Проект "Аквариумные рыбки"
проект (средняя группа)

Проект предназначет для воспитателей дошкольных учреждений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Аквариумные рыбки»

(средний возраст)

 Разработал:

воспитатель

                                             высшей квалификационной категории

     Родионова Н.В.

Информационная карта проекта.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность: кратко срочный

Участники:  воспитатели группы, специалисты  ДОУ, родители, дети группы

Возраст детей: 4 - 5 лет.

Актуальность.

  Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки. Но сформировать экологическую культуру без знаний об окружающем мире невозможно. А вокруг нас так много неизведанного и прекрасного. Необходимо, чтобы дети познакомились с этим загадочным и таинственным миром.

  Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира.

Цель проекта.

Формирование у детей представлений об аквариумных рыбках и других обитателях.

Задачи.

Образовательные:

- совершенствовать умения детей находить отличительные признаки разных видов аквариумных рыб;

- познакомить с правилами ухода за аквариумом и его обитателями.

Развивающие:

- развивать интерес к познанию окружающего мира;

- развивать познавательные процессы (память, воображение, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, творческие способности);

- развивать речь, активизируя и обогащая словарный запас детей.

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней;

- прививать чувство прекрасного при рассматривании красивых аквариумных пейзажей.

Предполагаемый результат:

Для детей:

развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогами и родителями;

расширение кругозора детей и закрепление их представлений о рыбах;

обогащение активного словаря детей образными выражениями,  стихами;

развитие связной речи, умения составлять  рассказы по мнемотаблице;

развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

Для педагогов:

 реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте;

 повышение  уровня представлений детей по теме «Аквариумные рыбки».

Для родителей:

установление эмоционального контакта с детьми;

-продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.

Итоговое мероприятие

«Коллаж «Обитатели аквариума»

Продукты проекта

Для детей:

-рисунки, поделки, коллективные работы.

Для педагогов:

- изготовление дидактических игр по теме.

Для родителей:

– совместное изготовление детьми и родителями книжек-малышек, коллажа.

Процесс реализации проекта.

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия

членов семья

Подготовительный

Осознают и личностно воспринимают проблему, эмоционально реагируют на проблемные вопросы.

Предлагают варианты решения проблемы.

Принимают задачи проекта.

Прогнозируют результаты проекта. Мы узнаем: «Аквариумные рыбки »

Активизируют познавательный интерес к рыбам. Поощряют навыки поисковой деятельности. Обогащают речь детей. Формируют бережное отношение к природе.

Создают проблемную ситуацию и описывают ее. Используют модель 3-х вопросов.

Формулируют проблемные вопросы.

Определяют задачи.

Собирают литературу: стихи, загадки, поговорки, сказки, рассказы.

Делают объявление для родителей с целью привлечения их к участию в проекте.

 Создают проблему для осуществления проекта.

Принимают проблему «Участвуем в проекте».

Помогают собирать литературу. Оформляют совместно с детьми книжки-малышки.

Беседуют с детьми о рыбках и помогают им в решении проблемной ситуации

Деятельностный

Планируют деятельность при помощи педагога и определяют средства реализации проекта.

Систематизируют предложенную информацию, придумывают небольшие рассказы  (словотворчество).

Выполняют проект (игры, продуктивную деятельность) при дифференцированной помощи взрослых.

Готовятся к итоговому мероприятию

Организуют совместную деятельность с детьми.

Помогают в изготовлении атрибутов и игровых пособий детям и родителям.

Разучивают с детьми загадки, пальчиковые игры, игры, стихи, читают им сказки и рассказы.

Контролируют развитие проектной деятельности детей.

Оказывают дифференцирован

ную помощь детям при проведении проектной деятельности.

Собирают рисунки детей.

Помогают в составлении рассказов о рыбках (словотворчество).

Принимают участие в оформлении коллажа.

Завершающий

Проводят итоговое мероприятие.

Обсуждают результаты проектной деятельности, выясняют причины успехов и неудач.

Помогают в организации итогового мероприятия.

Участвуют в обсуждении результатов проектной деятельности.

Совместно с детьми определяют перспективы развития проекта.

