Чудо камень
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментировани

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_kamen.docx453.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Проведения НОД по познавательному развитию

с элементами экспериментирования

на тему: «Чудо камень - магнит».

Тема занятия: «Чудо камень - магнит».

Цель: Создание условий для закрепления и расширения знаний детей о свойствах магнита, посредством экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
  • Формировать у детей интерес и представление о магните и его свойствах, выяснить через какие материалы воздействует магнит.
  • Продолжать формировать умение у детей обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы; заносить результаты эксперимента таблицу.

Развивающие:

  • Развивать у детей любознательность, мышление, память, внимание.
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности.
  • Развивать у детей навыки проведения опытов.

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать у детей аккуратность во время работы с магнитом.

Активизация словаря: магнит, магнитная сила, скрепки, монетка, холодильник, иголка, булавка, ножницы, Симка, Нолик, вода, стакан.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций с использованием магнита человеком; просмотр мультипликационного фильма «Фиксики» - Магнит.

Подготовка воспитателя: продумала методику написания конспекта и его проведения. Выучила конспект проведения. Подобрала материал соответствующий возрастной группе, подобрала иллюстративный материал.

Оборудование: магниты на каждого ребёнка; стакан с водой; скрепки; металлические, деревянные, пластмассовые предметы; таблички для заполнения результатов экспериментирования; музыка в mp3 «Помогатор»; игрушки нолика и Симки; пластиковые тарелки; картон; презентация.

Организация и методика проведения занятия:

I.Мотивационно-побудительный этап.

Звенит колокольчик, дети становятся в круг вместе с воспитателем.

Воспитатель: 

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

Доброе утро длится до вечера,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Сегодня я для вас приготовила сюрприз, который находится в этой коробочке, но она на замке.

- Я предлагаю вам её открыть. Держи, Саша, ключ.

Саша: У меня не получается, мешает что-то.

Воспитатель: Как же мы с вами узнаем, что там находится. Может кто-то починит?

Дети предлагают различные варианты.

Воспитатель: Нужно. Чтобы кто-нибудь проник в коробочку и увидел. Что там не так. Кто же сможет это сделать?

Дети: Симка и Нолик из мультфильма «Фиксики».

Появляются Симка и Нолик в виде игрушек из-за ширмы.

Симка: Мы тут услышали, что вам нужна наша помощь.

Нолик: И сразу к вам прилетели.

Воспитатель: Да, нам очень нужна ваша помощь. Мы не можем с ребятами открыть коробочку, что-то мешает изнутри.

Симка: Давайте коробочку, сейчас всё починим.

Звучит песенка из мультфильма Фиксики «Помогатор».

Нолик: Мы открыли вашу коробочку, вот держите.

Дети видят, что в коробочке находятся магниты.

II.Поисково-исследовательский этап.

Воспитатель: Что это?

Дети: Это магниты.

Воспитатель: Ребята, а что такое магнит?

Дети: Железный маленький кусок.

Нолик: Смотри, Симка, это же те самые магниты, которые мы сейчас изучаем.

Симка: Да, нам же ещё домашнее задание нужно сделать.

Воспитатель: Так мы с ребятами вам поможем, выручим вас, как и вы нас.

- Магнит очень много хранит в себе секретов.

- Какое самое главное свойство магнита?

Дети: Он притягивает к себе металл.

Воспитатель: Предлагаю вам проверить ваше предположение и узнать притягивает ли магнит ещё что-нибудь.

Дети присаживаются за столы.

Воспитатель: Кто мне напомнит правила безопасности?

Дети: Ничего нельзя трогать без разрешения воспитателя, нельзя толкаться, кричать, в рот ничего нельзя брать.

Воспитатель: Молодцы, всё вспомнили.

- И сейчас мы разгадаем первый секрет магнита.

Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?».

Воспитатель: На столе лежат вперемежку предметы, надо их разобрать таким образом: отложить только те предметы на поднос, которые притягивает магнит.

Воспитатель: Как мы можем проверить, какие предметы притягиваются, а какие нет?

Дети: Нужно взять магнит и поднести к этим предметам.

Воспитатель: Хорошо, приступайте.

Дети откладывают предмет, которые притягивает магнит, проверяют, поднося к предметам магнит.

Воспитатель: К каким предметам притягивается магнит?

Дети: Магнит притягивается к железным предметам.

Воспитатель: Вероника, назови, пожалуйста, какие предметы притянул магнит?

- Саша, а какие предметы притянул магнит у тебя?

- Максим, какие предметы не притянул магнит?

Дети отвечают на вопросы.

Вывод делают дети: Магнит притягивают только металлические предметы.

Воспитатель: Совершенно верно! Магнит притягивает только металлические предметы и притягивает он их через воздух. Это свойство называется МАГНИТНОЙ СИЛОЙ. Повторите вместе со мной «Свойство магнита притягивать только металлические предметы называется магнитной силой».

