Подвижные игры для детей 5-6 лет
картотека (старшая, подготовительная группа)
Картотека подвижных игр для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_podvizhnyh_igr_dlya_detey_5-6_let.docx | 141.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуси-лебеди
Ход игры. Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети — гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом.
Сбоку площадки очерчивается место — логово волка.
«Пастух» выгоняет «гусей» пастись на луг. «Гуси» ходят, летают по лугу.
Пастух. Гуси, гуси!
Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да!
Пастух. Так летите!
Гуси. Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
Пастух. Так летите как хотите!
«Гуси», расправив крылья (вытянув руки в стороны), летят через луг домой, а «волк», услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой).
Пойманных «гусей» «волк» уводит к себе. После 3—4 перебежек производится подсчет пойманных «гусей». Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется.
Указание к игре. Когда воспитатель впервые проводит игру, он рассказывает детям, что гуси гуляют на лугу, щиплют травку, при этом они нагибаются, вытягивают шею, а когда летают, расправляют крылья (поднимают руки в стороны).
Кошка и мышка
Ход игры. Играющие встают в круг. Выбираются кошка и мышка. «Мышка» становится в круг, «кошка» — за кругом. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
А бежит — стрела.
Глазки закрываются.
Когти расправляются,
Зубы как игла.
Только мыши заскребут,
Чуткий Васька тут как тут,
Всех поймает он.
После слов «всех поймает он» дети останавливаются, и в условленном месте круга двое детей поднимают руки, оставляя проход — ворота. «Мышка», убегая от «кошки», может пробегать в ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. «Кошка», стараясь поймать мышку, может пробежать в круг только через ворота. Когда «кошка» поймает «мышку», на эти роли выбираются другие дети, и игра повторяется.
Если «кошка» долго не может поймать «мышку», воспитатель устраивает дополнительные ворота.
Мы веселые ребята...
Ход игры. Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.
Дети хором произносят текст:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать:
Раз, два, три — лови!
После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.
После 2—3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка.
Указания к игре. Нового ловишку выбирают даже в том случае, если предыдущий никого не поймает.
Карусель
Материал. Шнур.
В варианте игры: обручи.
Ход игры. Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны.
Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:
Еле, еле, еле, еле
А потом кругом, кругом,
Завертелись карусели.
Все бегом, бегом, бегом.
В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, а под конец бегут. Во время бега воспитатель приговаривает «по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли».
После того как дети пробегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря «поворот!». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону.
Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!
Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах «вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.
После того как дети немного отдохнули, воспитатель дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять места на карусели, т. е. становятся в круг, берут шнур. Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.
Вариант игры. Игру «Карусель» можно проводить с обручами. Каждый держится за два обруча одной и другой рукой, образуя замкнутый круг. Все движения производятся так же, как и со шнуром.
Когда дети оставляют карусель, надо следить, чтобы они клали обручи на пол аккуратно, тогда при повторении игры можно быстро их взять и снова образовать круг.
Мышеловка
Ход игры. Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.
Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут — вот напасть.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки.
Переловим всех за раз!
По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя «хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями и игра возобновляется.
Указания к игре. Педагог следит за тем, чтобы дети произносили стихи выразительно, негромко, делая логические ударения, не скандируя каждый слог.
В конце следует отметить наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.
Караси и щука
Ход игры. Один ребенок выбирается на роль щуки. Остальные играющие делятся на две группы: одна из них — камешки — образует круг, другая — караси, которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом.
По сигналу воспитателя «щука!» она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. «Караси» спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (прячутся за камешки). «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.
Игра проводится 3—4 раза, после чего подсчитывается число пойманных «карасей». Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.
Успей пробежать
Материал. Шнур длиной 3—4 м.
Ход игры. Воспитатель с кем-нибудь из детей держит за концы шнур и медленно вращает его по направлению к бегущим детям. Дети один за другим должны успеть пробежать под шнуром в тот момент, когда он находится наверху.
Воспитатель регулирует движение детей; для каждого пробегающего он дает сигнал «беги!».
В дальнейшем дети должны сами следить за движением шнура и пробегать, когда он находится наверху.
Чье звено скорее соберется
Материал. Флажки 3—4 цветов (по числу играющих); 3—4 больших флажка тех же цветов; бубен.
Ход игры. Дети делятся на 3—4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого-либо одного цвета. В разных концах площадки или по одной стороне ставятся на подставках 3—4 флажка тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флажком своего цвета.
