Опыт работы с детьми ЗПР
статья (старшая группа)
В статья рассказывает об опыте работы педагога с детьми с задержкой психического развития в ДОУ в старшем дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы с детьми с ЗПР 6-7 лет | 153.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Группа для детей с особенностями здоровья работают в нашем образовательном учреждении с 1996 года. Первоначально функционировала группа для детей с нарушением зрения. С 2020 года комбинированная группа для детей с нарушением речи. Группу посещают 12 детей: 3 девочки, 9 мальчиков, 2 ребёнка с задержкой психического развития. В нашем образовательном учреждении, для реализации инклюзивной практики, работают такие специалисты как учитель - логопед, педагог - психолог.
Педагог - психолог проводит специальные коррекционные занятия как индивидуальные с детьми с задержкой психического развития, так и со всей группой детей, для улучшения микроклимата в группе и создания благоприятных условий взаимодействия:
- подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки;
- даёт рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях педагогам.
По результатам обследования совместно специалисты определяют объем и содержание коррекционной работы, необходимой ребенку, подбирают методы и приёмы, отслеживают динамику развития детей и степень усвоения учебного материала. Регулярно обсуждается работа ребенка на занятиях, трудности, возникающие в процессе обучения, намечаются пути их преодоления (по итогам мониторинга).
В рамках работы с педагогическим коллективом проводятся регулярно методические объединения. С 1999 года функционирует методическое объединение коррекционных групп, в связи с изменением условий работы, а также новыми требованиями ФГОС (инклюзивное образование), в работе методического объединения принимают активное участие педагоги всего коллектива. Для решения цели повышения компетентности воспитателей, других специалистов, а также повышения качества воспитания и обучения воспитанников были проведены:
1.Семинар-практикум. Коммуникативные игры в развитии личности ребенка.
2.Консультация для использования не традиционных приемов у детей с нарушением в развитии при формировании элементарных математических представлений.
3.Здоровьесберегающие технологии в детском саду. Разработка и апробация ИПР.
4.Деловая игра: Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития
5.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и деятельности и другие мероприятия, позволяющие повысить компетентность педагогов.
Важное место в работе с детьми занимают организованные в течение года интегрированные мероприятия с другими педагогами и специалистами, внутреннее ПМПк(а) детского сада:
1.Разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
2.Гигиеническое нормирование нагрузок;
3.Обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
4.Организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов (ПМПк).
5.Разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (с учетом его актуальных возможностей).
В нашем детском саду мы попытались создать единое образовательное пространство. Условия развития ребёнка в рамках единого пространства развития:
1) Развивающая предметно-пространственная среда.
2) Интеграция и координация специалистов при реализации программного материала.
Каждый специалист в силу своей квалификации и статуса определяет:
-проблемы, подлежащие корректировке средствами его деятельности;
-педагогический диагноз на основе общего направления собственной деятельности;
-приоритетные линии взаимодействия с другими специалистами в рамках индивидуально-коррекционной работы;
- промежуточные и итоговые результаты индивидуально-коррекционной работы.
Она реализуется, как правило, по результатам входного, промежуточного или итогового контроля процессов развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и служит средством обеспечения комплексного воздействия всех педагогов на ту или иную проблему в индивидуальном развитии ребёнка. Все специалисты планируют перспективное развитие ребёнка в рамках его актуального и ближайшего развития.
Разработан и реализуется индивидуальный маршрут развития ребёнка (см. табл.1).
