ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
материал
Предварительный просмотр:
Общение с каждым родителем непредсказуемо и требует от педагога максимальной гибкости в беседе. Педагог должен производить впечатление максимально компетент-ного и культурного человека, имеющего достаточно респектабельную внеш-ность и говорящим достаточно богатым литературным языком; он также должен быть уравновешенным, доброжелательным и относительно открытым в общении. При этом должен владеть навыками регу-лирования социальной дистанции: чрезмерная фамильярность или, нао-борот, сдержанность могут произвести неблагоприятное впечатление.
а) «Компетентные» родители.
Они настроены на положительный контакт с педагогом и готовы конструктивно обсуждать особенности своего ребенка. Можно быть уверенным, что такие родители воспользуются вашими рекомендациями. Как правило, дети таких родителей хорошо адаптированы и подготовлены к школе.
б) «Компетентные скептики».
Эти родители интересуются педагогикой и психологией. В ходе общения с такими родителями не бойтесь признать, что они, безусловно, гораздо лучше знают своего малыша. Тем не менее, Вы имеете преимущество - опыт сравнения со многими другими детьми. Вы можете организовать диалог с родителями примерно так: «Вы, безусловно, лучше меня знаете своего ребенка…Это может быть случайностью, но стоит того, чтобы обсудить ее». Таким образом, Вы не только получаете дополнительную информацию, но и можете обезопасить себя от собственных прямолинейных выводов, которые, как правило, вызывают у родителей естественную защитную реакцию.
в) «Некомпетентные скептики».
Именно у этой категории родителей особенно сильна психологическая защита. В работе с такими родителями желательно, во-первых, показать Вашу искреннюю заинтересованность в успехах ребенка. Рекомендуется начинать разговор с успехов ребенка, а затем только осторожно перейти к проблемам. Предоставьте родителям свободу выбора: прислушаться к Вашим советам или нет. Покажите, что Вы искренне верите в то, что родителями сделано все возможное для ребенка.
г) «Формальные представители».
Обычно это бабушки или другие родственники, которые просто «пришли забрать». Такие родственники также вряд ли будут внимательно слушать Вас.
Тем не менее, покажите и Вы свою социальную «благонадежность»: проведите эту бессмысленную беседу по полному плану и не забудьте похвалить малыша и его родителей. Скажите им, что Вы верите в их педагогическую компетентность и опыт.
д) «Родители «плохого» ребенка» («Жертвы обстоятельств»)
Это нечасто встречающаяся категория родителей, которые изначально считают ребенка «неудач-ником». Именно этим родителям, несмотря даже на объективно низкие результаты, необходимо помочь поверить в своего ребенка. Показать, что именно эмоциональное участие поможет малышу в его учебе. Найти все его достоинства и нераскрытые возможности. Можно даже показать, что основой его некоторых неудач является определенный ограниченный недостаток, с которым можно работать целенаправленно.
е) «Бросающие» родители.
Гораздо чаще встречаются вполне добропорядочные родители, которые, с одной стороны, знают о проблемах своего ребенка, а с другой - надеются, что «все обойдется без них». Они могут прикладывать значительные усилия, чтобы обеспечить ребенка компетентной помощью специалистов, но сами предпочитают избегать целенаправ-ленной работы со своим малышом. В этом случае особенно важно подчеркнуть значение содержательных контактов ребенка именно с родителями.
ж) «Симбиотичные родители».
Они упорно занимаются с ребенком, иногда даже оставив работу, оберегают от различных, с их точки зрения нежелательных, контактов. Они пытаются как бы вылепить из своего ребенка свой идеал. Ребенок растет в «оранжерейных» социальных условиях, тоскуя по детским играм со сверстниками. В таких случаях ребенок оказывается жертвой проекции родительских проблем. Лишенные права на автономную эмоциональную жизнь, такие дети быстро теряют интерес к учению и часто производят впечатление «не наигравшихся».
Практически для всех родителей работает универсальная формула разговора:
ПОДДЕРЖКА – ДИАЛОГ – СОВЕТЫ – ПОДДЕРЖКА
- Это означает, что недопустимо говорить только о недостатках ребенка, также как и недопустимо начинать с недостатков.
- Это означает, что нельзя выступать в роли «третейского судьи».
- Это означает, что беседа об особенностях ребенка должна быть дополнена конкретными советами.
- Это означает, что в итоге у родителя должен остаться оптимистический настрой и стремление к дальнейшему сотрудничеству.
Желательные фразы для начала беседы с родителями:
- Вам будет интересно узнать…- Как Вы знаете…- Вы хотите… - Думается, Ваша проблема заключается в том, что…
- Конечно, Вам уже известно…
- Вы, наверное, уже об этом слышали…
-Я вас понимаю… -Я вам сочувствую…
-Мне жалко, что так случилось…-Я очень огорчена… -Мне очень не приятно…
Неудачные фразы для обращения к родителям:
«Извините, если я помешала…»,
«А у меня на этот счет другое мнение…»,
«Я бы хотела еще раз услышать…», «Давайте с Вами быстренько обсудим…», «Пожалуйста,
если у Вас есть время меня выслушать…».
Психологическая служба просвещения
МАДОУ №1 «Сказка»
Памятка для педагогов
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С РОДИТЕЛЯМИ
Мудрый человек всегда находит себе помощь во всем, потому что дар его состоит в том, чтобы извлекать добро из всего.
Рескин Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доверие, как основной принцип взаимодействия с родителями.
Консультация для педагогов и родителей воспитанников ДОУ....
Принципы взаимодействия с родителями
Это презентация о взаомодействиях родителей и педагогов...
Консультация для молодых педагогов" Эффективные принципы взаимодействия с родителями"
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных...
Консультация для педагогов: "Принципы взаимодействия с родителями"
В статье описаны принципы взаимодействия педагога с родителями, соблюдение которых помогут избежать возникновения конфликтных ситуаций....
Консультация «Эффективные принципы взаимодействия с родителями»
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует ...
Общие принципы взаимодействия с родителями
Памятка для педагогов...