Использование цифровой лаборатории в ДОУ для формирования у детей представлений о космосе.
статья

Спицина Екатерина Ивановна

Актуальность данной темы определяется тем, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, науке, культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_opublikovannaya_na_kripkipro.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37

Е. И. Спицина, О.А. Карабаева

МБОУ «Калачёвская СОШ» ДО

Прокопьевский муниципальный округ, Кемеровская область

spickat@mail.ru

Использование цифровой лаборатории в ДОУ

для формирования у детей представлений о космосе.

Актуальность данной темы определяется тем, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, науке, культуре.

Детский сад, старшие дошкольники, Солнечная система, космические исследователи.

E. I. Spitsina, Karabaeva O. A.

MBOU "Kalachevskaya secondary school"

Prokopyevsk Municipal District, Kemerovo Region

spickat@mail.ru

Using a digital laboratory in a preschool educational institution

to form children's ideas about space

The relevance of this topic is determined by the fact that children are involved in age-old age - and being carried away by the age of ideas about the identity of man are becoming a century, his rhenium is possible in space, human society, cartoons on problematic science, situation culture.

 

Kindergarten, senior preschoolers, solar system, space explorers.

Раскрыть тайны и загадки Вселенной невозможно без элементарных астрономических знаний, поэтому мы считаем, что нужно формировать у детей начальные представления о космосе с дошкольного возраста. Рассказывать ребёнку об устройстве звездного мира, уникальности нашей планеты и важности изучения космического пространства необходимо уже в детском саду. Дети всегда с удовольствием вовлекаются в деятельность, связанную с неизведанными открытиями.

Целью нашей работы стало формирование представлений о космосе у старших дошкольников посредством систематической работы в цифровой лаборатории.

Предварительно изучив научно – методическую литературу, мы поставили следующие задачи:

  1. Изучить информацию о Солнечной системе;
  2. Наглядно изучить карты звездного неба;
  3. Знакомить с принципом движения Земли и других планет вокруг Солнца;
  4. Обогащать словарный запас;
  5. Знакомить с космическими исследователями и деятельностью космонавтов;
  6. Развивать умение детей в продуктивных видах деятельности, развивать творческое воображение и конструктивные навыки;

Для глубокого и прочного усвоения основ астрономии необходимо терпеливо формировать важнейшие понятия, начиная с дошкольного возраста детей. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной.

Как раскрыть ребятам тайны космоса и показать величие звёзд? Вести в планетарий? С целью выявления знаний и представлений детей о космосе была проведена первичная диагностика. Результаты показали, что у детей поверхностные знания о космосе, о празднике «День космонавтики», о том, как и с кем связаны Кузбасс и космос.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования отмечается, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств. Личностные качества дошкольников часто формируются под воздействием героических образов сильных и смелых людей. Такими людьми, без сомнения, являются покорители космического пространства – космонавты. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывая у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому педагогам и родителям важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Для ознакомления с космосом необходимо создать условия развивающей среды, которые способствуют формированию и закреплению знаний о Вселенной. При творческом подходе педагога у детей сформируется не только интерес к исследованию окружающего мира, но и ряд полезных мыслительных навыков, необходимых для самостоятельной работы и решению возникающих задач.

Например, знания о мужестве, смелости, героизме космонавтов дети воспринимают эмоционально, с большим интересом. Эти знания наши дети отражают в сюжетно-ролевых играх, продуктивной деятельности и конструировании. Вообще, тема космоса содержит в себе массу идей для рисунков, поделок из бумаги, картона, пластилина. Мы рисуем фантастических инопланетные миры и космолёты, лепим космических пришельцев, моделируем из пластилина марсианскую или лунную поверхность, придумываем новые названия планетам и созвездиям, выдумываем собственные галактики.

Помимо творческой направленности, мы проводим ряд физкультурных досугов: «Центр подготовки юных космонавтов», «Космическое путешествие», «Если очень захотеть, можно в космос полететь».

Мы подобрали «Космозадания», с помощью которых дошкольники в свободное время ищут отличия, раскрашивают, занимаются графомоторикой, обводят по точкам, проходят лабиринты, решают математические задачки.

Используя наглядные методы обучения, мы создали ряд обучающих презентаций: «Викторина об Юрии Гагарине», «Кузбасс космический», «Неизведанный космос», «Про планеты солнечной системы», «Памятники», «Удивительный мир звезд», «Флора и фауна» и другие. Они затрагивают эмоционально-чувственное восприятие детей, и облегчаю усвоение материала.