Индивидуальный маршрут развития ребёнка (табл.1)
Неделя месяца | Тема | Задачи (общие задачи) – ставим задачу с учетом возраста детей |
Ноябрь | ||
1 -3 неделя | Знакомство ребёнка с детьми | Формирование дружеских доброжелательных отношений между детьми. Вызвать интерес к общению |
4 неделя | Предментное окружение | Знакомить ребёнка с предметами обихода и действиями с ними во время умывания |
Декабрь | ||
1-2 неделя | Предметы обихода (умывание, уход за телом) Части лица | Закрепить представления ребёнка о предметах обихода и действиях с ними во время умывания (порядок действий). Познакомить ребёнка с частями лица |
3-4 неделя | Части тела и лица | Продолжать знакомить ребёнка с частями тела. Закрепить умения узнавать и показывать (называть) части лица |
Январь | ||
2-3 неделя | Познакомить с предметами посуды. | Закрепить умения узнавать и показывать (называть) предметы посуды. Знакомить с продуктами питания |
4 неделя | Познакомить с продуктами | Закрепить умения узнавать и показывать (называть) продукты питания |
Прописывается взаимодействие с семьёй (см. табл.2).
Взаимодействие с семьёй (табл.2)
Формы взаимодействия | Задачи (общие задачи) – ставим задачу с учетом возраста детей |
1.Познакомить родителей с режимом дня группы и ДОУ. Советы воспитателей: «Режим – это важно!», 2.Консультация «Что должно быть в шкафчике», 3. Беседы: «Одежда детей в группе и на улице!» 4. Консультация «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» 5.«Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок!) | 1.Нацелить родителей к активной, совместной и педагогически правильной работе по проведению адаптации ребёнка в группе 2.Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы 3. Ознакомить родителей воспитанника с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада 4. Привлечь родителей к желанию следовать советам воспитателей |
Намечается психолого-педагогическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития (см. табл. 3)
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития (табл. 3)
Специалист
| Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Задачи коррекционно-развивающей работы
|
Педагог- психолог | Диагностическая работа | Диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка. Подбор материала для составления ИОМ. |
«Социально – коммуникативное развитие»: | -оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду; -налаживание эмоционального контакта с ребенком; развивать умение попросить предмет; -формировать произвольную, волевую регуляцию поведения; -формирование элементов учебного поведения - формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др. - формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него, выполнять элементарные просьбы; - развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых); - развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры - развивать мелкую моторику рук и сенсорное развитие: (различные шнуровки, словесные игры, лепка, кубики, пирамидка, рассматривание картинок, книжек); - корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом). | |
Консультативная работа: | - проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома |
Определяется работа по физическому развитию ребенка с задержкой психического развития (см. табл. 4)
Физическое развитие ребенка с задержкой
психического развития (табл.4)
Направления содержания индивидуальной образовательной программы | Содержание педагогической деятельности |
Физическое развитие | - развивать общую моторику; - развивать координацию движений |
Планирование ведется только на последующее занятие, так как ребенок не всегда может взаимодействовать по намеченному сценарию, иногда приходится менять ход занятия спонтанно, целесообразно следовать за ребенком, а не навязывать ему свои предложения деятельности. Постоянно проводится наблюдение за реакциями во время различных видов деятельности, подстраиваясь под настроение ребенка, используя его позитивный настрой на выбранный вид занятия.
Мы используем в своей работе систему различных упражнений, осуществляя деятельностный подход:
- Игра. Обобщения;
- Игра в загадки;
- Игровые проблемные ситуации;
- Элементарные исследования;
- Экспериментирование;
- Песочная терапия;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Система работы с пословицами;
-ТРИЗ;
-Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности;
- Интегративная деятельность: рисование иллюстраций к литературным произведениям;
- Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов;
- Мини-музей (ко дню Победы, Пожилого человека);
- ИКТ;
- Защита портфолио;
- Ситуации морального выбора.
Большое внимание уделяем приёмам проектной деятельности. Активное применение технологии проектной деятельности позволило реализовать педагогические проекты: «Бабушка рядышком с дедушкой», «День Победы», «День Защитника Отечества», «Мой любимый город», «Чудо – огород на окошке растёт». Собрана и постоянно пополняется «Лекотека», которая включает в себя дидактические и настольные игры, различные конструкторы на развитие зрительного восприятия пространства, мелкой моторики, конструктивных навыков, внимания, памяти, воображения, логического мышления. Для достижения поставленных целей и задач (развития детей с задержкой психического развития) используем лепбук «Сокровища горы Качканар». Разработаны и успешно применяются программы: «Уроки Добра» социально – коммуникативной направленности, «По дорожкам мы пойдём, всё узнаем, всё найдём» направленная на развитие ориентировки в окружающем пространстве: на себе, от себя, на листе и т.п. (Образовательная область «Познавательное развитие»).
