Консультация на тему: «Развитие творческого мышления через игры и головоломки»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
любознательности».
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_temu_razvitie_tvorcheskogo_myshleniya_cherez_igry_i_golovolomki.docx | 51.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 10 «Сказка» города Алатыря
Чувашской Республики»
Консультация на тему:
«Развитие творческого мышления
через игры и головоломки»
Подготовила: воспитатель
Андрюшина М. М.
2020 год
Консультация на тему: «Развитие творческого мышления
через игры и головоломки»
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
любознательности».
В.А. Сухомлинский
Игра для ребенка – это возможность узнать новое. Именно в увлекательной форме игры дети знакомятся с миром: первые развивающие игрушки помогают младенцам развить осязание, зрение и слух, затем они учатся ползать и ходить с помощью более мобильных игрушек, а после переходят к ролевым играм, которые способствуют развитию социальных навыков, мышления и воображения.
Лучшим возрастом для развития нестандартного, творческого мышления будет период, в который формируется воображение – то есть от трех до семи лет. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять ей. Это можно заметить даже по тому, как ребенок играет. Например, часто дети используют в игре реальные предметы для замены неких воображаемых вещей и объектов: так, швабра может стать быстроногим скакуном, фломастер – волшебной палочкой, а пустая картонная коробка – космическим кораблем.
При этом малышам 3-4 лет необходимо, чтобы заменяющий предмет был похож на замещаемый, а для детей более старшего возраста это сходство может быть достаточно условным. Постепенно необходимость в самом предмете сходит на нет, и ребенок, учится манипулировать с воображаемым образом безо всякого подкрепления «извне».
Интеллектуальное развитие ребенка – дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка.
В дошкольном детстве происходит развития восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому.
Так как же научить маленького ребенка думать?
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей, не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этого без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Удовлетворить естественные потребности в познании и изучении окружающего мира, его неуемную любознательность, дать ему здоровую интересную пищу для ума и при этом достаточно сложную, поможет, если использовать логико-математические игры. Это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности – игру.
Логико-математические игры:
Игры с блоками Дьенеша. Игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.
Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках. Одни кодовые карточки разделена на две части: первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем; вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры и ее толщина. С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких до начальной (и даже средней) школы.
Игры с цветными палочками Кюизенера. С помощью счетных палочек Кюизенера дети во всем мире с удовольствием развивают мелкую моторику, тренируют память, познают основы геометрии, сравнивают величины, форму, объем и цвет. Комплект состоит из палочек разного размера и цвета, благодаря которым дети быстро запоминают состав чисел и познают основу математических действий.
Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки», через практическую, исследовательскую деятельность формировать понятие числовой последовательности; способствует развитию детского творчества, воображения, восприятия, познавательной активности, мелкой моторики, мышления, внимания, пространственного ориентирования, конструктивной деятельности и конечно, вызывает интерес.
Палочки интересны тем, что играть и продуктивно заниматься с ними смогут дети разного возраста, поэтому у европейских семей такие палочки давно стали лидерами среди развивающих игрушек.
Игры Воскобовича. Особенности развивающих игр Воскобовича. Игры разработаны исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
- Широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
- Образность, многофункциональность и универсальность. Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других. Играя только в одну игру, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами; цветом или формой; счетом и т. д.). Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Сказки- задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, умная гусениц Фифа, забавный зайчонок Лопушок, сопровождая ребёнка по игре, учат ребёнка не только логике, грамоте, правильной речи, но и человеческим взаимоотношениям.
-Творческий потенциал. Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы взрослые, просто не способны.
- Методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со
сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.
Игры В. Воскобовича можно разделить на:
• игры, направленные на творческое конструирование;
• игры на развитие логики и воображения;
• игры, обучающие чтению;
• игры на развитие математических способностей.
Примеры.
• «Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей). Это игра на развитие логики и воображения. Косынка, Вечное Оригами, Кленовый листок – все это синонимы
Квадрата Воскобовича. Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мм друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер». Решать задачи ребенку помогают мама Трапеция, папа Прямоугольник и дедушка Четырехугольник. Вариантов сложения – 1.000.000). Игру сопровождает методическая сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата. В ней Квадрат оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т. п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в альбоме, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета. Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
Математический планшет
Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Gеoboаrd («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» являются также Геоконт Воскобовича и планшет Геометрик.
Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения - от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами - и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими.
С чего начать: Сначала нужно дать ребёнку планшет, посчитать штырьки, а потом, взяв, резиночки, (небольшое количество) показать, как натягивать резинки на штырьки. Тут вы должны запомнить сами и постоянно об этом напоминать ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу
вверх или слева направо. В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру.
Варианты игр с детьми 3-5 лет:
- Изображаем с помощью линий знакомые предметы и явления (например, дождик, солнышко, кораблик).
- «Оживляем» геометрические фигуры: так, квадрат превращается в домик, треугольник - в вазу с цветами.
- Отгадываем загадки - а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете. Таким же образом иллюстрируем сказки, стихи, песенки. Подобные задания отлично развивают не только фантазию, но и речь.
- Также в этом возрасте важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы).
С детьми 6-7лет:
- Сочиняем сказку в картинках. В этой игре участвует сразу несколько ребят: каждый создает на планшете свою сцену, а затем все объединяются и рассказывают историю целиком.
- Знакомимся с понятием «система координат». Можно пронумеровать ряды и столбцы штырьков: от 1 до 5 и от А до Д. Соответственно, точки поля имеют координаты А1, Б3, Г2 и так далее.
- Проводим слуховые диктанты. Вы задаете ребенку координаты, а он по ним создает изображение.
Пентамино. Пентамино - очень популярная логическая игра. Запатентовал головоломку «Pеntomino» Соломон Вольф Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор университета Южная Калифорния.
Пентамино – это популярная логическая головоломка для детей и взрослых. Игра состоит из 12 плоских фигур. Все фигуры состоят из 5 квадратов. Каждый элемент обозначает латинскую букву, форму которой он напоминает. Многие уже давно знакомы с этой головоломкой по игре тетрис, которая основана на идее пентамино.
Из элементов головоломки складываются симметричные узоры, буквы, цифры, животные. Одной из самых распространенных задач пентамино - сложить прямоугольник из всех фигур. При этом фигуры не должны накладываться друг на друга и не должно быть пустот.
Пентамино развивает абстрактное мышление, воображение, воспитывает настойчивость и терпение, учит определять, создавать, анализировать. В пентамино фантазия может творить чудеса: из непонятных разной формы фигур может возникнуть фигура собаки, машины, дерева.
Ребенку 5-6 лет можно дать задание выложить фигуру по образцу или придумать самому. В результате получится плоскостное силуэтное изображение - схематичное, но понятное по основным характерным признакам предмета, пропорциональному соотношению частей, по форме.
Малышу можно показать, как сложить прямоугольник. Обратите внимание ребенка на то, как фигуры лежат, нечаянно поломайте прямоугольник, попросите ребенка повторить. Также научите складывать по образцу, как мозаику.
Кубики Никитина. Сложи узор. Самый простой игровой набор из 16 одинаковых кубиков. Размер небольшой – 3 см. Их грани выкрашены в разный цвет. Их форма – треугольник или квадрат. При желании набор можно изготовить самому, прочитав соответствующую литературу и имея минимальные творческие навыки. Подходит для маленьких детишек от 1,5 лет, так как с ходу может заинтересовать их яркой окраской.
Второе название – пазлы Никитина. Изначально перед ребенком ставится задача выложить из кубиков конкретный узор, затем наоборот – нарисовать картинку, в которую сложились части. Завышающий этап – придумать собственный вариант орнамента и изобразить его, попутно объясняя, что он хочет зарисовать. Начинают с 2-4 кубиков, постепенно увеличивая количество. Эта игра увлекает практически всех детей без исключения. Развивается воображение, мелкая моторика, активизируются лобные доли, ответственные за творческое мышление. Ребенок осваивает навыки анализа и систематизации материала, учится различать относительные категории, изучает цвета. К игре дополнительно приобретается альбом для записей и рисунков.
Сложи квадрат. За основу взята головоломка, в которой из нескольких кусочков разного цвета требуется сложить квадрат. Она не подавалась даже некоторым взрослым, поэтому Никитин модифицировал ее в более простую. Играть можно с 2-ух лет. На фанерке формата А4 располагается 12 кубиков, вставленных в окошки. Есть 3 категории сложности. Начальная состоит в том, чтобы составить 4 простейших квадрата. Для этого малышу надо показать, как из нескольких половинок получается одна фигура. Дальше он начинает выполнять задания самостоятельно. Уровень сложности повышается постепенно. Задачи способствуют развитию логики, умению дробить основную цель на мелкие, способствующие ее достижению.
Уникуб. Игра знакомит малыша с трехмерным пространством. В процессе он учится собирать сложные объемные фигуры. Начальный уровень – простейшие геометрические (параллелепипед, трапеция), более сложный – животные, дома. В наборе 27 шестигранных кубов с разноцветной огранкой. Предлагать играть можно, начиная с 1,5 лет. Ребенка можно легко обучить классификации цвета и его восприятию. Например, предложить построить синюю дорогу с желтым тротуаром и устроить соревнования по скоростному сбору однотонных фигур. Самые сложные задания не поддаются некоторым взрослым. Это одна из лучших тренировок пространственного мышления и самоконтроля, которая подготовить ребенка к будущему освоению геометрии в школе.
Кубики для всех. В наборе 27 одинаковых кубиков, соединенных между собой разными способами в 7 фигур. Одна фигура состоит из 3, остальные из 4 каждая. Они различны по форме и окрашены в разные цвета. В методичке предложены задания, согласно которым фигуры нужно соединять в различные модели, похожие на геометрические фигуры, дома, машины, зверей. Поощряется придумывать собственные варианты соединений. Маленьким детям нравится сооружать фигуры из 2-3 деталей, ребятам постарше – из большего количества. Постоянно занимаясь такой деятельностью, ребенок активизирует мыслительный процесс. Построить фигуры по предложенному рисунку – задача простая, а придумать собственную модель – более творческая. Она закладывает фундамент для креативного мышления, развивает воображение. Дайте ребенку проявить фантазию. Пусть он рассказывает, на что похожа та или иная модель. Интересные и забавные ассоциации записывайте и зарисовывайте.
Дроби. Рекомендуемый возраст начала игры – 3 года. Для выполнения сложных заданий необходимо знание простейшей арифметики. В комплекте 3 фанерки. На каждую нанесены 4 разноцветных круга. Первый - целая окружность, второй – 2 равные половинки, третий – 3 части, последний делится на 12 долей. Сочетая их, ребенок повторяет цвета, учится азам счета, сравнивает доли, комбинирует. Малышей с помощью игры обучают новым словам – «четвертинка», «половинка» (в зависимости от рисунков на дощечке). Старшим детям можно прививать математически правильные названия – «одна вторая», «три четверти». При наложении большей части кубиков на меньшую ребенок учится сравнивать доли. Опытным путем выкладывания частей ребенок устанавливает связь «больше-меньше». Все изученные понятия необходимо записывать в журнал.
Кирпичики. С помощью игры дети постигают основы черчения, развивается пространственное мышление. В наборе 8 брусков из дерева или пластмассы. В альбоме 30 заданий. По чертежам ребенок строит модели из кубиков. Элементарные подходят для детей 4-ех лет, самые сложные будет под силу разгадать ребятам школьного возраста. Игра имеет три варианта выполнения: сложить фигуру по чертежу, перенести рисунок фигуры на бумагу и построить собственный вариант, изобразив его чертеж. Набор подготовит ребенка к школьным предметам геометрия и черчение. Он является своеобразной «гимнастикой для ума», заставляет попыхтеть над задачами даже взрослых.
Танграм (от простого к сложному). Известная головоломка, пришедшая к нам из Древнего Китая. Суть этой восточной игры заключается в построении на плоскости из 7 простых геометрических фигур новой, обозначенной контуром, фигуры. Это могут быть самые различные силуэты: люди, животные, транспорт, предметы быта, растения, игрушки и даже цифры и буквы. Основное правило: нужно обязательно использовать все элементы танграма и никогда накладывать их друг на друга.
На начальном этапе игры в танграм дошкольникам лучше не давать сложных заданий — ребенку нужно время, чтобы разобраться в сути головоломки. И если его первый опыт окажется неудачным (из-за сложности задания и непонимания), интерес к игре у него наверняка пропадет. Поэтому не торопитесь, начинайте всегда с самых простых фигур, постепенно увеличивая сложность. Важно учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка.
Сначала рассмотрите вместе фигурки, составьте что-нибудь элементарное. Начните составлять сами, а затем попросите ребенка помочь вам: назвать цвета и т.д. Дети могут придумывать свои фигуры, в том числе фантастические. Главное, чтобы ребенок четко представлял, что именно он конструирует, и использовал при этом все 7 фигур.
На втором этапе обучения уже можно начинать составлять фигуры по цветным схемам. Кому-то это покажется совсем легкой задачей, но для трехлетнего ребенка подобрать фигуру по цвету и форме не так просто. Детям 5—7 лет уже можно предложить силуэтные схемы танграма и одноцветные элементы головоломки.
Играя с ребенком в логико-математические игры вы развиваете в нём не только мышление, но и память, внимание, воображение, уверенность в себе. Учите и играйте!
Дидактические игры:
Эффективным средством развития логического мышления является дидактическая игра, которая предполагает взаимодействие с ребенком как с активным субъектом познавательной деятельности и в то же время являются и игрой и деятельностью ребенка-дошкольника. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний. Тем более, что традиция широкого использования дидактических игр в целях развития мышления у детей старшего дошкольного возраста, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Е. И. Тихеева, А. И. Сорокина.
Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная мыслительная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Ведь самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.
При обучении старших дошкольников элементарной математике, используются разнообразные методы обучения:
- практические (упражнения, опыты и продуктивная деятельность);
- наглядные (разные предметы, игрушки, таблицы, рисунки);
-словесные (повествования, описания, объяснения, беседы, вопросы);
- игровые (обучающие и развивающие игры.)
Игровые методы используются для закрепления знаний и умений, полученных детьми на занятиях. Практические и наглядные методы сочетают с игровыми и словесными.
Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. Важную роль играет создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды: доступной, открытой, мобильной и ориентированной на зону ближайшего и опережающего развития. В группе оформлен математический уголок с дидактическими играми на развитие логического мышления.
В процессе работы необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Важную роль при этом играет создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды: доступной, открытой, мобильной и ориентированной на зону ближайшего и опережающего развития. В группе можно оформить математический уголок с дидактическими играми на развитие логического мышления, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности, в котором каждый ребёнок может реализовать себя, свой интерес, через практическую деятельность, где обучение идет через действие, опыт, решение проблемных ситуаций, через игру - ведущую деятельность детей. В нём представлены различные дидактические игры: «Математический тир», «Перевёртыш», «Эрудит», «Шашки», несколько видов «Мозаики», «Сложи картинку из кубиков», разные по содержанию пазлы;
- занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки, оформлена папка, содержащая «Ребусы и головоломки»;
- модели дней недели, частей суток.
В группе должно быть достаточно текстового материала: загадок, стихов, считалок, математических знаков. В свободное, от занятий время с детьми играть в сюжетно – ролевые игры «Магазин»,где дошкольники совершенствуют навыки операций с числами: сложение (при «покупке» нескольких товаров считают общую сумму «покупки», вычитание (сколько «денег» осталось после …«покупки»). Помимо математических представлений в играх такого типа развиваются социальные навыки. «Детский сад», «День рождения куклы», «Путешествие» и др. – отражение событий, традиций.
Во время прогулки ежедневно проводить разные подвижные игры, но каждая из них будет математической, если дети имеют возможность отрабатывать навыки счёта и отсчёта. Например, в подвижной игре «Два Мороза», можно спросить, (Сколько детей «заморозили» братья? А предыдущие «морозы» сколько заморозили? Кто из водящих оказался самым ловким? Почему вы так решили).
Дидактические игры подбираются в соответствии с программными задачами по математике и условно делятся на следующие группы.
К первой группе дидактических игр относится обучение детей счёту в прямом и обратном порядке. Используются сказочные сюжеты при знакомстве детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнения равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счётной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникло ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на нижней.
Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Что изменилось», «У кого столько же», «Исправь ошибку», «Кто быстрее найдёт», «Посчитай яблоки», «Прятки», «Убираем цифры», «Назови соседей», дошкольники учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Такое разнообразие дидактических игр математического содержания, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.
Вторая группа дидактических игр - игры – путешествия во времени. Можно предлагать детям такие игры, как «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Цветная неделя», Не ошибись», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят дидактические игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Наша задача как педагогов является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определить свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, нужно использовать предметные игры с появлением какого - либо сказочного героя. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Что изменилось», «Бабочка», «Расскажи про свой узор». Ребёнок рассказывает, как он расположил на ковре геометрические фигуры, в какой последовательности. Какая фигура расположилась в правом верхнем углу. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления. Это такие игры как «Что лишнее?», «Чем отличаются?», «Мельница», «Назови фигуру» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. В старшем возрасте дети должны научиться, не только последовательно выделять и описывать расположение фигур, но и находить узор по образцу и по описанию, воспроизводить его по указанию педагога. Надо помнить, что математика - одна из наиболее трудных учебных предметов, а математические игры позволяют удерживать интерес к занятиям по элементарной математике. Поэтому с детьми старшего возраста полезно проводить математические досуги в форме «КВН», вечера «Загадок и отгадок» и т. д. Интерактивное, живое общение с ребёнком в аспекте диалога формирует привычку думать; идёт поиск ответа, действия, познание нового, необычного.
Сюжетно-ролевые игры:
Важную роль в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют ролевые игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин называли сюжетно – ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста живут в мире фантазий, потому что в его мышлении переплетаются жизнь и сказка, реальное и вымышленное.
Игра позволяет ребенку проникнуть в мир взрослых, вступить с ними во взаимодействие. Развивая социальные отношения, с помощью игры, у дошкольников происходит формирование интеллекта, речи и мышления, так как деятельность и слово помогают развитию мышления.
Л. С. Выготский выделил один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о развитии творчества у детей дошкольного возраста и о значении креативности для общего развития и созревания ребенка, так как формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является одним из важных условий для последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения
Отдельно стоит сказать про сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Чаепитие», «Школа» и так далее. Такие игры способствуют тренировке социальных навыков, так как дети учатся общаться друг с другом, договариваться и мирно решать споры, а кроме того, служат отличной тренировкой воображения. Дети моделируют игровую ситуацию, придумывают сюжет игры, решают, как персонаж должен поступить в том или ином случае... Придумывая и распределяя роли в игре, дети учатся держать во внимании некий образ и манипулировать им длительное время.
Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой.
Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого.
Они раскрыли три направления руководства: формирование игры; формирование инициативы и творчества; формирование взаимоотношений.
Вышеназванные авторы выделяют следующие этапы руководства игрой:
- подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);
- основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);
- участие в игре (совет, напоминание и т. д.).
Творчество - универсальный способ не только для удерживания интереса, но и для развития личности вообще. Дошкольник еще не может относиться к миру объективно, отстраненно, он во всем ищет свои интересы, формы своего участия или хотя бы причастности к происходящему. Именно творчество позволяет относиться к миру активно, обживая его, наполняя своими желаниями. Сюжетно – ролевая игра является творческой деятельностью.
В игре дети не только обучаются, но и развиваются. Для детей характерны эмоциональное переживание, образное мышление, умение интуитивно схватывать смысл ситуации. Сюжетно – ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника. В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную действительность, в которой он является социально значимым лицом. Рядом с видимой действительностью строится мир воображений.
Успешное формирование игры зависит от того, насколько педагог правильно ориентируется в психологическом содержании игры на каждом этапе.
Одна из основных задач воспитателя - своевременно сформировать у детей умения действовать на первых этапах игры. Без них невозможен переход на более высокий уровень ее развития. При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступают в ролевое взаимодействие (один «везет» на машине другого, «слушает» больного, «ставит» ему градусник). Они учатся решать игровые задачи, ищут необходимые игрушки, строят сооружения, договариваются, кто кем будет, и что будут делать. С приобретением умения играть в воображаемом плане взаимопонимания между детьми и воспитателем, и, что особенно важно, между сверстниками возрастает. Это создает устойчивый эмоционально-положительный климат в группе.
Большое значение в развитии творческого мышления имеют игровые проблемные ситуации, которые создаются благодаря изменению игровой среды и активному обобщению. Игровые проблемные ситуации ставят детей перед необходимостью использовать ранее полученные впечатления и побуждают к самостоятельной игре. Это значит, что надо поставить детей перед такой игровой ситуацией, которая им интересна, которую они захотят решать сами.
Главное в игровой задаче - воображаемая цель, понятная и близкая ребенку по его личному опыту. Взрослый должен стать на время ребенком, умеющим играть увлеченно, интересно. Понимая и чувствуя игру детей, он может вовремя подсказать, придумать что-то интересное, помочь в трудных случаях, но не делать за них того, с чем ребенок справится сам. Это может быть достигнуто путем постепенно усложняющихся игровых проблемных ситуаций, в которых игровая задача программируется заранее взрослым, то есть создаются условия для решения теми или иными способами и средствами. Взрослый не дает готовый образец решения, а вызывает ребенка на самостоятельное достижение к воображаемой цели.