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю занести результаты эксперимента в табличку. Напротив, магнита нужно поставить +, если данный предмет притягивается к магниту, -, если не притягивается.

ОПЫТ №1

http://ku.90sjimg.com/element_origin_min_pic/16/09/02/1357c9103140cc7.jpg

https://www.syl.ru/misc/i/ai/374439/2280943.jpg

https://img2.freepng.ru/20180317/pre/kisspng-metal-scrap-steel-clip-art-iron-cliparts-5aacab53930fa1.9725098515212654916024.jpg

https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/71/97/magnet-vector-5437197.jpg

+/-

+/-

+/-

Опыт №2. «Волшебный лабиринт».

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю проверить, может ли магнитная сила действовать через другие материалы, например, картон.

- Возьмите карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести металлическую монетку с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку как можно точнее по линии, не сходить с намеченного пути.

Дети выполняют.

Воспитатель: Что происходит с монеткой?

Дети: Двигается.

Воспитатель: Почему так происходит?

Дети: Магнитная сила действует через картон.

Воспитатель: Возьмите платок и попробуйте сделать тоже самое, что и с картоном. Что происходит?

Дети: Монетка двигается.

Воспитатель: Почему так происходит?

Дети: Магнитная сила действует через ткань.

ОПЫТ №2

https://mmedia.ozone.ru/multimedia/soft_other/1013044777.jpg

https://image.galacentre.ru/size/1000/4P29RAD.jpg

https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/71/97/magnet-vector-5437197.jpg

+/-

+/-

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас ребята давайте с вами немного отдохнем.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Воспитатель: Ну а мы с вами ребята продолжим и проведем еще один эксперимент и узнаем, действует ли магнитная сила через стекло и воду.

Опыт №3. «Магнитные силы».

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой. Возьмите скрепку и опустите ее в стакан.

- Как достать скрепку, не замочив рук?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Я вам сейчас покажу как. Берем магнит, подносим к стакану на уровне скрепки. После того, как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Как только скрепка поднимется вверх, ее можно достать из воды.

Дети пробуют.

Воспитатель: Что мы видим?

Дети: Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх.

Воспитатель: Магнитная сила действует через стекло и воду.

Дети повторяют.

Воспитатель: Молодцы ребята. Пришло время для последнего эксперимента.

Опыт №4. «Цепочка из скрепок».

Воспитатель: К магниту поднесите скрепку. Она примагнитилась?

Дети: Да.

Воспитатель: Теперь к скрепке поднесите еще одну скрепку.  Что вы наблюдаете?

Дети: Скрепки примагнитились друг к другу.

Воспитатель: Оказывается, верхняя скрепка притягивает нижнюю.

Воспитатель: А теперь аккуратно уберите магнит. Что произошло?

Дети: Цепочка из скрепок разорвалась.

Воспитатель: Это значит, что скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились, но магнетическими свойствами они обладают незначительное время. Магнитные свойства можно передать металлу.

Воспитатель: А теперь я хотела бы спросить, знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит?

Дети рассказывают.

Воспитатель: Молодцы ребята. Посмотрите на экран, где еще может человек применять магниты.

Воспитатель показывает слайды с применением магнита.

III.Заключительный этап (рефлексия).

Воспитатель: Ребята расскажите Симке и Нолику какие свойства магнита вы запомнили?

Дети: Магнит притягивает только металлические предметы. Он обладает магнитной силой.  Магнитная сила проходит через воду, воздух, стекло, картон. Магнитные свойства можно передать металлу

Воспитатель: А где использую магниты?

Дети отвечают.

Нолик: Молодцы ребята. Спасибо, что помогли разобраться и узнать про свойства магнита.

Воспитатель: Спасибо и вам, Симка и Нолик. До свидания.

Дети прощаются с героями.

Воспитатель:

- Ребята, что вы сегодня узнали интересного?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Возникали у вас трудности при выполнении опытов?

(Ответы детей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключения куклы Босоножки (по мотивам сказки Г.Каменной)

Музыкальное занятие. Старшая группа. Слушание. Знакомство с творчеством С.М.Майкапара....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....

Презентация "Камень - рожденный деревом"

Презентация предлагает  краткое описание происхождения янтаря, несколько красивых фотографий изделий из этого солнечного камня....

Зоопарк каменных зверей

В нашем чудесном городе - Санкт-Петербурге -  есть много интересных мест, где стоит побывать, удивительных памятников, которые стоит увидеть. И я предлагаю совершить прогулку по необычному зоопар...

Исследовательский проект "Чудо камень - магнит"

Исследовательский проект "Чудо камень - магнит"...

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»

Мастер-класс«Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1»,«Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»...

Проект «Магнит – чудо камень»

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, изучать – сделать шаг в неизвестное.  Это огромная возмож...