Презентация проекта.

Модель « трёх вопросов».

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Где мы можем это узнать?

Рыбы живут в воде.

Как устроены рыбы.

Зачем рыбкам плавники и хвост?
Как дышит рыбка?
Чем питается?
Какие бывают рыбы?
Как спят рыбки?

Найти в интернете.

Посмотреть по телевизору.

Почитать в книгах.

Спросить у родителей, воспитателей.

Вопросы содержательного направления проекта.

Что такое аквариум, его устройство.

Как живут рыбки в аквариуме.

Разнообразие аквариумных рыб.

Чем питаются рыбки.

Чем дышат в воде рыбки.

Как надо ухаживать за аквариумом.

Сказки, рассказы и стихи о рыбах.

Системная  паутинка по проекту.

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

(ведущая деятельность – познавательно-исследовательская).

Беседы: «Кто живет в воде?».

«Что мы знаем о рыбах»; «Чем дышат рыбы»

(виртуальная экскурсия с использованием ИКТ)

«В мир океанариума»

Видеоролик

«Аквариумный мир».

Коллекционирование «Ракушки».

Цикл наблюдений:

- Как плавают рыбы;

- Как питаются рыбы

Экспериментирование:

- Наличие воздуха в воде

-«Почему «исчезла» вода?»

Компьютерная презентация «Аквариум и его обитатели»

Рассматривание энциклопедии «Подводный мир».

(ведущая деятельность – чтение).

Энциклопедиия «Подводный мир».

Л.Берг «Рыбка»

Н.Нищева. Стихи, загадки.

Л.Берг «Левушка - рыбак».

Пословицы «Без труда не выловишь рыбку из пруда»; «Нем как рыба».

(ведущая деятельность – коммуникативная).

Игровые упражнения «Опиши рыбку»

«Отгадай загадку»

Рассматривание альбома «Аквариум и его обитатели

Игры «Чудесный мешочек»,  «Интересные загадки»

Дидактическое упражнение «Назови какая рыбка». Ситуативная беседа «Прогулка в океанариум ».

Этюд «Рыбки плавают в воде».

Развитие речи

Социализация

Труд

(ведущая деятельность – связная речь).

Составление описательного рассказа «Гуппи в нашем аквариуме».

Речевые игры

«Опиши животное»;

«Отгадай загадку»;

«Какой, какая, какие?»;

«О ком расскажу»

Беседы по картинам про рыб.

(ведущая деятельность – игровая).

Сюжетно-ролевая игра

«Зоомагазин» (сюжет – покупаем рыбок, заводим аквариум).

Режиссерская игра

«Рыбки».

Игра с правилами «Поймай рыбку по двум признакам».

Этюд «Рыбки плавают в воде».

Дидактические игры

«Чей плавник»

«Чей силуэт»

«Кто где живет»

«Чья тень?»

«Собери рыбу»

Настольно-печатные игры

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же»

«Лото»

(ведущая деятельность – трудовая).

Беседа и практические приемы «Чем можно помочь рыбкам»;

«Как ухаживать за аквариумом»
Сбор природного материала на прогулке (камушек, песка).

Безопасность

Здоровье

Физическая культура

интеграция разных видов деятельности).

 Беседы: Логические рассуждения: «Что будет, если не будет рыб в реках и морях».

Ситуативная беседа «Рыбка зовет на помощь

(интеграция разных видов деятельности).

Беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся»

Проблемная ситуация «Что поможет быть здоровым»

Пальчиковая гимнастика «Рыбки».

Дыхательная гимнастика «Листок на воде».

(ведущая деятельность – двигательная).

Подвижные игры

«Караси и щука»,

«Невод»,

«В океанариуме»,

«Самый внимательный».

Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим».

Игра – эстафета «Кто быстрее»

 

Музыка

Художественное творчество

Режимные моменты

(ведущая деятельность – музыкально-художественная).

Ритмические движения «На дне аквариума» (муз. Л. Бражниковой). 

Песня «Рыбки в аквариуме»

Инсценировка песни – упражнения  «Пять маленьких рыбок» (муз. и сл. Е. Железновой).

Восприятие музыки  К. Сен - Санс «Аквариум», отрывок из мультфильма «Classic baby».

Музыкаль-дидактические игры «Веселые мячики», «Платочек».

(ведущая деятельность – продуктивная).

Рисование

«Подводное царство»

Лепка

«Аквариум с рыбками» » Конструирование «Домик для глубинных рыбок»,

Коллаж

«Обитатели аквариума»

Самостоятельная художественная деятельность: раскрашивание раскрасок.

Рассматривание иллюстраций.

(интеграция разных видов деятельности).

Беседы об умывании, питании, значении сна, движений

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Итог

Папка-передвижка «Аквариумные рыбки».

Информационный стенд согласно теме.

Рекомендации «Аквариум для здоровья»

 

Выставка – коллаж для родителей «Обитатели аквариума».

Дистант  для родителей «Аквариумные рыбки»

Выводы.

В результате проведенной работы можно отметить:

За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии аквариумных рыб и других его обитателей;

 о характерных особенностях строения, внешнем виде,

о питании и уходе;

у детей активизировался и обогатился словарный запас по теме;

вырос интерес к познанию окружающего мира, воспитанию любви к природе, желание беречь и охранять её;

пополнилась развивающая среда группы;

родители воспитанников были вовлечены к участию в проектной деятельности.

Определение перспектив в данном направлении

• Продолжать работу по теме «Рыбы»

• Составлять описательный рассказы, активно использовать словарь по теме

• Любить и бережно относиться к природе.



Предварительный просмотр:

Проект

«Аквариумные рыбки»

(средний возраст)

 Разработал:

воспитатель

                                             высшей квалификационной категории

     Родионова Н.В.

Информационная карта проекта.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность: кратко срочный

Участники:  воспитатели группы, специалисты  ДОУ, родители, дети группы

Возраст детей: 4 - 5 лет.

Актуальность.

  Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки. Но сформировать экологическую культуру без знаний об окружающем мире невозможно. А вокруг нас так много неизведанного и прекрасного. Необходимо, чтобы дети познакомились с этим загадочным и таинственным миром.

  Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира.

Цель проекта.

Формирование у детей представлений об аквариумных рыбках и других обитателях.

Задачи.

Образовательные:

- совершенствовать умения детей находить отличительные признаки разных видов аквариумных рыб;

- познакомить с правилами ухода за аквариумом и его обитателями.

Развивающие:

- развивать интерес к познанию окружающего мира;

- развивать познавательные процессы (память, воображение, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, творческие способности);

- развивать речь, активизируя и обогащая словарный запас детей.

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней;

- прививать чувство прекрасного при рассматривании красивых аквариумных пейзажей.

Предполагаемый результат:

Для детей:

развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогами и родителями;

расширение кругозора детей и закрепление их представлений о рыбах;

обогащение активного словаря детей образными выражениями,  стихами;

развитие связной речи, умения составлять  рассказы по мнемотаблице;

развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

Для педагогов:

 реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте;

 повышение  уровня представлений детей по теме «Аквариумные рыбки».

Для родителей:

установление эмоционального контакта с детьми;

-продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.

Итоговое мероприятие

«Коллаж «Обитатели аквариума»

Продукты проекта

Для детей:

-рисунки, поделки, коллективные работы.

Для педагогов:

- изготовление дидактических игр по теме.

Для родителей:

– совместное изготовление детьми и родителями книжек-малышек, коллажа.

Процесс реализации проекта.

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия

членов семья

Подготовительный

Осознают и личностно воспринимают проблему, эмоционально реагируют на проблемные вопросы.

Предлагают варианты решения проблемы.

Принимают задачи проекта.

Прогнозируют результаты проекта. Мы узнаем: «Аквариумные рыбки »

Активизируют познавательный интерес к рыбам. Поощряют навыки поисковой деятельности. Обогащают речь детей. Формируют бережное отношение к природе.

Создают проблемную ситуацию и описывают ее. Используют модель 3-х вопросов.

Формулируют проблемные вопросы.

Определяют задачи.

Собирают литературу: стихи, загадки, поговорки, сказки, рассказы.

Делают объявление для родителей с целью привлечения их к участию в проекте.