Когда играющие построятся, воспитатель ударяет в бубен и дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, который дается воспитателем.
По сигналу «на места!» дети бегут к своему флагу и строятся в колонну (лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.
Указание к игре. После 2—3 повторений игру можно усложнить. В тот момент когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит «стой!». По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флажков и говорит «на места!». Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.
Хитрая лиса
Ход игры. Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь.
Играющие 3 раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) — сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», — «хитрая лиса» быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»
Все играющие разбегаются по площадке, а «лиса» их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых «лиса» коснулась рукой, отходят в сторону.
После того как лиса поймала 2—3 детей, воспитатель дает сигнал «в круг!». Дети снова образуют крут, и игра повторяется.
Кто скорее
Материал. Прыгалки (по числу детей).
Ход игры. Дети с прыгалками в руках становятся в шеренгу на одной стороне площадки так, чтобы не мешать друг другу. В 15—20 шагах от них проводится черта. По условленному сигналу все дети одновременно прыгают по направлению к черте. Воспитатель отмечает детей, которые раньше оказались у черты.
Прыжки через скакалку
Материал. Веревка (шнур, длинная скакалка).
Ход игры. Двое детей держат толстую веревку, шнур или длинную скакалку: один — за один конец, другой — за второй. Медленно и равномерно они начинают крутить ее в сторону стоящих детей, а те в порядке очередности прыгают через веревку, стараясь не задеть ее. Тот, кто заденет, меняет одного из крутящих веревку.
Указания к игре. В игре можно давать детям определенные задания, например: «Кто без ошибки перепрыгнет 5—10 раз?»
Пастух и стадо
Материал. Гимнастическая скамейка (рейки); повязка для глаз.
Ход игры. На одной стороне площадки с помощью гимнастической скамейки или реек, положенных на кубы, огораживается овчарня.
Из числа играющих выбирается пастух. Остальные — овцы. «Пастуху» завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел».
«Овцы» поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к «пастуху» и спрашивают его: «Пастух, пастух, сколько мне даешь шагов?»
Каждый раз «пастух» называет какое-либо число (до 10). «Овца», отходя от пастуха отсчитывает соответствующее число шагов и останавливается.
Когда все «овцы» разойдутся, «пастух» спрашивает: «Где мое стадо?» Все «овцы» отзываются: «Бе, бе, бе...» — потом замолкают.
«Пастух» начинает искать «овец» — идет на их голоса, а «овцы» стоят на своих местах. Когда «пастух» дотронется до кого-нибудь, он говорит: «Овечка, овечка, кто ты?» «Овечка» отвечает: «Бе, бе, бе». «Пастух» должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все «овцы» начинают блеять и кто-нибудь из них отводит «пастуха» к овчарне, а сам возвращается на свое место.
«Пастух» снова спрашивает: «Где мое стадо?» И игра продолжается до тех пор, пока он не узнает пойманную овечку. Тогда он снимает повязку и становится овечкой, а «овечка» — пастухом.
Удочка
Материал. Шнур длиной 2 м; мешочек с песком весом 100—200 г.
Ход игры. Играющие стоят по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. В центре круга стоит воспитатель со шнуром, к концу которого крепко привязан мешочек с песком, — это удочка. Свободный конец удочки воспитатель берет в правую руку так, чтобы длина его равнялась расстоянию от центра круга до ног играющих.
Воспитатель вращает шнур, чтобы мешочек скользил по полу. Стоящие по кругу подпрыгивают в тот момент, когда мешочек приближается к ним, и стараются избежать прикосновения мешочка к ногам. Воспитатель, когда кружит шнур, поворачивается вместе с ним или стоит на месте, перекладывая его из руки в руку (спереди и за спиной).
Задетый мешочком считается проигравшим. Игра продолжается до тех пор, пока шнур не сделает два полных оборота.
Воспитатель подсчитывает, кого и сколько раз задел мешочек, после чего игра возобновляется.
Правила игры. Задевать ногу мешочком можно не выше стопы. Выигравшими считаются те, кого ни разу не задела удочка.
Указания к игре. Перед началом игры воспитатель проверяет, как дети прыгают.
Длина шнура увеличивается или уменьшается в зависимости от размера площадки и количества играющих.
Кегли
Материал. Кегли; деревянный шар.
