Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
статья

Храмова Светлана Сергеевна
Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

Преимущества проектного метода:

Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы.

Является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса;

Повышает компетентность педагога;

Повышает качество образовательного процесса;

Возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.

Способствует развитию креативности и логического мышления.

В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.

Недостатки:

низкая мотивация воспитателей, родителей;

недостаточный уровень развития познавательного интереса у воспитанников.

Что же такое «ПРОЕКТ»?

В словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Проблемно-поисковые методы: проблемные вопросы, деловая игра, «мозговой штурм», тематические беседы, исследование (исследовательский проект, поэтапное выполнение действий.

• Творческие методы: презентация.

Информационные методы: составление модели источников информации.

При выполнении проекта могут использоваться другие активные методы обучения.

Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.

Достоинства метода проектов

Метод проектовполностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования:

Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.

Полная интеграция (одно из приоритетных разделов интегрируется с другими разделами программы). Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в других):

Пример частичной интеграции – интеграция художественной литературы и изобразительной деятельности. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ.

Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практические полезные дела). Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста

В младшем дошкольном возрасте это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)

В старшем дошкольном возрасте это:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;

Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

Развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению;

Развитие важнейших компетенций для современной жизни.

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

Обязательные составляющие проекта:

- детская самостоятельность (при поддержке педагога,

- сотворчество детей и взрослых;

- развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;

- применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

• Проблема;

Проектирование или планирование;

• Поиск информации;

• Продукт;

• Презентация.

• Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.)

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана – схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план – схему занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие, мероприятие.

Метод проектов предполагает:

Постановку проблемы (1этап)Поисковый: определение темы и целей проекта; педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Её обсуждение (2 этап) Планирование деятельности по достижению цели,определение источников информации:

- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели. Способов сбора и анализа информации, способов представления результатов.

Работу над проектом (3этап)Практический: (основной этап) поиск информации детьми совместно с родителями и воспитателями (интервью, опросов, наблюдений, экспериментов.).

Презентация (4 этап) подведение итогов, коллективное обсуждение, самооценка, продукт деятельности др.

Типология проектов в ДОУ

(по Е. С. Евдокимовой)

По доминирующей деятельности Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные)

По характеру содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности)

По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов)

По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)

По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1. исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов,в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Мир природы», «В гостях у сказки»;

групповые: «Сказки о дружбе», «Познай себя», «Подводный мир», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Птицы наши друзья», «Откуда ботинки пришли?»,

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

исследовательские: «Без воды не обойтись», «Воздух невидимка», «Питание и здоровье»

семейные: «Как я провёл лето»

личностные: «Мои питомцы».

Способы разработки проектов:

Проект – это «Модель трёх вопросов»

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

Позиция взрослых как участников проекта:

Является источником информации, координирует процесс, поддерживает и поощряет, обеспечивает непрерывность работы над проектом, подготавливает необходимое оборудование, осуществляет консультативную помощь.

Имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности.

Не претендуют на права единственно верного источника знания, ограничиваясь статусом «ресурсной личности».

Предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.

Позиция детей как участников проекта:

Влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;

Устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;

Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.

Роль родителей

Посодействовать ребенку в сборе материала;

Контролировать сроки выполнения;

Подсказать правила оформления проекта;

Участвовать в подготовке презентации.

Структура образовательного проекта:

- Название проекта.

- Авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

- Общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты.

- Этапы проведения проекта.

На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.

На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.

На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков.

На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности.

- Результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Результаты выполненных проектовдолжны быть осязаемыми:

Выставка, газета, журнал.

Костюм, модель, коллекция.

Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.

Экскурсия, поход, путешествие.

Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

Спектакль, праздник, видеофильм.

Познавательные центры в группе

Развивающая предметно – пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оснащён центр «Детская лаборатория», Центр научной и познавательной и художественной литературы и тд.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Особую педагогическую значимость метода проекта я вижу в том,что:

• Он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

• Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем;

• Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, способствует повышению самооценки ребенка.

• Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.

Проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

Проектнаядеятельность дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО: метод рекомендации / авт. -сост. О. Л. Гильманова, Н. Я. Гомоюнова. –Нижний Тагил: НТФ ИРО, 2015.-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной д...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Статья на тему использования метода проектов в детском саду...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и ...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

О методе проектов, как одном из вариантов интеграции, проектной деятельности, как личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию....

Семинар для педагогов ДОУ «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»

Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребено...