КАК НА РЕБЕНКА ВЛИЯЕТ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ
статья (старшая группа)
КАК НА РЕБЕНКА ВЛИЯЕТ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК НА РЕБЕНКА ВЛИЯЕТ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ
Семья - это система, где все члены взаимозависимы. Поэтому общение родителей между собой оказывает влияние на поведение ребенка. Каково распределение ролей в семье? Кто из родителей доминирует или стремится к этому? Становится ли ребенок свидетелем скандалов? Все это может сформировать у него поведенческие проблемы.Как на нас влияет общение родителей между собой. Вспомните себя в детстве и подростковом возрасте. Были ли вы «трудным подростком»? Может быть, грубили родителям, прогуливали школу, воровали или пробовали алкоголь? Или, наоборот, замыкались в себе, проживали свои трудности в одиночку, внешне все было вполне «благополучно»?Семья - единая система
Наиболее продуктивный подход – рассматривать семью как единую систему. С этой точки зрения на поведение и трудности ребенка сильно влияет коммуникация супругов между собой. Иными словами, на нас влияет не только то, как с нами общались в детстве папа или мама, но и то, каким образом они решали свои проблемы друг с другом.Ребенок смотрит на распределение семейных ролей и на то, как решаются конфликты в семье. И здесь могут быть интересные варианты. Мара Сельвини Палаццоли (миланская школа семейной терапии) описала один из типов конфликтующих семей: семью с доминирующей, активной женщиной и очень пассивным, мягким и уступчивым отцом. Это такая семья, в которой мужчина не отстаивает свои границы, соответственно, не проявляет здоровую агрессию. А женщина вынуждена проявлять всю агрессию «за двоих». И со стороны ребенка это может восприниматься как то, что мать постоянно «пилит» отца, нападает на него, выплескивает свои негативные эмоции. А отец все безропотно терпит и не умеет себя отстаивать. Повторю, это только одна из моделей конфликтующих семей. Могут быть разные варианты. Но в миланской психологической школе было выявлено, что многие варианты девиантного поведения детей зарождаются именно в семейной системе такого типа. У ребенка в такой семейной системе появляется желание как-то встать на сторону отца и «защитить» его от матери. И ребенок, конечно, бессознательно, начинает как будто моделировать активное защитное поведение – он демонстрирует отцу, как можно проявлять агрессию и бороться с доминирующим взрослым. И таким образом у ребенка начинает проявляться «трудное» поведение – то есть поведение, отклоняющееся от норм. Родители приходят к психологу – сделайте что-то с нашим ребенком, он совсем от рук отбился! А дело не в самом ребенке – а в той модели коммуникации, которая прижилась в семье. И для того, чтобы поведение ребенка исправить, необходимо учитывать роли супругов и их стиль общения между собой. Если конфликт между родителями непродуктивен, никакого решения не находится, и недовольство становится постоянным фоном, ребенок может втягиваться в семейную игру «борьбы» родителей. Он выступает на стороне одного из родителей против второго родителя. А поскольку для формирования здоровой психики ребенку нужен положительный образ и мамы, и папы, здесь и кроется причина психических нарушений. Ведь при такой родительской «борьбе» невозможно сохранить позитивный образ обоих родителей. Обязательно один из них будет «хорошим», а второй превращается во «врага». Родители могут бессознательно «перетягивать» ребенка каждый на свою сторону в собственном конфликте. Каждому из них хочется усилить свою сторону, и начинается негласная борьба за приверженность ребенка. Мама жалуется на отца, отец пытается завоевать расположение ребенка против матери. При этом родители могут прибегать как к моральным, так и к материальным способам. В психологической литературе описан такой способ, как «материальное обольщение» - каждый из родителей задабривает ребенка подарками, но не из любви к самому ребенку, а из скрытой мотивации приобрести себе сторонника в противостоянии с другим супругом.
Что происходит с психикой ребенка? Она выдерживает огромное напряжение и может не справиться с ним. У ребенка могут начать проявляться психосоматические симптомы (энурез, хронические заболевания, заикание и др) или девиантное поведение. Палаццоли и ее коллеги, кстати, описали и такие модели семейного общения, которые могут стать источником развития шизофрении у ребенка. Впрочем, в психиатрии и психотерапии существуют разные исследования факторов шизофрении – и это отдельная тема, которую мы не будем здесь рассматривать. Если отклонение или болезнь достаточно серьезные, родители могут даже временно сблизиться против общей беды – вместе начать бороться за здоровье ребенка. И тогда болезнь или нарушение ребенка приобретает дополнительный смысл – объединение родителей и мир в семейной системе. Психотерапевтами были предложены интересные способы выхода из сложившейся ситуации. Если ребенок проявляет «трудное поведение», внимание уделяется коммуникации родителей.И одна из любопытных техник довольно проста в исполнении.Родителям дается предписание по секрету от ребенка. Предписание такое – регулярно, на определенный срок уходить вдвоем, ничего не объясняя. Проводить время вместе и затем, возвращаясь, снова не давать объяснений. Ребенок понимает, что на самом деле родители «заодно», у них есть взрослые секреты, общие занятия, совместные интересы. Это побуждает его перестать бороться с матерью на стороне отца и начать жить своей собственной эмоциональной жизнью, независимой от отношений родителей. В результате проблемное поведение ребенка сходит на нет. Конечно же, родителям важно не только проводить время вместе, но и учиться решать конфликтные ситуации и экологично отстаивать свои границы. Проявление здоровой агрессии в семье только приветствуется. Ведь агрессия – это не разбитые тарелки и летящие в голову сковородки. Это умение обозначать свои интересы и отстаивать их, умение говорить «нет», умение осознавать свои потребности и находить способы их удовлетворения. Все это предполагает какую-то долю здоровой агрессии. А вот если эта здоровая агрессия не проявляется, то она накапливается и выливается на голову второго супруга в виде скандалов, брани, претензий и упреков типа «ты мне всю жизнь загубил». С тем, как проявлять здоровую агрессию в отношениях, человек может разбираться в ходе личной терапии. Если навыка обозначения и отстаивания своих границ не сформировано, человек может всю жизнь либо уступать другому (и страдать сам), либо разрушать отношения. Интересно, что в рамках системного подхода, поведение любого члена семьи рассматривается как своеобразная форма коммуникации с другими членами семьи. Например, если ребенок разбрасывает повсюду свои вещи, хотя вы много раз просите его убирать за собой – это не просто неряшливость, а какое-то послание вам. Он что-то пытается вам сказать, передать какой-то смысл. Поэтому ко всем поведенческим проявлениям стоит относиться с вниманием и интересом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-550373-1418541146.jpg)
Статья "Что рисуют ваши дети", как связано между собой изображение на рисунке детей и внутренним эмоциональным состоянием ребёнка.
Статья "Что рисуют ваши дети"Психологи давно заметили , что существует тесная связь между рисунками детей и их внутренними переживаниями.Присмотритесь внимательнее к рисункам ваших детей и может...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-587916-1423227613.jpg)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И МЕЖДУ СОБОЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ (в рамках введения ФГОС ДО)
Для развития личности ребенка третьего года жизни еще сохраняется та огромная роль постоянной связи, постоянных контактов ребенка со взрослыми, которая так яр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-571882-1422088217.jpg)
«Театрализованная деятельность в детском саду как средство эмоционального общения между собой воспитанников»."
театрализованная деятельность,театр доступный детям....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/02/picture-967803-1509618667.jpg)
Статья «Общение между собой воспитанников, при помощи театрализованной деятельности»
В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. А также создается творческ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-439687-1443968099.jpg)
Консультация." Как взаимосвязаны между собой речь и интеллект ребенка."
В материале рассказывается о том, как непосредственно связан интеллект и речь ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/13/picture-1406672-1652439138.jpg)
Музыкальная игра и развитие дошкольника тесно связаны между собой. Консультации для родителей.
Музыкальная игра в повседневной жизни детского сада является ценным средством музыкального и всестороннего развит...