Развитие у дошкольников коммуникативных качеств личности
консультация (подготовительная группа)
«Развитие у дошкольников коммуникативных качеств личности»
В современном информационном обществе возрастают потребности человека в общении и взаимодействии с другими людьми.
Уже с момента рождения, ребенок вступает в контакты с окружающими людьми, которые впоследствии преобразуются и усложняются. В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Важно отметить, что общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально- психологической адаптации детей в обществе. Исследователи отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные последствия в процессе образования и воспитания в дошкольной организации.
«Коммуникативные навыки – это осмысленные действия ребенка, а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения.
Л.Р. Мунирова предложила классификацию коммуникативных умений, разделив их на группы:
- Информационно-коммуникативные умения - состоят из умений вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, вежливое обращение, дружественный разговор); умений ориентироваться в выборе партнера и различных ситуациях общения (соблюдать правила культуры общения, начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, понять ситуацию, намерения, мотивы общения собеседника); умений сопоставлять средства вербального и невербального общения (употреблять в общении жесты, мимику, эмоционально и содержательно выражать мысли, получать и транслировать информацию о себе и других вещах, использовать рисунки, таблицы, схемы).
- Регуляционно-коммуникативные умения - состоят из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями других людей в общении; умений проявлять доверие, помощь и поддержку окружающих в процессе общения (проявлять помощь, поддержку, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы и доверять советам других); умений применять свои индивидуальные способности при решении с партнером по общению совместных задач (использовать речь, движения); умений оценить результаты совместного общения (уметь критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать и понимать результаты общения, принимать правильные решения, выражать согласие
(несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать соответствие вербального поведения невербальному).
- Аффективно-коммуникативные умения – основываются на умениях делиться своими чувствами, интересами, мнением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к другим; оценивать и учитывать эмоциональное состояние другого человека.
Выявляют четыре стадии развития потребности в общении ребенка:
- На первой стадии развития (от 2 до 6 месяцев) доминирует потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого;
- В раннем и младшем дошкольном возрасте (от 6 месяцев до 3 лет) у детей формируется потребность в сотрудничестве;
- В среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) у ребенка появляется потребность в уважительном отношении со стороны взрослого, в самовыражении и в активном взаимодействии как со взрослыми, так и со сверстниками;
- К концу дошкольного возраста (6-7 лет) у ребенка формируется потребность во взаимопонимании и сопереживании.
В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к окружающему миру. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Деятельность и отношения взрослых и сверстников становятся основой для формирования навыков общения, которые влияют на социальное поведение ребенка в будущем. Важно отметить, что в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. Первый опыт таких отношений становится основой, на которой строится дальнейшее развитие личности ребенка. Дошкольники постоянно находятся в ситуациях общения, активного взаимодействия друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. Умение ребенка позитивно общаться, позволяет ему комфортно жить в обществе людей и успешно социализироваться; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. В большинстве случаев, трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо этого, у дошкольника может быть нарушено развитие высших психических функций таких как: память, внимание, мышление, а также эмоциональная сфера. Низкий уровень развития данных показателей снижает коммуникативные возможности детей.
При отсутствии необходимых коммуникативных навыков у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения. Возможно проявление негативного отношения к общению. Дошкольник может не приниматься сверстниками, если он мало общается с ними, пассивен, не способен организовать совместную деятельность и общение.
Признаки неблагополучия в коммуникативном развитии ребёнка.
Как же понять, что в дошкольном развитии ребенка что-то упущено и появились проблемы в
коммуникации? Насторожить родителей должны следующие особенности поведения:
Рекомендации родителям по коммуникативному развитию дошкольников.
- Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;
- Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому- либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать;
- Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;
- Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);
- Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);
- Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);
- Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры
«Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т.п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);
- Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;
- Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);
- Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);
- Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;
- Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие у дошкольников коммуникативных качеств личности»
В современном информационном обществе возрастают потребности человека в общении и взаимодействии с другими людьми.
Уже с момента рождения, ребенок вступает в контакты с окружающими людьми, которые впоследствии преобразуются и усложняются. В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Важно отметить, что общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально- психологической адаптации детей в обществе. Исследователи отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные последствия в процессе образования и воспитания в дошкольной организации.
«Коммуникативные навыки – это осмысленные действия ребенка, а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения.
Л.Р. Мунирова предложила классификацию коммуникативных умений, разделив их на группы:
- Информационно-коммуникативные умения - состоят из умений вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, вежливое обращение, дружественный разговор); умений ориентироваться в выборе партнера и различных ситуациях общения (соблюдать правила культуры общения, начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, понять ситуацию, намерения, мотивы общения собеседника); умений сопоставлять средства вербального и невербального общения (употреблять в общении жесты, мимику, эмоционально и содержательно выражать мысли, получать и транслировать информацию о себе и других вещах, использовать рисунки, таблицы, схемы).
- Регуляционно-коммуникативные умения - состоят из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями других людей в общении; умений проявлять доверие, помощь и поддержку окружающих в процессе общения (проявлять помощь, поддержку, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы и доверять советам других); умений применять свои индивидуальные способности при решении с партнером по общению совместных задач (использовать речь, движения); умений оценить результаты совместного общения (уметь критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать и понимать результаты общения, принимать правильные решения, выражать согласие
(несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать соответствие вербального поведения невербальному).
- Аффективно-коммуникативные умения – основываются на умениях делиться своими чувствами, интересами, мнением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к другим; оценивать и учитывать эмоциональное состояние другого человека.
Выявляют четыре стадии развития потребности в общении ребенка:
- На первой стадии развития (от 2 до 6 месяцев) доминирует потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого;
- В раннем и младшем дошкольном возрасте (от 6 месяцев до 3 лет) у детей формируется потребность в сотрудничестве;
- В среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) у ребенка появляется потребность в уважительном отношении со стороны взрослого, в самовыражении и в активном взаимодействии как со взрослыми, так и со сверстниками;
- К концу дошкольного возраста (6-7 лет) у ребенка формируется потребность во взаимопонимании и сопереживании.
В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к окружающему миру. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Деятельность и отношения взрослых и сверстников становятся основой для формирования навыков общения, которые влияют на социальное поведение ребенка в будущем. Важно отметить, что в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. Первый опыт таких отношений становится основой, на которой строится дальнейшее развитие личности ребенка. Дошкольники постоянно находятся в ситуациях общения, активного взаимодействия друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. Умение ребенка позитивно общаться, позволяет ему комфортно жить в обществе людей и успешно социализироваться; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. В большинстве случаев, трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо этого, у дошкольника может быть нарушено развитие высших психических функций таких как: память, внимание, мышление, а также эмоциональная сфера. Низкий уровень развития данных показателей снижает коммуникативные возможности детей.
При отсутствии необходимых коммуникативных навыков у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения. Возможно проявление негативного отношения к общению. Дошкольник может не приниматься сверстниками, если он мало общается с ними, пассивен, не способен организовать совместную деятельность и общение.
Признаки неблагополучия в коммуникативном развитии ребёнка.
Как же понять, что в дошкольном развитии ребенка что-то упущено и появились проблемы в
коммуникации? Насторожить родителей должны следующие особенности поведения:
Рекомендации родителям по коммуникативному развитию дошкольников.
- Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;
- Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому- либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать;
- Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;
- Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);
- Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);
- Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);
- Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры
«Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т.п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);
- Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;
- Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);
- Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);
- Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;
- Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коммуникативные качества личности и их роль в общении"
Коммуникативные качества относятся к категории социально значимых, следовательно оказывают влияние на процесс общения. Общаясь, человек раскрывает себя. Ниже приведены показатели сформированности навы...
"формирование обобщенного представления о дружбе, через развитие коммуникативных качеств личности дошкольников".
"Что такое дружба?"Цель: Развитие социально-нравственных отношений, по средствам креативных методов.Задачи: Обогащать лексику синонимами, эпитетами; учить связывать ...
Методическое объединение воспитателей групп компенсирующей направленности. Тема: «Квест-технологии, как инновационная форма развития социально-коммуникативных качеств личности детей с ОВЗ»
Инновационные технологии - это новейшие внедренные методы и инструменты, приемы, средства, которые обладают повышенной эффективностью по результатам интеллектуальной деятельности педагога....
«Новогодние хороводные игры, как одно из средств воспитания нравственных и коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника»
Материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям при подготовке к новогоднему празднику....
Развитие коммуникативных качеств личности у детей дошкольного возраста.
Способность общаться дана человеку практически с самого начала его жизни. Улыбка в ответ на взгляд – это уже общение. Пусть пока в нем преобладает чувство, эмоция, а смысла мало, но именно в это...
Развитие социальных и коммуникативных качеств личности старшего дошкольника через социокультурные традиции.
Значитеьное внимание в дошкольном детстве необхдимо уделять развитию социальной компетентности. Уметь понимать другого человека, научиться ему сопереживать и сочувствовать, удовлетворяя сво...
Консультация для родителей. Развитие коммуникативных качеств личности у дошкольников 5-7лет.
1. Особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников2. Признаки неблагополучия в коммуникативном развитии3. Рекомендации родителям по коммуникативному развитию дошкольников...