Ход игры. Кегли ставятся в ряд на расстоянии 3—5 см одна от другой. На расстоянии 1,5—3 м от них проводится линия — кон. Играющие дети (3—4 человека) в порядке очередности (она устанавливается самими детьми) выходят на черту кона и с силой катят шар, стараясь сбить кеглю. Сбитые кегли убираются. Выигравшим считается тот, кто собьет больше кеглей условленным количеством шаров.
Указания к игре. Расстояние между кеглями, а также от кеглей до линии кона увеличивается постепенно.
В кегли можно играть и в помещении, и на участке.
Ловля мячей сачками
Материал. По углам начерченного квадрата (100x100 см) вкапываются четыре столбика высотой 50—60 см, на которых с помощью резинки укрепляется чашка (диаметром 15 см), через ее дно пропускается шнурок так, чтобы за него удобно было взяться, в чашку кладут мелкие легкие мячи от настольного тенниса (по количеству играющих); сачки (по количеству играющих).
Ход игры. Эта игра проводится на площадке. Дети (2—4 человека) встают с сачками по сторонам квадрата. Кто-либо с силой дергает за шнурок, чашка взлетает вверх и выбрасывает мячи. Играющие ловят их сачками не сходя с места. Воспитатель отмечает детей, поймавших мячи, и игра возобновляется.
Указания к игре. Если желающих играть — много, они договариваются, сколько раз повторяет игру одна команда (2—3 раза).
В игре можно использовать обычные сачки, но палки нужно укоротить до 20—30 см.
Накинь кольцо
Материал. Сюжетные или бессюжетные кольцебросы (2—6 штук); кольца (в 3 раза больше количества участников).
Ход игры. В старших группах используются как сюжетные, так и бессюжетные кольцебросы: по 2—6 колышков на подставках разной формы.
Дети набрасывают кольца с расстояния 1,5—2,5 м.
Игра может проводиться с группой детей (4—6 человек). Дети получают по три кольца и по очереди бросают их, стараясь попасть на любой колышек.
Воспитатель отмечает, кто из детей набросит большее количество колец.
Вариант игры. Дети поочередно бросают кольца до тех пор, пока кто-либо не наберет условленное количество очков (6—10).
Попадания можно считать вслух или фиксировать с помощью камушков, шишек и других предметов.
Перебежки
Материал. Снежки (по числу участников).
Ход игры. На одной стороне площадки отделяется линией дом, на расстоянии 5—6 м чертится вторая линия, за которой находится другой дом. Вдоль одной из сторон перпендикулярно домам проводится еще одна черта.
Играющие делятся на две группы (отряда, не более 6—8 человек в каждом). Дети одного отряда встают вдоль линии любого дома. Другой отряд размещается вдоль боковой линии; у ног каждого ребенка лежит по два снежка. По сигналу воспитателя первый отряд перебегает из одного дома в другой. Дети второго отряда берут по одному снежку и бросают их в бегущих. Те, в кого попали снежком, отходят в сторону. На новый сигнал дети перебегают в обратную сторону, стоящие у боковой линии бросают в бегущих по второму снежку. Осаленные в этот раз также отходят в сторону.
Воспитатель отмечает, кто из детей одного и другого отряда был более ловким, смелым, метким. После этого временно выбывшие из игры возвращаются в свои отряды. Отряды меняются местами, и игра возобновляется.
Указания к игре. Снежки для игры можно заготовить заранее и сложить в кучку, откуда дети будут их брать, а можно лепить их тут же перед началом игры. Для установления очередности (какому отряду бежать, а какому бросать снежки) можно воспользоваться считалками.
Кто скорее до флажка
Материал. 4—5 флажков.
При усложнении игры: стойки с веревкой, натянутой на высоте 60см.
Ход игры. Все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5—6 шагов от края площадки проводится черта, за которую становятся 4—5 детей.
На противоположной стороне площадки на расстоянии 18—20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии.
По сигналу воспитателя (удар в бубен, или хлопок, или слова «раз, два, три — беги!») дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно. Воспитатель отмечает, кто из детей раньше других поднял флажок.
Затем все бежавшие садятся на стулья, а на их место становятся за черту следующие 4—5 человек.
Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками.
Указания к игре. Когда дети хорошо освоят этот вариант игры, рекомендуется внести усложнение. На пути к флажку ставятся стойки с веревкой. Дети подлезают под нее, не касаясь земли (пола) руками, выпрямляются и бегут дальше к флажку.
