Опыт работы с детьми ЗПР
статья (старшая группа)

Русинова Светлана Алексеевна

В статья рассказывает об опыте работы педагога с детьми с задержкой психического развития в ДОУ в старшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы с детьми с ЗПР 6-7 лет153.23 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Группа для детей с особенностями здоровья работают в нашем образовательном учреждении с 1996 года. Первоначально функционировала группа для детей с нарушением зрения. С 2020 года комбинированная группа для детей с нарушением речи. Группу посещают 12 детей: 3 девочки, 9 мальчиков, 2 ребёнка с задержкой психического развития. В нашем  образовательном учреждении, для реализации  инклюзивной практики, работают такие специалисты как учитель - логопед, педагог - психолог.

Педагог - психолог проводит специальные коррекционные занятия как индивидуальные  с детьми с задержкой психического развития, так и со всей группой детей, для улучшения микроклимата в группе и создания благоприятных условий взаимодействия:

- подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки;

- даёт рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях педагогам.

По результатам обследования совместно специалисты определяют объем и содержание коррекционной работы, необходимой ребенку, подбирают методы и приёмы, отслеживают динамику развития детей и степень усвоения учебного материала. Регулярно обсуждается работа ребенка на занятиях, трудности, возникающие в процессе обучения, намечаются пути их преодоления (по итогам мониторинга).

В рамках работы с педагогическим коллективом проводятся регулярно методические  объединения. С 1999 года функционирует методическое объединение коррекционных групп, в связи с изменением условий работы, а также новыми требованиями ФГОС (инклюзивное образование),  в работе методического объединения принимают активное участие педагоги всего коллектива. Для  решения цели повышения  компетентности  воспитателей, других специалистов,  а также повышения качества воспитания и обучения воспитанников были проведены:

1.Семинар-практикум. Коммуникативные игры в развитии личности ребенка.

2.Консультация для использования не традиционных приемов у детей с нарушением в развитии  при формировании элементарных математических представлений.  

3.Здоровьесберегающие технологии в детском саду. Разработка и апробация ИПР.

4.Деловая игра: Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития

5.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и деятельности и другие мероприятия, позволяющие повысить компетентность педагогов.

Важное место в работе с детьми занимают организованные  в течение года интегрированные мероприятия с другими педагогами и специалистами, внутреннее ПМПк(а) детского сада:

1.Разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;

2.Гигиеническое нормирование нагрузок;

3.Обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;

4.Организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов (ПМПк).

5.Разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (с учетом его актуальных возможностей).

В нашем детском саду мы попытались создать единое образовательное пространство. Условия развития ребёнка в рамках единого пространства развития:

1) Развивающая предметно-пространственная  среда.

2) Интеграция и координация специалистов при реализации программного материала.

Каждый специалист в силу своей квалификации и статуса определяет:

-проблемы, подлежащие корректировке средствами его деятельности;

-педагогический диагноз на основе общего направления собственной деятельности;

-приоритетные линии взаимодействия с другими специалистами в рамках индивидуально-коррекционной работы;

- промежуточные и итоговые результаты индивидуально-коррекционной работы.

Она реализуется, как правило, по результатам входного, промежуточного или итогового контроля процессов развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и служит средством обеспечения комплексного воздействия всех педагогов на ту или иную проблему в индивидуальном развитии ребёнка. Все специалисты планируют перспективное развитие ребёнка в рамках  его актуального и ближайшего развития.

Разработан и реализуется индивидуальный маршрут развития ребёнка (см. табл.1).

Индивидуальный маршрут развития ребёнка (табл.1)

Неделя месяца

Тема

Задачи (общие задачи) – ставим задачу с учетом возраста детей

Ноябрь

1 -3 неделя

Знакомство ребёнка с детьми

Формирование дружеских доброжелательных отношений между детьми. Вызвать интерес к общению

4 неделя

Предментное окружение

Знакомить ребёнка с предметами обихода и действиями с ними во время умывания

Декабрь

1-2 неделя

Предметы обихода (умывание, уход за телом)

Части лица

Закрепить представления ребёнка  о предметах обихода и действиях с ними во время умывания (порядок действий).

Познакомить ребёнка  с частями лица

3-4 неделя

Части тела и лица

Продолжать знакомить ребёнка с частями тела. Закрепить умения узнавать и показывать (называть) части лица

Январь

2-3 неделя

Познакомить с предметами посуды.

Закрепить умения узнавать и показывать (называть) предметы посуды.

Знакомить с продуктами питания

4 неделя

Познакомить с продуктами

Закрепить умения узнавать и показывать (называть) продукты питания

Прописывается взаимодействие с семьёй (см. табл.2).

Взаимодействие с семьёй (табл.2)

Формы взаимодействия

Задачи (общие задачи) – ставим задачу с учетом возраста детей

1.Познакомить родителей с режимом дня группы и ДОУ. Советы        воспитателей:

«Режим – это важно!»,

2.Консультация «Что должно быть в шкафчике»,

3. Беседы: «Одежда детей в группе и на улице!»

4. Консультация «Укрепление и сохранение        здоровья дошкольников»

5.«Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!»     (о   важности

зимних прогулок!)

1.Нацелить родителей к активной,  совместной и педагогически правильной работе по проведению адаптации

ребёнка в группе

2.Настроить        родителей        на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы

3. Ознакомить родителей воспитанника с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада

4. Привлечь родителей к желанию следовать советам воспитателей

Намечается психолого-педагогическое сопровождение ребенка с  задержкой психического развития  (см. табл. 3)

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития (табл. 3)

Специалист

 

Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Задачи коррекционно-развивающей работы

 

Педагог- психолог

Диагностическая работа

Диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка. Подбор материала для составления ИОМ.

«Социально – коммуникативное развитие»:

-оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;

-налаживание эмоционального контакта с ребенком; развивать умение попросить предмет;

-формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;

-формирование элементов учебного поведения

 - формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.

- формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него, выполнять элементарные просьбы;

- развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);

 - развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры

- развивать мелкую моторику рук и сенсорное развитие: (различные шнуровки, словесные игры, лепка, кубики, пирамидка, рассматривание картинок, книжек);

- корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом).

Консультативная работа:

- проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома

Определяется работа по физическому  развитию ребенка с  задержкой психического развития (см. табл. 4)

Физическое развитие ребенка с задержкой

психического развития (табл.4)

Направления содержания индивидуальной образовательной программы

Содержание педагогической деятельности

Физическое развитие

- развивать общую моторику;

- развивать координацию движений

Планирование ведется только на последующее занятие, так как ребенок не всегда может взаимодействовать по намеченному сценарию, иногда приходится менять ход занятия спонтанно,  целесообразно следовать за ребенком, а не навязывать ему свои предложения деятельности. Постоянно проводится наблюдение за реакциями во время различных видов деятельности, подстраиваясь под настроение ребенка, используя его позитивный настрой на выбранный вид занятия. 

Мы используем в своей работе систему различных упражнений, осуществляя деятельностный подход:

- Игра. Обобщения;

- Игра в загадки;

- Игровые проблемные ситуации;

- Элементарные исследования;

- Экспериментирование;

- Песочная терапия;

- Здоровьесберегающие технологии;

- Система работы с пословицами;

-ТРИЗ;

-Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности;

 - Интегративная деятельность: рисование иллюстраций к литературным произведениям;

- Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов;

- Мини-музей (ко дню Победы, Пожилого человека);

-  ИКТ;

- Защита портфолио;

- Ситуации морального выбора.

Большое внимание  уделяем  приёмам проектной деятельности. Активное применение технологии проектной деятельности позволило реализовать педагогические проекты: «Бабушка рядышком с дедушкой», «День Победы», «День Защитника Отечества», «Мой любимый город», «Чудо – огород на окошке растёт». Собрана и постоянно пополняется «Лекотека», которая включает в себя дидактические и настольные игры, различные конструкторы на развитие зрительного восприятия пространства, мелкой моторики, конструктивных навыков, внимания, памяти, воображения, логического мышления. Для достижения поставленных целей и задач (развития детей с задержкой психического развития) используем  лепбук «Сокровища горы Качканар». Разработаны и успешно применяются  программы:  «Уроки Добра» социально – коммуникативной направленности, «По дорожкам мы пойдём, всё узнаем,  всё найдём» направленная  на развитие ориентировки в окружающем пространстве: на себе, от себя, на листе и т.п. (Образовательная  область  «Познавательное развитие»).

