Чудо камень
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
НОД по познавательному развитию с элементами экспериментировани
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_kamen.docx | 453.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Проведения НОД по познавательному развитию
с элементами экспериментирования
на тему: «Чудо камень - магнит».
Тема занятия: «Чудо камень - магнит».
Цель: Создание условий для закрепления и расширения знаний детей о свойствах магнита, посредством экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
- Формировать у детей интерес и представление о магните и его свойствах, выяснить через какие материалы воздействует магнит.
- Продолжать формировать умение у детей обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы; заносить результаты эксперимента таблицу.
Развивающие:
- Развивать у детей любознательность, мышление, память, внимание.
- Способствовать развитию у детей познавательной активности.
- Развивать у детей навыки проведения опытов.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать у детей аккуратность во время работы с магнитом.
Активизация словаря: магнит, магнитная сила, скрепки, монетка, холодильник, иголка, булавка, ножницы, Симка, Нолик, вода, стакан.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций с использованием магнита человеком; просмотр мультипликационного фильма «Фиксики» - Магнит.
Подготовка воспитателя: продумала методику написания конспекта и его проведения. Выучила конспект проведения. Подобрала материал соответствующий возрастной группе, подобрала иллюстративный материал.
Оборудование: магниты на каждого ребёнка; стакан с водой; скрепки; металлические, деревянные, пластмассовые предметы; таблички для заполнения результатов экспериментирования; музыка в mp3 «Помогатор»; игрушки нолика и Симки; пластиковые тарелки; картон; презентация.
Организация и методика проведения занятия:
I.Мотивационно-побудительный этап.
Звенит колокольчик, дети становятся в круг вместе с воспитателем.
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
Доброе утро длится до вечера,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Сегодня я для вас приготовила сюрприз, который находится в этой коробочке, но она на замке.
- Я предлагаю вам её открыть. Держи, Саша, ключ.
Саша: У меня не получается, мешает что-то.
Воспитатель: Как же мы с вами узнаем, что там находится. Может кто-то починит?
Дети предлагают различные варианты.
Воспитатель: Нужно. Чтобы кто-нибудь проник в коробочку и увидел. Что там не так. Кто же сможет это сделать?
Дети: Симка и Нолик из мультфильма «Фиксики».
Появляются Симка и Нолик в виде игрушек из-за ширмы.
Симка: Мы тут услышали, что вам нужна наша помощь.
Нолик: И сразу к вам прилетели.
Воспитатель: Да, нам очень нужна ваша помощь. Мы не можем с ребятами открыть коробочку, что-то мешает изнутри.
Симка: Давайте коробочку, сейчас всё починим.
Звучит песенка из мультфильма Фиксики «Помогатор».
Нолик: Мы открыли вашу коробочку, вот держите.
Дети видят, что в коробочке находятся магниты.
II.Поисково-исследовательский этап.
Воспитатель: Что это?
Дети: Это магниты.
Воспитатель: Ребята, а что такое магнит?
Дети: Железный маленький кусок.
Нолик: Смотри, Симка, это же те самые магниты, которые мы сейчас изучаем.
Симка: Да, нам же ещё домашнее задание нужно сделать.
Воспитатель: Так мы с ребятами вам поможем, выручим вас, как и вы нас.
- Магнит очень много хранит в себе секретов.
- Какое самое главное свойство магнита?
Дети: Он притягивает к себе металл.
Воспитатель: Предлагаю вам проверить ваше предположение и узнать притягивает ли магнит ещё что-нибудь.
Дети присаживаются за столы.
Воспитатель: Кто мне напомнит правила безопасности?
Дети: Ничего нельзя трогать без разрешения воспитателя, нельзя толкаться, кричать, в рот ничего нельзя брать.
Воспитатель: Молодцы, всё вспомнили.
- И сейчас мы разгадаем первый секрет магнита.
Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?».
Воспитатель: На столе лежат вперемежку предметы, надо их разобрать таким образом: отложить только те предметы на поднос, которые притягивает магнит.
Воспитатель: Как мы можем проверить, какие предметы притягиваются, а какие нет?
Дети: Нужно взять магнит и поднести к этим предметам.
Воспитатель: Хорошо, приступайте.
Дети откладывают предмет, которые притягивает магнит, проверяют, поднося к предметам магнит.
Воспитатель: К каким предметам притягивается магнит?
Дети: Магнит притягивается к железным предметам.
Воспитатель: Вероника, назови, пожалуйста, какие предметы притянул магнит?
- Саша, а какие предметы притянул магнит у тебя?
- Максим, какие предметы не притянул магнит?
Дети отвечают на вопросы.
Вывод делают дети: Магнит притягивают только металлические предметы.
Воспитатель: Совершенно верно! Магнит притягивает только металлические предметы и притягивает он их через воздух. Это свойство называется МАГНИТНОЙ СИЛОЙ. Повторите вместе со мной «Свойство магнита притягивать только металлические предметы называется магнитной силой».
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю занести результаты эксперимента в табличку. Напротив, магнита нужно поставить +, если данный предмет притягивается к магниту, -, если не притягивается.
ОПЫТ №1 | |||
+/- | +/- | +/- |
Опыт №2. «Волшебный лабиринт».
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю проверить, может ли магнитная сила действовать через другие материалы, например, картон.
- Возьмите карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести металлическую монетку с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку как можно точнее по линии, не сходить с намеченного пути.
Дети выполняют.
Воспитатель: Что происходит с монеткой?
Дети: Двигается.
Воспитатель: Почему так происходит?
Дети: Магнитная сила действует через картон.
Воспитатель: Возьмите платок и попробуйте сделать тоже самое, что и с картоном. Что происходит?
Дети: Монетка двигается.
Воспитатель: Почему так происходит?
Дети: Магнитная сила действует через ткань.
ОПЫТ №2 | ||
+/- | +/- |
Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас ребята давайте с вами немного отдохнем.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Воспитатель: Ну а мы с вами ребята продолжим и проведем еще один эксперимент и узнаем, действует ли магнитная сила через стекло и воду.
Опыт №3. «Магнитные силы».
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой. Возьмите скрепку и опустите ее в стакан.
- Как достать скрепку, не замочив рук?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Я вам сейчас покажу как. Берем магнит, подносим к стакану на уровне скрепки. После того, как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Как только скрепка поднимется вверх, ее можно достать из воды.
Дети пробуют.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх.
Воспитатель: Магнитная сила действует через стекло и воду.
Дети повторяют.
Воспитатель: Молодцы ребята. Пришло время для последнего эксперимента.
Опыт №4. «Цепочка из скрепок».
Воспитатель: К магниту поднесите скрепку. Она примагнитилась?
Дети: Да.
Воспитатель: Теперь к скрепке поднесите еще одну скрепку. Что вы наблюдаете?
Дети: Скрепки примагнитились друг к другу.
Воспитатель: Оказывается, верхняя скрепка притягивает нижнюю.
Воспитатель: А теперь аккуратно уберите магнит. Что произошло?
Дети: Цепочка из скрепок разорвалась.
Воспитатель: Это значит, что скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились, но магнетическими свойствами они обладают незначительное время. Магнитные свойства можно передать металлу.
Воспитатель: А теперь я хотела бы спросить, знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Молодцы ребята. Посмотрите на экран, где еще может человек применять магниты.
Воспитатель показывает слайды с применением магнита.
III.Заключительный этап (рефлексия).
Воспитатель: Ребята расскажите Симке и Нолику какие свойства магнита вы запомнили?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы. Он обладает магнитной силой. Магнитная сила проходит через воду, воздух, стекло, картон. Магнитные свойства можно передать металлу
Воспитатель: А где использую магниты?
Дети отвечают.
Нолик: Молодцы ребята. Спасибо, что помогли разобраться и узнать про свойства магнита.
Воспитатель: Спасибо и вам, Симка и Нолик. До свидания.
Дети прощаются с героями.
Воспитатель:
- Ребята, что вы сегодня узнали интересного?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Возникали у вас трудности при выполнении опытов?
(Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приключения куклы Босоножки (по мотивам сказки Г.Каменной)
Музыкальное занятие. Старшая группа. Слушание. Знакомство с творчеством С.М.Майкапара....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....
Презентация "Камень - рожденный деревом"
Презентация предлагает краткое описание происхождения янтаря, несколько красивых фотографий изделий из этого солнечного камня....
Зоопарк каменных зверей
В нашем чудесном городе - Санкт-Петербурге - есть много интересных мест, где стоит побывать, удивительных памятников, которые стоит увидеть. И я предлагаю совершить прогулку по необычному зоопар...
Исследовательский проект "Чудо камень - магнит"
Исследовательский проект "Чудо камень - магнит"...
Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»
Мастер-класс«Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1»,«Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»...
Проект «Магнит – чудо камень»
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, изучать – сделать шаг в неизвестное. Это огромная возмож...