Детская тревожность. Способы ее преодоления.
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)
В данной презентации расматриваются причины тревожного состояния детей ,как взаимодействовать с ребенком , чтобы повысить доверие к окружающим, укрепить уверенность в себе и предотвратить проявление тревожности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_trevozhnost.pptx | 344.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность вопроса обусловлена резко возросшим в последнее время количеством беспокойных детей дошкольного возраста, отличающихся повышенной неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Высокий уровень тревожности снижает социализацию ребенка, оказывает отрицательное влияние на развитие и формирование личности ребенка, а также усугубляет проблемы, возникающие в дошкольный период. М ногие авторы в качестве одной из причин ее возникновения считают нарушения детско-родительских отношений (недостаток внимания со стороны родителей, проявления нелюбви к ребенку, формирование у него беззащитности, безнадежности и отсутствие опоры в близком окружении). Актуальность темы
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги , а также в низком пороге его возникновения. Тревога — это ситуативное проявление волнения и беспокойства . Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Так что такое тревожность и каковы ее причины ? 3
Ч. Д. Спилбергер (амер. к линич . психолог) выделяет два основных вида тревожности : * Р еактивную ( ситуативную). Ситуативная тревожность порождается некоторой конкретной ситуацией(предстоящие сложности, возможные неприятности), которая объективно вызывает беспокойство и характеризуется переживаемыми эмоциями: напряжением беспокойства, озабоченностью, нервозностью. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. * Личностную. Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность человека к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать любые ситуации как угрожающие, опасные. Ребенок , подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Такое состояние влияет на становление характера и формирование заниженной самооценки.
Факторы возникновения тревожности :
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Портрет тревожного ребенка
1. Необходимо понять и принять тревогу ребенка. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами . Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из жизни, вместе ищите выход. 2. Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.образом . вы покажете, как можно решить такую ситуацию. 3. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше. Рекомендации родителям для преодоления тревожного состояния у детей.
4. В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия. 5. Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру. 6. Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить. 7.Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...»
8.Старайтесь в любой ситуации искать плюсы (да, сломалась машинка, но теперь ты знаешь…). 9. Учите ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их. 10. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами. 11. Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции. 12. Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
Работа с тревожными детьми ведется в нескольких направлениях : снятие мышечного и эмоционального напряжения Повышение самооценки отработка навыка владения собой в травмирующей ситуации
«Детей учит то, что их окружает» М. Монтессори Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские страхи и способы их преодоления в старшем дошкольном возрасте.
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и поверну...
Детские капризы и упрямство. Способы их преодоления.
Прежде чем приступить к рассмотрению темы, необходимо определить область этой темы то есть поставить ее в определенные рамки. Капризы как и упрямство рассматриваются как составляющие откло...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО, СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ"
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, совет...
Детские страхи , способы их преодоления.
Страх - это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека реагирует на опасность (не важно, действительную или мнимую) резким выделе...
«Детская тревожность и способы ее профилактики и коррекции»
Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социо...
детская тревожность и пути ее преодоления
Очень часто в своей работе я сталкиваюсь с детьми, у которых уже в дошкольном возрасте проявляется тревожность, которая затрагивает все сферы жизни маленького человека. Тревожность мешает ...