Большим подспорьем  стало для нас взаимодействие с другими организациям: детской городской библиотекой им. Ф.Т.Селянина, отрядом ЮИДД « Дорожный патруль» МСОШ №2 , молодёжной организации ЕВРАЗ КГОК.

Безусловно, одним из факторов,  позитивно влияющих на развитие ребён-ка, является правильно организованная развивающая предметно- пространст-венная среда.

Влияние предметного окружения на развитие ребенка в детском саду многогранно. Прежде всего, необходимо отметить, что его соответствие санитарно-гигиеническим нормам является непременным условием безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья. Санитарные правила и нормы предъявляют определенные требования к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям. Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной среде. Мы оборудовали в группе центры развития ребёнка: центр игры, математический центр, центр конструирования и безопасности, будем говорить правильно, центры театра и музыки, детская студия красоты, экологический центр красоты, центры движения и детского творчества, уголок уединения. Правильно организованные центры способствуют развитию у детей  определенных знаний и представлений об окружающем, побуждают  его к деятельности и творческому применению умений, носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей.

Одним из важнейших направлений является работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Современные родители заинтересованы в сотрудничестве с детским садом. Поэтому очень важно правильно организовать работу с семьёй:

-выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения;

-консультации для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;

-индивидуальное консультирование родителей;

-проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком;

-выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями педагога-психолога;

-выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;

 -выставки детских работ, выполненных на занятиях психолога, логопеда, задания на дом (на выходные дни, на лето);

-выставки специальной литературы, игр, пособий, детских работ.

Анализ результатов педагогической деятельности показал: предложенная система работы позваляет раскрыть возможности для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей; выявлена положительная динамика социально – эмоционального развития воспитанников, что позволило им активно и успешно участвовать в выставках и конкурсах разной направленности. Создание комфортной адаптивной образовательной, здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечило снятие стрессовых факторов в период адаптации, установление дружеских отношений между детьми (см. табл. 5,6,7,8,9).

 

Безусловно, есть ещё много проблем: нет специалистов - тьюторов, дефектологов, не всегда есть возможности технические для создания ряда условий развития ребёнка. Однако организованная нами система развития ребёнка, даёт  положительный результат. Наши выпускники обучаются в общеобразовательной школе.  Имеют успехи в учёбе и внеклассной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми на тему: "Музыка и физическая культура"

Большое число современных направлений занятий физической культурой и новых видов спорта предполагает использование музыкального сопровождения. Музыка, предназначена для направленного стимулирования фи...

опыт работы с детьми и родителями

В период дошкольного возраста, у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Занятия на улице: круглый год....

Мой опыт работы с детьми по использованию малых форм фольклора

Методика использования малых форм фольклора в речевомразвитии ребёнка....

Опыт работы с детьми раннего возраста.

Раннее детсво - это важнейший период в становлении личности ребенка. В этот период происходит формирование основных функций нервной системы,  и прежде всего функций коры головного мо...

Опыт работы с детьми старшей группы в трудовой деятельности: «Дежурство»

 Опыт работы с детьми старшей группы  в трудовой деятельности:  «Дежурство»  Приготовила:  Снеткова Елена Геннадьевна воспитатель, первая квалификационная категори...

Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием игровой гимнастики Екатерины Железновой

Нетрадиционные подходы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста: Игровая гимнастика Екатерины Железновой....

Социально - коммуникативное развитие дошкольников через изодеятельность. Из опыта работы.Опыт работы с детьми

Опыт работы с детьми показывает, что занятие художественно - творческой деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения между детьми и взрослыми, помогает детям усвоить и закреп...