Для индивидуальной работы мы разработали лэпбук, где дети подготовительной группы могут отгадывать загадки, собирать пазлы, соотносить объект с названием, рассматривать фотографии из космоса и известных космонавтов. Совместно с родителями проводим конкурсы рисунков и поделок, выставки работ, посвящённых Дню космонавтики. 

 Тема эта безгранична, потому что даёт пищу детской фантазии, развивает нестандартность мышления, стимулирует познавательный интерес и желание постоянно узнавать что-то новое. Кроме того, эти знания формируют нравственный идеал ребёнка и мотивируют поступки, деятельность, социальный и профессиональный выбор в будущем.

Однако, если ребёнок не имеет достаточного визуального опыта, ему очень трудно представить атмосферу космического пространства, понять те ощущения, которые испытывал Ю.А. Гагарин во время своего знаменитого полёта. Естественным является то, что педагог при знакомстве дошкольников с космосом обязательно использует наглядно-дидактический материал. Хотя важно отметить, что наглядность на традиционных «бумажных носителях» не может передать всех ярких, красочных, незабываемых впечатлений от ощущения космоса. Ребёнку сложно перенести на себя чувство бесконечности космического пространства. Понятно, что педагогам необходимо предоставить детям весь спектр возможностей для обучения и осмысления мира. Поэтому важнейшим средством при ознакомлении дошкольников с космосом, подвигом первого космонавта Ю.А. Гагарина, строением вселенной, становятся ИКТ.

В нашем детском саду есть лаборатория в которой находится зона астропланетария. Меньше, ч ем за пол часа, можно подготовить волшебную атмосферу и погрузить ребят в любое пространство, которое поразит воображение люб ого маленького зри теля. Астропланетарий – э то отличное средство для изучения окружающего мира, элементарных физических явлений и небесных тел. Также мы используем механизированную модель Солнечной системы. Она яркая, вращающаяся с подсветкой поможет малышам усвоить непростую информацию о космосе и устройстве вселенной. Каждая планета ярко светится. Штырьки выкрашены в черный цвет, стоит выключить свет в помещении, и они “исчезают”, а то что нужно проецируется на стены и потолок.

Работая с данным оборудованием, мы создали каталог практических занятий, в которые входят обучающие, развивающие и дидактические игры.

Благодаря использованию этих моделей, дошкольники запоминают основные астрономические понятия, получают четкое представление о строении солнечной системы, количестве планет в ней, их удаленности от Солнца и орбитах, а также обо всем, что находится за её пределами.

Практический материал представлен системой занятий. А из проведенных вместе с детьми опытов и экспериментов, мы поняли, что Солнце – источник тепла, света и жизни.

Тема космоса является благоприятной для старших дошкольников и будет способствовать развитию детской любознательности и активности, а если она сопровождается работой на современных технических устройствах, можно будет говорить о многоплановом изучении темы, а самое главное о большой заинтересованности воспитанников в приобретении знаний о космосе.

Литература

  1. Е.П. Левитан «Малышам о звездах и планетах».
  2. Н.Н. Молофеева «Энциклопедия дошкольника».
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, «Мозаика - синтез», 2005.
  4. Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей – дошкольников в условиях дидактической игры. М.,1996.
  5. Левитан Е.П., доктор педагогических наук. Земля и Вселенная. Рождение «Дошкольной астрономии»,2010, №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для детей подготовительной к школе группы «Электричество»

Цель: актуализировать и расширять представления детей об «Электричестве».Задачи:знакомить детей с явлением «электричество»; расширять представления о том, где «живёт&raqu...

Познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории«Наураша в Наурандии».«Экспериментирование с температурой воды&raqu...

Конспект НОД с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для детей подготовительной группы. «Электричество»

Актуализировать и расширять представления детей об «Электричестве». совершенствование умений детей в проведении самостоятельных исследований и лабораторных опытов на основе цифро...

Познавательное занятие для детей подготовительной к школе группы с использованием цифровой лаборатории Наураша "Электричество и электроприборы"

Цель:- Развитие интереса к явлениям и предметам в окружающем мире. Расширение знаний безопасного поведения с электрическими приборами.Задачи:-  Расширить знания об электричестве и электроприборах...

Мастер-класс формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством использования цифровой лаборатории Наураша

laquo;Использование детской цифровой лаборатории Наураша в работе с дошкольниками». На котором, хочу показать вам как работать с детской цифровой лабораторией «Наураша....