Белки в лесу
Материал. Гимнастическая стенка; переносные устройства для лазанья: лесенка двойная, пирамида с прицепными досками и лесенками, скамейки, доски, положенные на крупные кубы, и другие устройства для лазанья.
Ход игры. Игра проводится на площадке или в комнате, где есть гимнастическая стенка. Дополнительно к ней расставляются переносные устройства для лазанья.
Выбирается водящий — охотник. Он становится в домик — круг, начерченный в противоположной части площадки или комнаты. Остальные играющие — белки, они размещаются на лесенках, скамейках и т. п. — деревьях.
По сигналу воспитателя «берегись!» или удару в бубен все «белки» меняются местами: быстро слезают, спрыгивают с лесенок, скамеек и т. п. и влезают на другие. В это время «охотник» их ловит — дотрагивается рукой.
Пойманными считаются «белки», которых водящий осалит рукой, пока они были на полу, а также те, которые остались на прежних местах. Они отходят к домику охотника и одну игру пропускают.
Воспитатель отмечает тех белок, которые были смелыми и ловкими. Игра проводится 5—6 раз. Новый охотник выбирается через 1—2 игры.
В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети пользовались разными устройствами для лазанья и не спрыгивали со слишком большой высоты.
Пожарные на учении
Материал. Гимнастическая стенка 2—3 колокольчика.
Ход игры. Играющие дети делятся на 2-3 отряда по 5-6 человек и строятся в колонны против гимнастической стенки на расстоянии 4—5 м. Это пожарные, они должны уметь быстро взбираться по лестнице.
На верхней рейке гимнастической стенки против каждого отряда подвешивается колокольчик.
По сигналу воспитателя (слово или удар в бубен) дети, стоящие первыми в колонне, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, слезают и встают в конец колонны. Воспитатель снова дает сигнал; бежит следующая пара или тройка и т. д.
В конце игры воспитатель отмечает более ловких «пожарных», которые уже быстро лазают по лестнице. После этого игра повторяется.
Указания к игре. В процессе игры педагог должен находиться около гимнастической стенки, следить, чтобы дети при лазаньи не пропускали ступеньки и не спрыгивали (об этом он договаривается с детьми до начала игры).
придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.
Колпачок и палочка
Материал. Палочка; колпак с кисточкой.
Ход игры. Играющие образуют круг. Выбирается водящий, он получает палочку и становится в середине круга. Воспитатель надевает ему на голову красивый колпак с яркой кисточкой.
Колпак надвигается ребенку до носа, прикрывает ему глаза, не касаясь их. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Водящий в это время, присев на корточки, стучит палочкой об пол.
С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого указала палочка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал. Затем игра продолжается с новым водящим.
Сделай фигуру
Ход игры. Из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ножки на ножку по всей комнате (площадке). По сигналу воспитателя (удар в бубен или слово «стоп») все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются.
Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим — оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра повторяется.
Быстрей по местам
Материал. Небольшие предметы, например, кубики (на 1 меньше количества детей).
Ход игры. Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны друг от друга рук. Место каждого играющего отмечается каким-нибудь предметом, например кубиком, который кладется на пол.
По сигналу воспитателя «бегите!» или по удару в бубен дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке (комнате). Воспитатель тем временем убирает один из предметов, лишая таким образом одного ребенка места. При ударе в бубен или после сигнала «по местам» все дети бегут в круг и занимают любое место. Оставшемуся без места дети хором говорят:
Ваня, Ваня (Маша, Оля и др.), не зевай,
Быстро место занимай.
Когда игра проводится последний раз, воспитатель кладет обратно кубик, для того чтобы все дети имели место.
Кто больше соберет
Материал. Однородные предметы небольшого размера: шишки, кубики, шарики и т.п.; 2—3 корзинки (ведерка).
При усложнении игры: повязка для глаз.
Ход игры. На полу или на ровной площадке высыпаются однородные предметы небольшого размера.
Из числа играющих выбирается 2—3 ребенка, им дается корзиночки или ведерки. По сигналу «раз, два, три!» они начинают собирать шишки (шарики, кубики), при этом разрешается брать в руку только по одному предмету.
По сигналу «стоп!» сбор предметов прекращается. Воспитатель подсчитывает, кто набрал больше. Затем соревнуются другие дети. Игра может повторяться столько раз, сколько есть желающих участвовать в ней.
