«Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр»
проект

Караваева Юлия Александровна

" Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:


Проект в группе раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр»

Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Можно развивать гибкость        пальчиков и тактильную        чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т. д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка. Совместная деятельность по данной программе проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель проекта:

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

• Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

• Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

• Развить умение производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

• Расширить кругозор детей, создать атмосферу радости и удовольствия.

• Обогатить кругозор детей разнообразными сенсорными впечатлениям.

• Развить творчество и креативность участников проекта.

Участники проекта:

Дети группы раннего возраста

Воспитатель группы раннего возраста: Караваева Юлия Александровна.

Родители воспитанников

Сроки реализации проекта – октябрь 2020г. - апрель 2021г.

Этапы реализации:

I.Подготовительный этап:

• Изучение научно-методической литературы по данной теме;

• Составление картотеки игр для развития мелкой моторики;

• Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики

• Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

II.Диагностический этап:

• Диагностика воспитанников

• Анкетирование родителей на выявление компетентности родителей по данной теме.

III. Основной этап

• Практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей

• Совместная деятельность с родителями.

IV. Заключительный этап

• Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.

• Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.

• Презентация проекта.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

• Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

• Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.

• Интеллектуальное развитие детей.

• Пополнение предметно-развивающей среды.

• Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Этапы Цель Сроки

I.Подготовительный  этап:

Изучение литературы по теме. Получить необходимые знания и умения. Октябрь

Составление картотеки игр для развития мелкой моторки. Распределить игры по блокам Октябрь

Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год. Разработать практические мероприятия на период проекта. Октябрь

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. Разработать консультации для родителей Октябрь

II.Диагностический этап:

Анкетирование родителей. Выявление компетентности родителей по данной проблеме. Октябрь

Обследование детей. Выявление уровня развития мелкой моторики. Октябрь

III. Основной этап

Работа с детьми

Блоки:

1. Пальчиковые упражнения «Зайка»«Машинка»«Игрушки»«Семья»«Кошки-мышки»«Капустка»«Сорока» Ноябрь

2. Упражнения с крупой «Пересыпаем крупу»«Сортируем крупу»«Ищем клад»«Рисуем на манке»«Бусы для куклы»«Картинки из макарон» Декабрь

3. Упражнения с водой и шариками, спринцовками «Из ведра в ведро»«Вылавливаем шарик»«Переливание        через воронку»«Ветерок»«Пузыри под водой» Январь

4. Игры        с        прищепками,        скрепками,                пуговицами «Ёжик»«Солнышко»«Бусы для матрёшки»«Вот так улов»«Покорми меня»«Дорожка из пуговиц»«Сортируем пуговицы» Февраль

5. Игры со шнурками, лентами «Весёлый шнурок»«Разноцветные клубочки»«Коврик»«Развяжи бантик» Март

6. Игры с крышками от бутылок «Пирамидка из крышек»«Разноцветная дорожка»«Цветок для бабочки»«Копилка для крышек» Апрель

7. Игры с пирамидками, вкладышами, пазлами, конструктором «Собери пирамидку»«Машинки»«Поезд с фруктами»«Построим башенку» В течении проекта

Работа с родителями

Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики в течение проекта

Анкетирование родителей Октябрь

Консультация

«Значение развития мелкой моторики для малышей». Ноябрь

Участие родителей в закреплении разучиваемых игр с детьми дома. В течение проекта

Практикум для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях». Декабрь

Памятки для родителей. В течение проекта.

IV. Заключительный этап

Диагностика развития мелкой моторики детей на конец проекта.

Презентация проекта

Апрель

Перечень используемой литературы:

1) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов.Вла-димир«Астрель», 2006;

2) Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь.Москва«Рипол плассик», 2008;

3) Данилова Л. Пальчиковые игры.Москва«Росмэн», 2008;

4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры.Минск«Попурри», 2009;

5) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей.Москва«Сова», 2006;

6) Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Москва 2009.

7) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет.Новосибирск«Сибирское университетское издание», 2008;

8) Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва ВЛАДОС 2017.

Приложение №1

Картотека пальчиковых игр для детей группы раннего возраста

Пальчиковые игры — это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Они не спроста пытаются сжевать провод, стянуть красивое блюдо со стола. Это все познание нового мира, новых вещей. Для малышей в возрасте 2-3 года нужны особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики. Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Педиатры рекомендуют всем родителям играть с детьми в пальчиковые игры. Особенно это касается родителей 2 и 3-летних малышей, у которых в этом возрасте происходит активный рост и развитие мышечной системы. Пальчиковые игры простые и забавные, улучшают память и восприимчивость ребенка и развивают мелкую моторику рук. Как видно из названия этих игр, главную роль тут играют движения пальцами.

ЗАЙКА

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки) — Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки) — Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопки) — Вот, вот, вот! (показать руки) Зайка, зайка, ушки где? (хлопки) — Вот, вот, вот! (оказать ушки)

МАШИНКА

Заведу мою машину («мотор») —

Би-би-би, налью бензину. (3 хлопка, топать)

Крепко-крепко руль держу («держать руль»)

На педаль ногою жму. (топать правой ногой)

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз (руки в «замок») большие пальцы вращаются. Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз.

Прицепил вагон, повез…

КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)

Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладони сомкнуть углом) Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)

Я ведь главный капитан (4 хлопка)

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты, (И. П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)

Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)

Руки – нос, и руки – крылья («нос»«крылья»)

Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)

КОШКИ — МЫШКИ

Вот кулак, (показать кулак левой руки)

А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх.

На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)

Мышки очень испугались, (вращать кулаком)

В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)

ЗАЙЧИК И ОХОТНИК

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальчики)

Вышел зайка погулять

Вдруг охотник выбегает

Прямо в зайчика стреляет (изображаем пистолет большим и указательным пальцами)

Пиф! Паф! Ой-ой-ой (в такт стучим кулачками друг о друга)

Умирает зайчик мой (кладём ладошки на стол или колени)

Я кладу его в корзинку (складываем руки так, как будто хотим зачерпнуть воды)

И несу его домой,

Оказалось, он живой! (хлопаем в ладоши)

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ –

Утром встали пальчики- маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались,

Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик…

(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ

(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку) Один, два, три, четыре, пять,

Вышли мышки погулять!

Испугались кошки, спрятались опять.

ЕРШИ

(Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)

(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).

На реке камыши, расплескались там ерши

Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке

круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке

круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)

ФРУКТЫ-ОВОЩИ

Как у нашей Зинки

Овощи в корзинке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец,

Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины

Фрукты есть в корзине:

Яблочко, груша,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы,

До чего ж красивы!

Посмотрите на ранет,

Вкуснее наших фруктов нет!

ПОМОЩНИК

Посуду моет наш Антошка:

Моет вилку, чашку, ложку,

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)

ИГРУШКИ

У Антошки есть игрушки:

Вот весёлая лягушка,

Вот железная машина.

Это мяч, он из резины.

Разноцветная матрёшка

И с хвостом пушистым кошка.

ТРАНСПОРТ

Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:

Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

ПОСЧИТАЕМ

(сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)

Один-два-три-четыре-пять,

Буду транспорт я считать:

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд, вертолёт.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

(с мизинца - к большому пальцу)

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

ПО ГРИБЫ

Один, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

ГОСТИ

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

СЕМЬЯ

Этот пальчик – дедушка  (большой,

Этот пальчик – бабушка  (указательный,

Этот пальчик - папочка  (средний,

Этот пальчик – мамочка  (безымянный,

Этот пальчик - я (мизинец).

Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

ПАЛЬЧИКИ

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Приложение №2

Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики

Цели:

• стимулирование речевой активности детей, развитие речи;

• развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;

• развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;

• подготовка кисти руки к письму;

• развитие сенсомоторной координации рук;

• влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);

• формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

• развитие пространственного ориентирования,способствование пониманию понятий«вверху»«внизу»«справа»«слева»;

• развитие внимания, восприятия, мышления;

• развитие творческих способностей.

Игры с карандашом.

Оборудование: карандаш

1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

Работа с резинкой

Оборудование: резинка, коробка

1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т. д.).

2. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».

Волшебный мешочек.

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительное внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с шариками.

Оборудование: разнообразные шарики

1. Попасть шариком в цель (в игрушку).

2.Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.

3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. удержать шарик одним согнутым пальцем.

4. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками.

Оборудование: бусинки, ниточки

1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.

2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.

3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры со шнурками.

1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:

• перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;

• «прошагать» по лесенке из шнурка;

2. «Плетение» из шнурка узоры:  кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.

3. Различные шнуровки.

4. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

1. Выкладывание геометрических фигур.

2. Составление узоров.

3. Выкладывание предметов.

Игры по развитию тактильной памяти.

Цель: способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью

Мех

Наждачная бумага

Байка (фланель)

Капли воска

Верёвка зигзагами

Целые палочки

Поломанные палочки

Бархат

Вельвет

Фольга

Целлофан

1.«Что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

2. «Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

3.«Улетай, горе»

Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

Игры с прищепками.

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель: 1. Развитие мелкой моторики.

2. Формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

3. Развитие чувства ритма;

4. Развитие конструктивного мышления;

5. Формирование положительного настроя на работу.

Работа с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Макароны, горох, фасоль, разные семечки.

1. «Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант: попросите ребенка брать горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

2. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

3. «Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

А. "Кто больше соберет фасоли?" — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

5. «Бусы для любимой бабушки». Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок.

 Задача: нанизать макаронины на шнурок.

6. «Покорми Куклу». Под пробкой-шапочкой нарисована смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем).

Предложите ребенку: "Давай покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

Найди приз!

Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.

Пуговицы

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

Цель: Игра развивает внимание, восприятие.

• Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

• Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью

Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

Игра "Пуговица ".

Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные пальчиковые игры

Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При ...

План самообразования. "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игр с предметами"

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игр с  предметами. ...

развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр и упражнений

в предложеннм материале  дается представление  о значении пальчиковой гимнастики для малышей,что дает  пальчиковая гимнастика детям,предлагается комплекс игр с пальчиками...

Статья «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игры»

Статья «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игры»...

Статья «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

@font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:1; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:0...

развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр.

Цель : развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр. Задачи достижения поставленной цели:Подготовить методический материал, план работы, картотеку паль...

Статья «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

            Рекомендации родителям«Развитие мелкой моторики у детей раннеговозраста с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»...