 Создают проблему для осуществления проекта.

Принимают проблему «Участвуем в проекте».

Помогают собирать литературу. Оформляют совместно с детьми книжки-малышки.

Беседуют с детьми о рыбках и помогают им в решении проблемной ситуации

Деятельностный

Планируют деятельность при помощи педагога и определяют средства реализации проекта.

Систематизируют предложенную информацию, придумывают небольшие рассказы  (словотворчество).

Выполняют проект (игры, продуктивную деятельность) при дифференцированной помощи взрослых.

Готовятся к итоговому мероприятию

Организуют совместную деятельность с детьми.

Помогают в изготовлении атрибутов и игровых пособий детям и родителям.

Разучивают с детьми загадки, пальчиковые игры, игры, стихи, читают им сказки и рассказы.

Контролируют развитие проектной деятельности детей.

Оказывают дифференцирован

ную помощь детям при проведении проектной деятельности.

Собирают рисунки детей.

Помогают в составлении рассказов о рыбках (словотворчество).

Принимают участие в оформлении коллажа.

Завершающий

Проводят итоговое мероприятие.

Обсуждают результаты проектной деятельности, выясняют причины успехов и неудач.

Помогают в организации итогового мероприятия.

Участвуют в обсуждении результатов проектной деятельности.

Совместно с детьми определяют перспективы развития проекта.

Презентация проекта.

Модель « трёх вопросов».

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Где мы можем это узнать?

Рыбы живут в воде.

Как устроены рыбы.

Зачем рыбкам плавники и хвост?
Как дышит рыбка?
Чем питается?
Какие бывают рыбы?
Как спят рыбки?

Найти в интернете.

Посмотреть по телевизору.

Почитать в книгах.

Спросить у родителей, воспитателей.

Вопросы содержательного направления проекта.

Что такое аквариум, его устройство.

Как живут рыбки в аквариуме.

Разнообразие аквариумных рыб.

Чем питаются рыбки.

Чем дышат в воде рыбки.

Как надо ухаживать за аквариумом.

Сказки, рассказы и стихи о рыбах.

Системная  паутинка по проекту.

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

(ведущая деятельность – познавательно-исследовательская).

Беседы: «Кто живет в воде?».

«Что мы знаем о рыбах»; «Чем дышат рыбы»

(виртуальная экскурсия с использованием ИКТ)

«В мир океанариума»

Видеоролик

«Аквариумный мир».

Коллекционирование «Ракушки».

Цикл наблюдений:

- Как плавают рыбы;

- Как питаются рыбы

Экспериментирование:

- Наличие воздуха в воде

-«Почему «исчезла» вода?»

Компьютерная презентация «Аквариум и его обитатели»

Рассматривание энциклопедии «Подводный мир».

(ведущая деятельность – чтение).

Энциклопедиия «Подводный мир».

Л.Берг «Рыбка»

Н.Нищева. Стихи, загадки.

Л.Берг «Левушка - рыбак».

Пословицы «Без труда не выловишь рыбку из пруда»; «Нем как рыба».

(ведущая деятельность – коммуникативная).

Игровые упражнения «Опиши рыбку»

«Отгадай загадку»

Рассматривание альбома «Аквариум и его обитатели

Игры «Чудесный мешочек»,  «Интересные загадки»

Дидактическое упражнение «Назови какая рыбка». Ситуативная беседа «Прогулка в океанариум ».

Этюд «Рыбки плавают в воде».

Развитие речи

Социализация

Труд

(ведущая деятельность – связная речь).

Составление описательного рассказа «Гуппи в нашем аквариуме».

Речевые игры

«Опиши животное»;

«Отгадай загадку»;

«Какой, какая, какие?»;

«О ком расскажу»

Беседы по картинам про рыб.

(ведущая деятельность – игровая).

Сюжетно-ролевая игра

«Зоомагазин» (сюжет – покупаем рыбок, заводим аквариум).

Режиссерская игра

«Рыбки».

Игра с правилами «Поймай рыбку по двум признакам».

Этюд «Рыбки плавают в воде».

Дидактические игры

«Чей плавник»

«Чей силуэт»

«Кто где живет»

«Чья тень?»