Для более ловких детей, которые чаще других бывают победителями, игру можно усложнить: предложить собирать предметы с завязанными глазами.
У кого мяч?
Материал. Мяч диаметром не более 15 см.
Ход игры. Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной.
Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр не более 15 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит «руки», и тот, к кому он обращается, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.
Игра повторяется до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.
Летчики
Материал. Игра проводится на участке, где есть укрытия (кусты, пригорки, деревья), пропеллеры 3 цветов (на один меньше количества участников); 3 флажка (по одному каждого цвета).
Ход игры. На одной стороне участка — аэродром, на котором расположены отдельно одна от другой 3 группы детей — летчиков.
У летчиков на груди прикреплены пропеллеры своего цвета для каждой группы.
В противоположной стороне участка — место с укрытиями, куда будут лететь самолеты. «Начальник аэродрома» назначает, какая группа самолетов полетит вначале. «Летчики» назначенной группы заводят моторы и по сигналу «начальника» (взмах флажком) вылетают. В этот момент оставшиеся на аэродроме «летчики» отдыхают — поворачиваются спиной к вылетевшим. Облетев круг, «летчики» продолжают полет дальше, и каждый садится в различных местах под тем или другим укрытием. После этого «начальник» передает: «Приготовиться на поиски самолетов!» Все «летчики» готовятся в путь: накачивают бензин, заводят моторы и по сигналу «начальника» (взмах флажком) вылетают на поиски.
Разыскав «летчиков» из первой группы, все возвращаются назад. Затем к полету назначается другая эскадрилья самолетов и т.д.
Правила игры. Вылетает та группа «летчиков», которую назначает «начальник». Нельзя подглядывать, куда скрываются самолеты. Тот, кого нашли, летит на аэродром и ждет, чтобы собрались все «летчики».
Указания к игре. Сигнал к полету дается флажком, соответствующим по цвету пропеллерам данной группы. Сигнал может даваться также словами «приготовить к полету голубые самолеты!» или «приготовить к полету красные самолеты!» и т.п.
Для большей стройности игры детям необходимо разъяснить, что после сигнала к началу поисков спрятавшиеся должны уже оставаться за своими укрытиями, пока их не найдут, а не менять без конца места.
Эту игру не следует превращать в обычное соревнование на быстрое возвращение к своему месту или на большее количество найденных каждым в отдельности самолетов и т.п. Важно создать у детей настроение общности, взаимопомощи и передать в игре характерную для наших летчиков отвагу и заботу друг о друге.
Отважные туристы
Материал. Веревка. Игру следует проводить на площадке в солнечный день после снегопада.
Ход игры. Перед началом игры воспитатель рассказывает:
— Вчера я читала в газете о том, что несколько человек поднялись на высокую-высокую гору Эльбрус. Подниматься было трудно и страшно. Но отважные туристы не побоялись опасности. Чтобы никто не свалился в пропасть, они связали себя длинной веревкой и дошли до самой вершины горы. Ну-ка, собирайтесь сюда, отважные туристы! Эльбрусом будет вот этот снежный вал. Нам придется долго добираться до его вершины по нерасчищенному снегу, через те дорожки, мимо горки, через тоннель (показывает маршрут по участку). Вот вам веревка. Но мы не станем привязываться, а только возьмемся за нее и будем крепко держаться. Я пойду впереди. Вы все за мной. Постарайтесь не падать, где бы мы ни шли. Посмотрим, кто ни разу не споткнется и не отпустит веревку.
Дети, держась одной рукой за веревку, идут за воспитателем. В конце игры воспитатель отмечает самых ловких.
Правила игры. Смотреть под ноги, идти не спеша, не толкаясь. Не выпускать из рук веревку.
Указания к игре. Выбрать для такой игры надо солнечный день после снегопада. При повторении игры маршрут путешествия можно изменить. На подъеме и при спуске следует замедлять шаги, считаясь с идущими в конце. Более слабых детей надо поставить ближе к воспитателю, так как в конце цепочки идти труднее.
Чудесный шарик
Материал. «Чудесный» шарик (шарик, состоящий из частей, навинчивающихся на винтообразный стержень); цветные флажки. В ходе игры дети читают стихотворение М. Ивенсен.
Ход игры. Дети отправляются путешествовать и берут с собой шарик, который показывает им дорогу. Кто-либо из детей катит шарик, стараясь закатить его подальше. При этом все говорят:
Шарик, шарик, не ленись,
Куда хочешь, повернись!
