ф. И. О.: Ильина Олеся Леонидовна
Занимаемая должность: учитель-логопед
Образование: высшее
- ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»; год окончания - 2017 год; дефектологический факультет, специальность – учитель-логопед.
- ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»; год окончания - 2018 год; профессиональная переподготовка, по программе «Менеджмент и экономика».
- Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»; год окончания - 2021 год; «Специальное (дефектологическое) образование по профилю: «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ».
Общий трудовой стаж работы 23 лет
Стаж педагогической работы 15 лет
Стаж работы в данном учреждении 15 лет
Стаж работы в данной должности 5лет
Наличие квалификационной категории по данной должности – нет
Краткое описание кабинета (материально-техническая база)
Наименование ДОУ: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 109» г. Ярославля
Адрес: г. Ярославль, ул. Строителей, 9А
Дата открытия кабинета: 01.09.2016г.
Контингент детей: дети с тяжелыми нарушениями речи
Площадь кабинета: длина 2,80; ширина 2,40
Оборудование кабинета:
- Столы детские – 3 шт.
- Стулья детские – 10 шт.
- Стул взрослый – 1 шт.
- Шкаф (с закрытыми полками) – 2 шт.
- Коврограф – 1 шт
- Доска ученическая – 1 шт.
- Логопедический стол с зеркалом – 1 шт.
- Лампа потолочная – 1 шт.
- Учебно-наглядный материал
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт уверенно шагает по стране! Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно - пространственной среде определённые требования. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования:
• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.
Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.
Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.
Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы. В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
принципы:
доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;
системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедической группы;
интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;
учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (1-я и 2-я группа, наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.
мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;
вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) ;
эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены;
принцип свободы достижения ребенком своего права.
предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствовала возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.
Зона коррекции звукопроизношения:
• «Королевство зеркал» оборудована логопедическим столом зеркалом и лампой, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Зона игровой терапии. В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры. Все зоны взаимосвязаны и решают взаимосвязанные коррекционные задачи.
• «Звукобуквенные домики» (игры с буквами, словами, звуковые символы, настенное пособие для звукового анализа и синтеза «Звукобуквенные дощечки» и «Раздели слово на части», схемы предложений, «Букварики» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения)
• «Царство смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи, учебно – наглядные пособия для развития познавательной деятельности, формирования лексико-грамматических категорий и связной речи»).
• «Центр речевого дыхания» (пособия для выработки целенаправленной воздушной струи»
• «Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики): «коврики, трафареты, игры)
• «Внимательные ушки» развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.
• Центр релаксации. В нём «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей.
• Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, презентациями, компьютером, принтером.
• В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.
Документация
- Должностные инструкции логопеда.
- Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий.
- Личное дело на каждого воспитанника – АОП (индивидуальный маршрут).
- Речевые карты.
- Тетради взаимосвязи с воспитателями.
- Тетрадь по работе с родителями.
- Папка «Документация»: годовой план, план взаимодействия с родителями, расписание, график работы, циклограмма, сводная диагностики.
- Планы работы с детьми (индивидуальный и календарно-тематическое)
- Папка консультаций с родителями.
- Папка консультаций с воспитателями.
- Папка или тетрадь домашних рекомендаций с официальным разрешением от родителей (законного представителя).
- Паспорт кабинета.
- Аналитический отчет о результатах коррекционной работы.
- Портфолио учителя-логопеда.
Методическая литература
Агеева И.Д. 500 стишков для зарядки язычков. – М.: ТЦ Сфера, 2010. - 96с.
Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: планирование и конспекты. –М.: ТЦ Сфера, 2006. -224с.
Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. -М.: АСТ: Астрель.2007. -58с.
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: АСТ: Астрель.2006. -61с.
Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей с ОНР. - М.: Издательство ГНОМ, 2012. -112с.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.
Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. - Воронеж: ООО «Метода», 2013. -190с.
Володина В.С. Альбом по развитию речи. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. -95с
Гомзяк О. С. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»: «Говорим правильно в 5-6 лет» (конспекты фронтальных занятий, 1 период обучения). - Издательство ГНОМ, М, 2014 г.
Гомзяк О. С. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»: «Говорим правильно в 5-6 лет» (конспекты фронтальных занятий, 2 период обучения). - Издательство ГНОМ, М, 2014 г.
Гомзяк О. С. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»: «Говорим правильно в 5-6 лет» (конспекты фронтальных занятий, 3 период обучения). - Издательство ГНОМ, М, 2014 г.
Гомзяк О. С. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»: «Говорим правильно в 5-6 лет» (конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе). - Издательство ГНОМ, М, 2014
Егорова О.В. Звуки Т, Ть, Д, Дь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: Издательство ГНОМ, 2013. -32с.
Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. -М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 120с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 279с.
Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. -М.: Издательство ГНОМ, 2013. -32с.
Комарова Л.А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. -М.: Издательство ГНОМ, 2017. -32с.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. -М.: Издательство ГНОМ, 2017. -32с.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч, Щ в игровых упражнениях. -М.: Издательство ГНОМ, 2018. -32с.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. -М.: Издательство ГНОМ, 2017. -32с.
Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь №3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет. - М.: Издательство ГНОМ, 2013. -32с.
Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь №4 для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ у детей 5-7 лет. - М.: Издательство ГНОМ, 2013. -32с.
Коноваленко В.В. Пишем и читаем. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008. -48с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.16с.
Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно» - Санкт — Петербург издательский дом «Литера» - 2011 год.
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007. -64с.
Логопедия учебник для студентов дефектологического факультета/ Под редакцией Волковой Л.С. – М.: Гуманитар ВЛАДОС, 2004. - 704с.
Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. -48с.
Мирясова В.И. Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников. - М.: АСТ: Астрель, 2008. -63с.
Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты развития фонематического слуха. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-Пресс», 2018. -48с.
Нищева Н.В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Комплесно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет).- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.- 320 с.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 656 с.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 лет до 6 лет (старшая группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 544 с.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 лет до 7 лет (подготовительная к школе группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 640 с.
Нищева Н.В. Планирование корреционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда: учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 192 с.
Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями средней группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. -64с.
Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями старшей группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. -64с.
Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. -64с.
Новоторцева Н.В. Речевая гимнастика для дошкольников. - Ярославль, ООО «Академия развития», 2012. - 96с.
Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. - М, 1999.
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года (все 4 части). - Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2014. -32с.
Спивак Е.Н. Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: Издательство ГНОМ, 2013. - 96с.
Считалки и скороговорки для развития речи /сост. Кановская М.- М.: Астрель; СПб.: Сова, 2010. -95с.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. - 48 с.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2 / Н.Э. Теремкова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорта комнатных растений.
В данной презентации представлен готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы для каждой возрасной группы в детском саду. Каждый файл посвящен одному р...
Социальный паспорт ДОУ
Социальный паспорт ДОУ общая информация....
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
Паспорт экологической тропы детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему экология...
Экологический паспорт детского сада
Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...