Большим подспорьем стало для нас взаимодействие с другими организациям: детской городской библиотекой им. Ф.Т.Селянина, отрядом ЮИДД « Дорожный патруль» МСОШ №2 , молодёжной организации ЕВРАЗ КГОК.
Безусловно, одним из факторов, позитивно влияющих на развитие ребён-ка, является правильно организованная развивающая предметно- пространст-венная среда.
Влияние предметного окружения на развитие ребенка в детском саду многогранно. Прежде всего, необходимо отметить, что его соответствие санитарно-гигиеническим нормам является непременным условием безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья. Санитарные правила и нормы предъявляют определенные требования к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям. Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной среде. Мы оборудовали в группе центры развития ребёнка: центр игры, математический центр, центр конструирования и безопасности, будем говорить правильно, центры театра и музыки, детская студия красоты, экологический центр красоты, центры движения и детского творчества, уголок уединения. Правильно организованные центры способствуют развитию у детей определенных знаний и представлений об окружающем, побуждают его к деятельности и творческому применению умений, носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей.
Одним из важнейших направлений является работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Современные родители заинтересованы в сотрудничестве с детским садом. Поэтому очень важно правильно организовать работу с семьёй:
-выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения;
-консультации для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;
-индивидуальное консультирование родителей;
-проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком;
-выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями педагога-психолога;
-выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;
-выставки детских работ, выполненных на занятиях психолога, логопеда, задания на дом (на выходные дни, на лето);
-выставки специальной литературы, игр, пособий, детских работ.
Анализ результатов педагогической деятельности показал: предложенная система работы позваляет раскрыть возможности для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей; выявлена положительная динамика социально – эмоционального развития воспитанников, что позволило им активно и успешно участвовать в выставках и конкурсах разной направленности. Создание комфортной адаптивной образовательной, здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечило снятие стрессовых факторов в период адаптации, установление дружеских отношений между детьми (см. табл. 5,6,7,8,9).
Безусловно, есть ещё много проблем: нет специалистов - тьюторов, дефектологов, не всегда есть возможности технические для создания ряда условий развития ребёнка. Однако организованная нами система развития ребёнка, даёт положительный результат. Наши выпускники обучаются в общеобразовательной школе. Имеют успехи в учёбе и внеклассной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы с детьми на тему: "Музыка и физическая культура"
Большое число современных направлений занятий физической культурой и новых видов спорта предполагает использование музыкального сопровождения. Музыка, предназначена для направленного стимулирования фи...
опыт работы с детьми и родителями
В период дошкольного возраста, у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Занятия на улице: круглый год....
Мой опыт работы с детьми по использованию малых форм фольклора
Методика использования малых форм фольклора в речевомразвитии ребёнка....
Опыт работы с детьми раннего возраста.
Раннее детсво - это важнейший период в становлении личности ребенка. В этот период происходит формирование основных функций нервной системы, и прежде всего функций коры головного мо...
Опыт работы с детьми старшей группы в трудовой деятельности: «Дежурство»
Опыт работы с детьми старшей группы в трудовой деятельности: «Дежурство» Приготовила: Снеткова Елена Геннадьевна воспитатель, первая квалификационная категори...
Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием игровой гимнастики Екатерины Железновой
Нетрадиционные подходы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста: Игровая гимнастика Екатерины Железновой....
Социально - коммуникативное развитие дошкольников через изодеятельность. Из опыта работы.Опыт работы с детьми
Опыт работы с детьми показывает, что занятие художественно - творческой деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения между детьми и взрослыми, помогает детям усвоить и закреп...