Катись быстро, катись шагом,
По тропинке, по ухабам,
По дороге столбовой,
А мы, шарик, за тобой.
Все, стоя на месте, следят, как остановился шарик: если шарик стал к детям красной стороной, надо переправиться через горы (дети ползут на четвереньках через пещеры или идут друг за другом, как по узкой доске, приставляя пятку одной ноги к носку другой); если шарик стал к детям голубой стороной, надо переплыть через речку (через нее бегут, размахивая руками); если шарик остановился полосочками вперед, дорога впереди хорошая и можно идти по ней шагом.
Прокатывая по очереди шарик в различном направлении, дети путешествуют по всей комнате или по участку.
Правила игры. Выполнять движения в зависимости от уговора: голубой цвет — речка (надо бежать), красный — пещеры (надо ползти или идти, как по доске), полосочки означают удобную пешеходную дорогу (надо идти спокойно и т. д. Начинать движение можно только после того, как шарик остановился.
Указания к игре. Если шарик остановился слишком далеко и не видно цвета, посылается кто-нибудь на разведку с цветными флажками. Он поднимает флажок соответствующего цвета и этим указывает движение.
Можно придумать другое обозначение пути и другие движения. Например, ввести езду на автомобилях (бег мелкими шагами), место плавания (бег с движениями рук, как при плавании), переправу на лошадях, (прыжки с ноги на ногу), переправу на лодках (сидя на скамье, наклонять туловище вперед и назад и двигать руками, как при гребле).
В пути можно устроить привал: сесть у костра (кружком) и спеть песню, полежать на травке (на ковре) и т.п. Это послужит отдыхом от движений.
Важно в этой игре создать особое творческое настроение, увлечь детей данными образами, сделать понятным смысл этой игры.
Лягушки
Материал. В ходе игры дети читают стихотворение А. Барто.
Ход игры. На земле очерчивается большой прямоугольник — это река. С двух сторон рисуют берега, на них — кочки (кружочки, очерченные на таком расстоянии, чтобы не трудно было с кочки одним прыжком попасть в воду, т.е. в очерченный прямоугольник).
«Журавль» сидит в своем гнезде, а «лягушки» (остальные дети) усаживаются на кочки и начинают свой концерт:
Вот с насиженной гнилушки
В воду шлепнулась лягушка.
И, надувшись, как волдырь,
Стала квакать из воды:
«Ква, кэ, кэ, ква, кэ, кэ,
Будет дождик на реке».
Как только «лягушки» скажут последние слова, «журавль» вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» не даются, они прыгают в воду, где «журавлю» ловить их не разрешается.
Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетает и пока не вылезают снова все «лягушки».
После того как «журавль» поймает несколько «лягушек» (например, 3—4), выбирается новый журавль из числа тех детей, которые ни разу не были пойманы.
Дети на кочках сидят на корточках, а в воде могут плавать (бегать внутри круга). Обратно на кочку можно попадать только прыжком.
Правила игры. Начинать движения можно только после того, как дети закончат говорить стихотворение. Ловить «лягушек» разрешается только за пределами реки — на кочке или между ними за прямоугольником. Каждый третий, пойманный «журавлем», меняется с ним ролью.
Указания к игре. От кочек до реки примерно 45—55 см. Надо показать детям, что это расстояние нужно перепрыгнуть одним прыжком. Гнездо журавля должно был поблизости, иначе он не сможет поймать лягушку.
Необходимо следить за соблюдением первого правила, так как, говоря стихотворение, дети отдыхают после прыжка. Следует также разъяснить детям, что «лягушки» не прыгают из воды на кочки до тех пор, пока не улетит «журавль». Таким образом, в игре регулируется прыганье, иначе дети очень устанут.
Образ журавля нужно нарисовать детям настолько ярко, чтобы они сами, по-своему изобразили его в движениях: как он шагает на длинных ногах по берегу, выискивая лягушек, какой у него длинный клюв и т. п.
Лошади
Материал. Дощечка, палочка.