«Собери рыбу»

Настольно-печатные игры

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же»

«Лото»

(ведущая деятельность – трудовая).

Беседа и практические приемы «Чем можно помочь рыбкам»;

«Как ухаживать за аквариумом»
Сбор природного материала на прогулке (камушек, песка).

Безопасность

Здоровье

Физическая культура

интеграция разных видов деятельности).

 Беседы: Логические рассуждения: «Что будет, если не будет рыб в реках и морях».

Ситуативная беседа «Рыбка зовет на помощь

(интеграция разных видов деятельности).

Беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся»

Проблемная ситуация «Что поможет быть здоровым»

Пальчиковая гимнастика «Рыбки».

Дыхательная гимнастика «Листок на воде».

(ведущая деятельность – двигательная).

Подвижные игры

«Караси и щука»,

«Невод»,

«В океанариуме»,

«Самый внимательный».

Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим».

Игра – эстафета «Кто быстрее»

 

Музыка

Художественное творчество

Режимные моменты

(ведущая деятельность – музыкально-художественная).

Ритмические движения «На дне аквариума» (муз. Л. Бражниковой). 

Песня «Рыбки в аквариуме»

Инсценировка песни – упражнения  «Пять маленьких рыбок» (муз. и сл. Е. Железновой).

Восприятие музыки  К. Сен - Санс «Аквариум», отрывок из мультфильма «Classic baby».

Музыкаль-дидактические игры «Веселые мячики», «Платочек».

(ведущая деятельность – продуктивная).

Рисование

«Подводное царство»

Лепка

«Аквариум с рыбками» » Конструирование «Домик для глубинных рыбок»,

Коллаж

«Обитатели аквариума»

Самостоятельная художественная деятельность: раскрашивание раскрасок.

Рассматривание иллюстраций.

(интеграция разных видов деятельности).

Беседы об умывании, питании, значении сна, движений

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Итог

Папка-передвижка «Аквариумные рыбки».

Информационный стенд согласно теме.

Рекомендации «Аквариум для здоровья»

 

Выставка – коллаж для родителей «Обитатели аквариума».

Дистант  для родителей «Аквариумные рыбки»

Выводы.

В результате проведенной работы можно отметить:

За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии аквариумных рыб и других его обитателей;

 о характерных особенностях строения, внешнем виде,

о питании и уходе;

у детей активизировался и обогатился словарный запас по теме;

вырос интерес к познанию окружающего мира, воспитанию любви к природе, желание беречь и охранять её;

пополнилась развивающая среда группы;

родители воспитанников были вовлечены к участию в проектной деятельности.

Определение перспектив в данном направлении

• Продолжать работу по теме «Рыбы»

• Составлять описательный рассказы, активно использовать словарь по теме

• Любить и бережно относиться к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему: "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (с нарушением зрения) учителя-дефектолога МБДОУ (детский сад комбинированного вида) №69

Занятие проводится с подгруппой детей на участке детского сада.Цель занятия: обучение детей  ориентировки в пространтве и на микроплоскости с помощью сохранных анализаторов....

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (для детей с нарушением зрения)

Коррекционно-развивающее занятие проводится с детьми, имеющими нарушения зрения, в целях развития у них ориентировки в пространстве и на микроплоскости. Занятие проводится на участке в зимний период в...

Презентация «Аквариумные рыбки» к непосредственно образовательной деятельности «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования

Данная презентация была составлена к непосредственно образовательной деятельности "Наблюдение за аквариумной рыбкой" по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, э...

«Наблюдение за золотой рыбкой. Коллективный рассказ о рыбке».

Конспект занятия для детей раннего возраста«Окружающий мир» «Наблюдение за золотой рыбкой. Коллективный рассказ о рыбке»....

Конспект НОД с детьми первой младшей групп "Рыбки, рыбки озорницы"

Конспект НОД с детьми первой младшей группы "Рыбки, рыбки озорницы" с использованием игровых, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий....

Конспект НОД. Аппликация. "Рыбки играют, рыбки сверкают"

Конспект продуктивной деятельности  (аппликация) в средней группе....