Для развития игры как самостоятельной детской деятельности начиная с первых этапов ее развития важно формировать умение принимать от взрослого игровые задачи, затем ставить и самому их решать, усложняющимися способами и средствами поэтапно. Новый игровой способ, новое игровое умение ребенок, как правило, сам не может открыть, он его усваивает незаметно для себя в процессе совместной игры и доверительного общения с взрослыми. Для усвоения вновь приобретенных игровых способов, игровых умений важно, чтобы ребенок не только самостоятельно повторил этот способ в тех же условиях, но и по - разному примерял его в различных проблемных ситуациях Взрослому необходимо учитывать, что игра по своей природе требует: во - первых, активности, инициативности ребенка во взаимоотношениях с окружающей его предметной и социальной средой; во- вторых, обобщения опыта деятельности; в-третьих, самостоятельности ребенка при решении игровых задач.
Таким образом, можно сделать вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.
Для развития творческого мышления у старших дошкольников можно использовать в сюжетно-ролевых играх следующие методы:
- беседы и наблюдения по обогащению впечатлений детей с целью разнообразия и оригинальности игровых замыслов;
- обучение развернутым игровым действиям;
- введение в игру предметов-заместителей;
- побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами;
- обогащение предметной игровой среды обобщенным игровым материалом;
- побуждение к принятию разнообразных ролей с передачей действий, взаимоотношений;
- участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний;
- показ и обучение в играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике;
- побуждение в игровой обстановке ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры;
- обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявления умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться друг с другом;
Приемы, используемые для развития творческого мышления детей в сюжетно-ролевых играх:
- совместное обсуждение воспитателем с детьми сюжета игр;
- введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей;
- использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов словом, с целью предотвращения конфликтов;
- использование очередности принятия ролей, пользующихся у детей особой популярностью;
- чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли;
- изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения;
- корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.
ТРИЗ-педагогика:
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Сегодня ценность не там, где мир воспринимается по схеме: знаю - не знаю, умею - не умею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ребенка, готовность его к самостоятельной деятельности, и задачи педагога - не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать.
Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия, выводы нужно развивать у каждого ребенка с детства. Необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается ТРИЗ-педагогика.
ТРИЗ расшифровывается как “теория решения изобретательских задач”. Основателем является Советский инженер, писатель и учёный Генрих Альтшуллер и теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Изобретение - это всегда решение какой-то задачи. Множество открытий привели к современной цивилизации.
Технология Г. С. Альтшуллера в течение ряда лет в 70— 80-х годах XX в. широко использовалась в работе с детьми школьного возраста. В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам «открыть» для себя способности детей-дошкольников и новый возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:
корректируется первоначальная формулировка задачи;
- строится модель;
- определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;
- составляется ИКР (идеальный конечный результат);
- выявляются и анализируются физические противоречия;
- прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.
Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, не приземлённо. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.
Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т.д.
Элементы методики и сегодня применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Примеры: «Да - Нетка», «Хорошо-плохо», «Составь загадку по описанию», «Четвёртый лишний» … «На что похоже», Игра «Кем был раньше?», «Что было раньше»….
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь ребенка?
Данную работу необходимо проводить поэтапно:
Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?".
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
«Учиться можно только весело … Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Развитие игровой деятельности. Дидактическая игра»
Дидактические игры можно использовать на занятиях по различным областям знаний и в разных видах деятельности. Каждая область имеет свою специфику и поэтому педагог должен учитывать, что своеобразие то...
Консультация на тему: «Развитие творческих способностей посредством театральной деятельности».
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остаетс...
Консультация на тему: "Развитие творческих способностей у детей с помощью нетрадиционной техники рисования".
Консультация на тему: "Развитие творческих способностей у детей с помощью нетрадиционной техники рисования"...
Консультация на тему: «Развитие музыкально - творческих способностей дошкольников»
Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые надо развивать с детства....
Консультация на тему: «Развитие творческого потенциала детей в процессе проведения музыкально-дидактических игр»
Применение музыкально-дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программ...
Консультации на тему "Развитие творческих способностей детей"
Консультации по развитию творческих способностей детей...