Ход игры. Дети делятся на две неравные группы: конюхов (1/3 детей) и лошадей (остальные дети). Очерчивается место — конюшня. На конюшне стоят «лошади». Неподалеку на скамейке сидят «конюхи». «Старший конюх» (воспитатель) подходит к дощечке, положенной на скамье или привешенной к дереву, и палочкой отбивает на ней 15—18 ударов. За это время «конюхи» быстро выводят свою пару «лошадей», запрягают и выстраиваются тройками друг за другом. «Старший конюх» проверяет, хорошо ли запряжены «лошади». «Но, поехали!» — командует он. Площадка заполняется бегущими тройками. Каждый «конюх» погоняет своих лошадей то рысью, то шагом. «Лошади испугались!» — говорит «старший конюх». «Лошади» разбегаются по площадке. Их догоняют «конюхи», стараясь поскорее запереть всех «лошадей» в конюшню. Затем «конюхи» садятся отдыхать на скамейку. Дети меняются ролями, и игра возобновляеся.
Правила игры. Надо успеть запрячь «лошадей» за время, пока отбивают удары по дощечке. Необходимо подчиняться сигналам. Поле слов «лошади испугались» можно ловить любую «лошадь». Лошадь, отведенная в конюшню, не должна убегать.
Указания к игре. Эта игра является усложнением обычной игры в лошадки. Конюхи намечаются либо по желанию, либо считалочкой. «Старший конюх» дает сигналы таким образом, чтобы у детей было достаточно времени для движений, но чтобы они не устали.
В качестве отдыха в игру можно ввести такое добавление: «конюхи» осматривают лошадей, кормят их, чистят. Роли в игре меняются после каждого возвращения «лошадей» в конюшню.
Медведь и дети
Материал. В варианте игры: какой-либо предмет, изображающий горшок с медом или улей.
Ход игры. Один из детей выбирается на роль медведя. Он сидит в своей берлоге (прямоугольник или круг, нарисованный на краю площадки). Все играющие изображают детей, которые идут в лес за грибами или за ягодами (ходят по площадке, наклоняются, будто ищут и рвут ягоды).
«Медведь идет, — неожиданно говорит воспитатель. — Не шевелитесь». «Медведь» выходит из берлоги и внимательно оглядывает каждого. Тех, кто пошевелится, он уводит к себе. Обойдя всех, «медведь» уходит в свою берлогу, а дети продолжают снова собирать ягоды.
Игра кончается тогда, когда «медведь» поймает условленное количество детей (4—6).
Правила игры. «Медведь» не выходит из берлоги до тех пор, пока воспитателем не будет дан сигнал. Дети должны остановиться в той позе, в какой их застал сигнал. Пошевелившихся «медведь» уводит.
Указания к игре. Если игра проводится в помещении, где имеется ковер, дети, спасаясь от «медведя», могут лечь. Это будет хорошим отдыхом после движений. Если много играющих, можно выбрать 2 медведей, которые должны переловить всех детей. Такой вариант легче.
Вариант игры. Когда будет поймано несколько детей, остальные отправляются выручать их.
В противоположной части площадки или комнаты кто-либо из непойманных детей кладет предмет, который должен изображать горшок с медом или улей (если нет ничего подходящего, его можно нарисовать на земле). Подойдя к меду, «медведь» 3 раза просовывает в горшок или улей лапу и лакомится медом (делает вид, что ест, причмокивая языком и поворачивая лапу то наружной, то внутренней стороной). Если за это время пойманные дети успеют добежать из берлоги до дома (обозначается на земле напротив берлоги), они спасены, если нет, «медведь» их ловит снова. Затем выбирают нового медведя, и игра начинается сначала.
Указания к игре. Этот вариант дает возможность чаще менять роли в игре и воспитывать взаимовыручку. Расстояние между домом, где живут дети, и берлогой должно быть вдвое больше, чем от берлоги до улья, чтобы дети успели «выручиться». Лучше, если «медведь» будет стоять спиной к убегающим из берлоги. Можно придумать и другие способы, как «выручать» пойманных.
Путешествие
Материал. Стульчики (на один меньше количества участников).
Ход игры. Все садятся на стульчики с таким расчетом, чтобы одному — рассказчику — не хватало места. Каждый играющий придумывает себе какое-либо название, например: один — трамвай, другой — поезд, третий — ежик, четвертый — речка, пятый — медведь и т. п. Воспитатель узнает придуманные детьми названия и рассказывает им о своем путешествии, упоминая то об одно, то о другое из выбранных детьми названий.
