развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр и упражнений
статья
в предложеннм материале дается представление о значении пальчиковой гимнастики для малышей,что дает пальчиковая гимнастика детям,предлагается комплекс игр с пальчиками
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЁНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО НАЧИНАТЬ ВЫПОЛНЯТЬ ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ?
Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа кистей рук и пальцев по 2-3 минуты:
1) поглаживать и растирать ладошки вверх — вниз;
2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;
3) растирать пальчики спиралевидными движениями.
1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, если не предусмотрено участие обеих рук. Затем — другой рукой. После этого — двумя одновременно.
3. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
Все упражнения можно разделить на три группы.
I группа.
Упражнения для кистей рук:
— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких, чётких движений;
— учат напрягать и расслаблять мышцы;
— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
— учат переключаться с одного движения на другое.
Например, упражнение «ФЛАЖКИ»
Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.
Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу!
Вариант 2. Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз-два». «Раз»: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена вниз. «Два»: левая рука — опущена вниз, правая рук — поднята вверх.
Упражнение «ФОНАРИКИ»
Согнутые в локтях руки держим перед собой на уровне лица. Пальцы немного согнуты, как будто каждая рука держит яблоко. В таком положении крутим кисти рук вправо-влево.
Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
II группа.
Упражнения для пальцев условно статические:
— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Например, упражнение «УЛИТКА»
Исходное положение. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу.
Улитка, улитка! Высуни рога!
Дам тебе я хлеба или молока!
«ПЧЕЛА»
Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Над цветами я кружу!
«ШАРИК»
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик,
Он становится большой.
(Ладони сложены перед собой. Начинаем разводить ладошки в стороны, но чтобы кончики пальцев обеих рук соприкасались: большой с большим, мизинец с мизинцем и т.д. — это надутый шарик.)
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел
Стал он тонкий и худой!
(Схлопываем ладошки вместе в исходное положение.)
III группа. Упражнения для пальцев динамические:
— развивают точную координацию движений;
— учат сгибать и разгибать пальцы рук;
— учат противопоставлять большой палец остальным.
Упражнение «СЕМЬЯ»
Сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — это Я.
Вот и вся моя семья.
На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.
«ЗАЙКА»
Зайчик прыг, зайчик скок,
(Пальчики собрать в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить.)
Спрятался он под кусток.
(Одну ладонь собрать в кулачок, обнять её второй ладошкой.)
Под кусточком — молчком,
(Указательный пальчик прикладываем в губам — знак тишины.)
Только ушки — торчком.
(Вновь показываем «зайку»: пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить.)
«ЖИЛИ-БЫЛИ ЗАЙЧИКИ».
Жили-были зайчики
(На «жили-были» делаем упражнение «фонарики» — покрутить кистями рук перед собой. Затем показываем «зайчиков» одной или двумя руками: пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить.)
На лесной опушке,
(Руки с растопыренными пальцами поднять вверх — это деревья, затем ровные ладони опускаем горизонтально — это опушка)
Жили-были зайчики
(повторяем упражнения «фонарики», затем «зайчики»)
В беленькой избушке.
(Руки поднимаем и соединяем их над головой пальчиками — это крыша домика)
Мыли свои ушки,
(Показываем одной рукой «зайчика», пальчиками второй руки проводим по указательному пальцу «зайчика», по среднему пальца — моем ушки)
Мыли свои лапочки,
(потереть правой рукой левую руку и наоборот — как будто моем руки)
Наряжались зайчики,
(На «наряжались» руки опускаем вниз и крутим кистями)
Надевали тапочки.
(топаем ножками)
«КОТИК»
Выйдет котик в огород
(«Идём» пальчиками по столу.)
Всполошится весь народ:
И петух, (показываем петушка: кончики указательного и большого пальцев соединены, остальные 3 пальца свободно подняты — гребешок)
И курица (показываем курочку: все пальчики соединяем кончиками — голова курочки)
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
(машем ручками к себе — зовём к себе)
Станут котю угошать.
(руки ладошками вверх протягиваем вперёд — как будто даём угощение)
ПОМНИТЕ!
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/05/picture-145245-1538735881.jpg)
упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста
Материал для использования педагогами на занятиях, для игр дома с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/02/picture-633867-1433242428.jpg)
"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"
Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/02/picture-785737-1462208858.jpg)
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики детей раннего возраста
Стимулирование речевой активности детей, развитие речи;развитие движений пальцев рук, координации движений; развивать внимание, восприятие, мышление....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-618029-1428437387.jpg)
Упражнения для развития мелкой моторики детей раннего возраста.
Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию развивающиеупражнения на развитие мелкой моторики детей раннего возраста. Вот упражнения, которые мы используем в нашей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/09/picture-1287756-1604941816.jpg)
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».
Методическая разработка "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/19/picture-1361177-1642617284.png)
«Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития...