Картотека упражнений, способствующих развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

В данной картотеке представлены игры, мини-сценки, упражнения, которые направлены на снятия мышечных зажимов, формирование положительного отношения к окружающим,а также  помогут детям разобраться в основных эмоциях, научиться их понимать и правильно выражать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека упражнений29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с песком

Такие игры хорошо успокаивают ребенка.

 (спрятать в песке игрушки для поиска, построить из песка героя положительного-отрицательного,  изобразить сюжет-обсудить его).

Очень сильно рассердились.

По сигналу взрослого «Рассердились!» ребенок топает ногами, машет руками, сжав кисти в кулак. По сигналу взрослого «Все!» ребенок садится на стул, пол.. Повторить 3 раза.

Картотека упражнений, способствующих развитию эмоциональной сферы  детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Упражнения, направленные на снятие напряжения, умение контролировать свои действия, сброса  лишней энергии.

Разговор с руками

Если ребенок подрался, что-то сломал, провинился, можно предложить ему игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Что не любите?», «Какие вы? » Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами.

При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2 —3 дней (сегодняшнего вечера) они постараются делать только хорошее: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Тише мыши

Правила: Вы говорите слово, а ребенок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.

Смотай клубочек. 


Предложите ребенку смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. 

     

Прогулка

 Ведущий. Летний день. Дети гуляют. Пошел дождь. Дети бегут домой. Прибежали они вовремя, началась гроза. Гроза прошла быстро, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу и – стали бегать по лужам.

   В игре используется любая  музыка, подходящая под настроение сюжета.

Ветер дует на …..

   Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т.д.

Я- воздушный шар

Вместе с ребенком надуйте несколько воздушных шаров, затем из каждого медленно выпустите воздух. Внимательно следите за тем, как из шара выходит поток воздуха. 

Затем попросите ребенка стать воздушным шаром: пусть он наберет через нос в легкие как можно больше воздуха, а потом выпустит его - медленно и плавно. 
Пусть ребенок расскажет вам о ситуациях, в которых он чувствует себя воздушным шаром - когда его переполняют эмоции, когда прямо распирает от злости, обиды или ненависти.

Изобрази эмоцию

   Ведущий предлагает детям:

а) нахмурится как:

  • осенняя туча;
  • рассерженный человек;

б) позлиться, как:

  • злая волшебница;
  • два барана на мосту;
  • голодный волк;
  • ребёнок, у которого отняли мяч;

в) испугаться, как:

  • заяц, увидевший волка;
  • котёнок, на которого лает злая собака;

г) улыбнуться, как:

  • кот на солнышке;
  • само солнце;
  • хитрая лиса;
  • будто ты увидел чудо.

Упражнения, направленные на повышение уверенности в себе, развитие самооценки.

Дракон кусает свой хвост

   Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок – «голова» дракона, последний – «хвост».  «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Я очень хороший

Пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его.

Я-смелый.

Ребенок с завязанными глазами стоит на подушке. Спрыгнув с подушки, говорит " Я смелый". Упражнение дети делают по очереди.

Возьмите меня в игру.

Дети перебрасываются мячом, сидя на подушках. Один из детей по очереди подходит к каждому сидящему и громко просит: " Пожалуйста, примите меня в игру". Дети подвигаются, уступая место, ребенок садится. Упражнения делают все дети по очереди.

Мой хороший поступок

Каждый по очереди рассказывает о своем хорошем поступке(за неделю, месяц, сегодня, вчера).

Мое имя

Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

- Тебе нравится твое имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным.

Упражнения, направленные на предотвращение тревожного состояние (формирование доверия к окружающим).

Настроение и походка.

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем коки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем её».

Расскажи свои страхи

   Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: «Когда я был таким маленьким, как вы, то …» Затем задает вопрос: «А у вас такое бывало?», «А кто еще боится чего-то, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее.

АУ

Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Доброе животное

Участники  встают в круг и берутся за руки. ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, вдох – все делают два шага назад. Вдох – два шага вперед, выдох – два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое  доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Наседка и  цыплята

Дети присаживаются на корточки лицом в круг. В центре сидит взрослый, изображая наседку.

Первый цыпленок (к нему прикасается ведущий) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!».(Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка).Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел родиться первым, но его опередили. (Ребенок, на которого указывает ведущий, передает состояние этого цыпленка).Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут так много места и всюду опасности.(Этот ребенок и следующие, выбранные дети изображают то настроение цыплят, которое описывает ведущий.)

Повара

Дети встают в круг – это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» – суп, компот, салат и т.д. каждый придумывает, кем он будет: картошкой, луком, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий – взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т.д. когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Этюды-упражнения на выражение основных эмоций 

  • Вкусные конфеты (изобразить по заданной теме).
  • Маме улыбаемся (изобразить как каждый ребенок улыбается маме).
  • Король Боровик не в духе(Шел король Боровик, Через лес напрямик.Он грозил кулаком И стучал каблуком.Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи)

  • Поссорились и помирились. (Два ребенка изображают сначала поссорившихся детей. Затем помирившихся).
  • Медвежата выздоровели. (Заболели медвежата Тим и Том. К ним пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат. И стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"

         Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы

В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....

Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»

В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...

Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью занятия является развитие эмоциональной сферы дете...

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Эмоции в жизни маленького ребёнка — это своего рода код, послание, в котором окружающие могут найти сведения о состоянии малыша, объяснить мотивы того или иного его поведения. Однако на протяжен...