«ИКТ – технологии в предшкольном образовании»
материал
«ИКТ – технологии в предшкольном образовании»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_portnova_e.a._ikt_tehnologii.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска»
«ИКТ – технологии в предшкольном образовании»
Подготовила: Портнова Е.А.,
старший воспитатель ВКК
2021 г.
Актуальной проблемой современного дошкольного воспитания является использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду.
Этот эффективный способ передачи знаний развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий как средства обучения и воспитания является актуальным и диктуется стремительным развитием информационного общества.
Сегодня ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников так как обеспечивает качество воспитательно-образовательного процесса на основе изучения и внедрения информационных технологий.
Обратимся к документу «ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151. Одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Педагог должен уметь: создавать графические и текстовые документы (оформлять групповую документацию, диагностику), использовать информационные технологии в образовательном процессе, знакомиться с информационными сайтами для педагогов, владеть навыками поиска информации в Интернете, владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций.
Это значит – уметь пользоваться программой Майкрософт Офис, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel и т.д.
В соответствии с информационным письмом Минобрнауки России № 753/23–16 от 25.05.2001г. «Об информатизации дошкольного образования в России», а также другими нормативными и правовыми документами использование информационных технологий в дошкольной организации обеспечивает создание новых, научно обоснованных средств для обогащения эмоционального, интеллектуального, и творческого развития детей и обновления методов и форм работы с ними.
Обратимся к определениям ИКТ.
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (персональные компьютеры, мультимедийное оборудование) для достижения педагогических целей.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и
коммуникационными.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств,
обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями понимается использование компьютера, телевизора, Интернета, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, все то, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации воспитанников, при создании условий: учет индивидуальных образовательных возможностей и потребностей, широкий выбор содержания, форм, темпов и уровней проведения занятий, раскрытие творческого потенциала детей.
2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы: при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам, для создания индивидуальных тестовых заданий, для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров.
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса (при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, для организации самостоятельного изучения дополнительного материала).
4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: при обучении каждого воспитанника по индивидуальной программе на основе индивидуального плана, при фронтальной либо подгрупповой формах работы.
ИКТ – это, прежде всего:
- преобразование предметно-развивающей среды,
- создание новых средств для развития детей,
- использование новой наглядности,
- дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании,
- разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы),
- в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее
- демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,
- поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
Обучающие: сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения. |
Тренажеры: предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала. |
Информационно-поисковые и справочные: сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации |
Демонстрационные: визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения |
Имитационные: представляют определенный аспект реализации для изучени его структурных или функциональных характеристик |
Лабораторные: позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании |
Моделирующие: позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения |
Расчетные: автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции |
Учебно-игровые: предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме |
Таким образом, использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала.
Создание презентаций к занятию, что обеспечивает:
Наглядность и активизация зрительного восприятия
Рациональное использование занятия
Использование, если воспитанник отсутствовал на занятии
Удобство внесения изменений в ход занятия
Создание банка заданий в бумажном и электронном виде, что позволяет:
Использовать задания в случае, если воспитанник отсутствовал на занятии
Возможность выполнять задания воспитанниками и дома,
Удобно вносить изменения в задания
Углубление межпредметных связей осуществляется благодаря:
Оформлению рефератов, проектов,
Созданию презентаций для выступления
Созданию программ тестов по различным дисциплинам
Использование Интернет ресурсов
Для педагога:
Размещение материалов о ходе учебной деятельности
Для поиска нужной информации
Знакомство с работой других педагогов
Получение информации по законодательным вопросам
Для воспитанников:
Возможность организации самообразования
Где же ИКТ могут помочь воспитателю ДОО в его работе?
1. Подбор иллюстративного материала к организованной образовательной деятельности, для оформления стендов, группы, кабинетов. Подбор познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников, развлечений.
2. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других воспитателей России.
3. Благодаря сети Интернет возможно участие педагогов в конкурсах, проектах, конференциях.
4. Оформление документации, отчетов (планы, конспекты).
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint (для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, консультаций, семинаров, родительских гостиных).
6. Оформление наглядных консультаций, буклетов, памяток.
7. Оформление анкет, диагностических материалов для родителей.
8. Оформление «родительских уголков» и информационных стендов.
В чем же новизна? Изменяются подходы к организации образовательного процесса: решение задач образовательной деятельности происходит через доступные и интересные формы работы.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои электронно - образовательные ресурсы, широко использовать их в своей практической педагогической деятельности.
Сегодня выигрывает тот педагог, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить его на самостоятельное овладение ими. Для развития у детей устойчивого познавательного интереса педагог должен прилагать немалые усилия. Перед педагогом стоит задача сделать занятие интересным и насыщенным, той информацией, которая побудила бы детей к активной познавательной деятельности. То есть предлагаемый материал педагогическим работником для познания, должно содержать элементы необычайной, удивительной, неожиданной информацией, такой, что вызывает у дошкольников интерес к образовательному процессу и помогает создать положительную эмоциональную атмосферу обучения. Только такой подход к организации образовательного процесса будет способствовать развитию умственных способностей детей. Ведь именно удивление пробуждает мысль и ведет к пониманию.
Однако следует помнить, что заменить живое общение педагога с ребенком информационно-коммуникационные технологии не могут и не должны, даже несмотря на их огромный положительный потенциал.
Только четкое всестороннее планирование, систематическая работа по внедрению и развитию ИКТ, обучение персонала и постоянный контроль за воплощением таких инноваций в образовательный процесс, дает возможность дошкольному учреждению идти в ногу со временем.
Информационная среда – средство эффективного взаимодействия участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Важно отметить, что информационно-коммуникационные технологии можно успешно использовать как в образовательной деятельности педагогов, так и в управленческой, методической работе, работе практического психолога.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения. Перед современным воспитателем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. Именно поэтому в педагогической деятельности возникает возможность использования ИКТ в качестве мощного инструмента развития мотивации образовательного процесса, учитывая большую и серьезную заинтересованность детей компьютером.
Информатизация образования – это большое пространство для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми, так же способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребенка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Использование на занятиях компьютера, мультимедии и других технических средств с целью воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника, позволяют расширить возможности педагога. Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей.
Литература:
М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№ 3.-С.9–11. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№ 6.-С.8–10.
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2003 Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. — 2006. — № 2. — с. 37–39
Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
Овинникова, О. В. Использование ИКТ в работе с дошкольниками / О. В. Овинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1506-1507. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30616/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по опытно-экспериментальной деятельности предшкольного образования
У нас в детском саду в 2006 году была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. Я работала в этом эксперименте. Также я являюсь муниципальным тьют...
программа предшкольного образования
Новая форма образования еще не дала обильного материала для работы, я попытаюсь поделиться своими наработками. Программа предшкольного образования 5-7 лет, сетка занятий, режим группы....
программа предшкольного образования
Новая форма образования еще не дала обильного материала для работы, я попытаюсь поделиться своими наработками. Программа предшкольного образования 5-7 лет, сетка занятий, режим группы....
Проблемы предшкольного образования и пути их решения
Статья о назревших проблемах в системе предшкольного образовария. Представлена новая модель предшкольного образования и условия, обеспечивающие эффективность работы данной модели. «Общество заинтересо...
ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня стоит задача: выравнивание стар...