— Я вышла из дома рано утром. Иду по улице, вдруг, вижу — трамвай едет (названный ребенок становится за нею, и они идут вместе, а воспитатель продолжает рассказывать). Я поскорее села и приехала на вокзал. Через минуту я сидела уже в поезде (ребенок, задумавший поезд, присоединяется к путешественникам). Еду и смотрю в окошко. Вот показалась речка, потом лесок... Так постепенно втягиваются в путешествие все дети. Когда стульчики опустеют, рассказчик, продолжая говорить, отводит всех подальше и неожиданно объявляет: «Потом я приехал домой». После этих слов все бегут поскорее занимать места. Кому не досталось места, тот будет рассказчиком. Все выбирают себе новые названия, и игра повторяется.
Указания к игре. Перед рассказом нужно опросить всех, кто какое название себе выбрал, и хорошо их запомнить. Играть в эту игру лучше с небольшой группой детей. Если желающих играть будет много, можно предложить им выбрать несколько одинаковых названий. Например, несколько детей будут козочками, несколько — лягушками или птичками.
Рассказчиком вначале будет сама воспитательница, но постепенно, когда дети уловят смысл игры, они смогут придумать свои рассказы. Воспитатель должен показать пример очень простого и краткого рассказа, в котором скорее перечисляется ряд названий, чем подробно развивается повествование о каждом.
Палочка-выручалочка
Материал. Палочка.
Ход игры. Один из детей водит — стоит у стены или садится, закрывает глаза и кладет свою голову на спинку стула или на руки. Около водящего лежит палочка-выручалочка. Водящий считает до 15—20, а в это время все остальные ребята прячутся. Закончив считать, водящий стучит палочкой и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла». После этих слов водящий идет искать спрятавшихся. Увидев кого-нибудь, он бежит к палочке, стучит ею и кричит: «Палочка-выручалочка нашла...» (называет имя ребенка). Это означает, что данному ребенку придется водить в следующий раз, если только его никто из товарищей не сможет выручить.
Найденный может успеть добежать к палочке раньше водящего и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня». Это означает, что он выручился и не пойдет водить при повторении игры. Пока водящий ищет детей, палочка лежит на месте и каждый, кого не нашли, может выбрать удобный момент, чтобы выбежать из своего убежища, схватить палочку и выручиться.
Поэтому водящий следит за местом, где лежит палочка, и, заметив бегущего к ней, спешит опередить его и не дать ему выручиться. Но стоять возле палочки ему не разрешается.
Исход игры решается последним не найденным еще ребенком. Он может прибежать к палочке раньше водящего и сказать: «Палочка-выручалочка, выручай всех!» Тогда водящий будет снова водить, и игра начнется сначала. Если же и последнего найдет водящий, водить в следующей игре будет первый, кто сам не сумел выручиться и был найден водящим.
Правила игры. Не подсматривать, где прячутся, и выходить на поиски, только закончив счет. Искать по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Если последний всех выручит, водящий ищет снова. Не подсказывать водящему и не выдавать, где спрятались товарищи.
Указания к игре. «Палочка-выручалочка» — одна из самых любимых детьми народных игр. Это усложненный вариант игры в прятки, в который могут играть старшие дошкольники. Ценность его в том, что в детях воспитывается чувство ответственности за своих товарищей, желание выручить попавших в беду. Играть в «Палочку-выручалочку» можно на участке во всякое время года и в помещении, если оно достаточно просторно и есть где спрятаться. Дети вполне самостоятельно могут играть в эту игру. Однако участие воспитателя, хотя бы изредка, очень сближает с детьми, дает возможность выявить их характер и широко использовать правила игры для воспитания честности, организованности и дружбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.Подвижные игры для детей 2-3 лет
Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил.Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения ...
План-конспект подвижной игры для детей средней группы Тема: Игра «Лиса в курятнике»
Задачи: совершенствовать у детей бег; закреплять умение детей в прыжках с места; развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции....
План-конспект подвижной игры для детей средней группы Тема: Игра «Лиса в курятнике»
Движения, входящие в игруДозировкаТемпОрганизационно методические указанияПримечаниеБег, прыжки4-6 разбыст-рыйНа противоположных сторонах комнаты ставлю скамейкиРебята мы сегодня будем играть и игру «...
ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.Подвижные игры для детей 3-4 лет
Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил. Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения...
Играем вместе с родителями «Подвижные игры для детей 2-3 лет»
Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координа...
Подвижные игры для детей 4-5 лет с подробным описанием правил игры
Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех учас...
Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ
в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...