Конспект НОД на тему: Игры – экспериментирование «Маленькими шагами в прекрасный мир»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp.docx | 110.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД на тему: Игры – экспериментирование
«Маленькими шагами в прекрасный мир»
Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма - проведения: занятие - путешествие.
Возраст детей: средняя группа (4 года)
Цели и задачи:
1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
3. Прививать бережное отношение к воде;
4. Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
5. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести;
6. Дать представление о том, что воздух есть вокруг и изнутри нас;
7. Подвести к пониманию того, что воздух обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
8. Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
9.Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы;
10. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши необходимы, чтобы слышать и узнавать разные звуки; пальцы рук необходимы, чтобы определить форму, структуру поверхности; язык необходим, чтобы определять на вкус; нос необходим, чтобы определять запах).
11. Прививать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Обогащение словаря: путешествие,прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.
Материал: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), прозрачный стакан с широким горлышком, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, сачки, подносы.
Стаканы с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешки, мыльные пузыри;
- для игры «отгадай звук» необходимы: колокольчик, свисток, погремушка, говорящая кукла;
Рукавицы с магнитами, магниты разной формы, мелкие предметы из разных материалов;
- для игры «отгадай по запаху»: футляры от киндер – сюрпризов с дырочками, в которые нужно положить чеснок, кусочек апельсина, поролон с запахом туалетной воды (духов);
- для игры «отгадай на ощупь»: волшебный мешочек, например, с геометрическими фигурами или любыми предметами;
- для игры «отгадай на вкус»: кусочки лимона и сахара.
Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!», наблюдение за ветром, проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха.
Используемая литература:
1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199
2. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - №2, 2000 г.
3. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.
- Н.В. Нищева. Перспективный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
- Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199
- Денисенкова Н. «Ваш ребенок познает мир» - №2, 2000 г.
- Н.В. Нишева. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2.
Последовательность организации работы с детьми
Вводное слово воспитателя
I. 1. Организационный момент
Ребята, я очень рада видеть вас. Сегодня мы с вами находимся в необычном месте, в лаборатории опытов и экспериментов. И многое интересное понаблюдаем и исследуем.
Стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
2. Игровая ситуация
Ребята, кто же к нам сейчас стучится?
Это Капелька!
Ребята, а кто такая Капелька?
Она хочет с нами поиграть и многое узнать.
Ребята, давайте мы с вами поговорим о воде.
- где живет вода?
- кто не может обойтись без воды?
- для чего нужна вода?
- а как нужно беречь воду?
Вывод:
Вода необходима для людей, животных, растений, и воду нужно беречь.
А сейчас мы с вами оденем специальную одежду для работы в лаборатории и будем проводить очень интересные опыты.
Пройдемте с вами на свои места.
- Давайте, вспомним правила поведения в лаборатории:
1. Соблюдать тишину.
2. Пробовать на вкус предметы и вещества можно только с разрешением взрослых.
3. Бери только нужные для работы материалы.
4. Окончив работу, положи на место все материалы.
5. Внимательно слушать указания воспитателя.
Опыт эксперимент1
Возьмите в обе руки банки и скажите, чем они отличаются (весом)
Одинаковы ли они по весу? (нет)
Покажите мне легкую баночку, что в ней находится? (ничего)
Покажите мне другую баночку, что в ней находится? (вода)
Интересно, почему одна баночка легкая, а другая тяжелая?
а) одна пустая-она легкая
б) другая наполнена водой-она тяжелая.
Воспитатель.
1.Чтобы узнать, какого цвета вода переливаем ее в стакан – посмотрите, какого цвета вода? (прозрачная).
2. А чтобы узнать, имеет ли вода запах – понюхайте водичку, чем она пахнет? (ничем, значит она без запаха).
Какой мы с вами сделаем вывод? (вода какая? –прозрачная, и не имеет запаха).
Опыт эксперимент 2
Ребята, я вам поставила два стакана, один - с водой, а другой – пустой.
Перелейте аккуратно воду из одного стакана в другой.
а) что происходит с водой? (она льется)
б) почему она льется? (потому, что она жидкая)
в) а какой мы с вами слышим звук? (звонкий)
Давайте по второму опыту сделаем вывод:
Когда мы льем воду, что с ней происходит – льется.
Когда вода льется, она какая? – жидкая.
Какой звук у воды, когда ее льешь? – звонкий.
Игра «Узнай и назови»
(рассмотрим предметы в стакане)
а) что вы увидели в стаканчике? Почему так хорошо видно предмет? (потому, что вода прозрачная).
Вывод:
В прозрачной воде видны все предметы.
Капелька
Ребята, помогите мне узнать, все ли предметы могут плавать?
Воспитатель.
А для этого мы с вами проведем эстафету экспериментов.
Разделимся на две команды: команда «ручеек» и команда «дождик».
Задание:
Перед вами разложены предметы, вы по очереди берете предметы и бросаете их в миску, которая стоит на столе напротив вас, следующий,выполняет те-же действия и становится в конце колонны.
Воспитатель.
Раз, два, три, начало игры.
А теперь, подойдите все к столу, давайте посмотрим, какие предметы плавают, а какие тонут.
А) все ли предметы плавают одинаково? (нет)
Б) а почему одни предметы плавают, а другие тонут? (потому, что одни предметы легкие – они не тонут, а другие предметы тяжелые – они тонут.
Воспитатель.
Если предмет легкий, вода держит его на поверхности и предмет не тонет.
Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может, предмет тонет.
Следующее задание:
У вас на столе два сачка, а напротив вас на столе лежат два подноса для команды «ручеек» и для команды «дождик».
Команда «ручеек» вылавливает предметы, которые не тонут, и переносят на поднос, а команда «дождик» вылавливает предметы, которые тонут и тоже переносят предметы на поднос.
Воспитатель.
А теперь мы с Капелькой посмотрим, правильно вы справились с заданием.
Воспитатель.
Ребята, отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
- Ребята, вы видите воздух? Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
II. Пройдемте в лабораторию «Воздух».
Опыт1:
Давайте, посмотрим, «Есть ли воздух внутри нас?».
Перед вами стоят стаканы с водой, опустите трубочки и подуйте, что произошло (выходят пузыри). Как они оказались в стакане? (Пузырьки - это воздух).
Вывод: Воздух находится внутри нас
Опыт2:
А давайте, посмотрим, «Есть ли воздух вокруг нас?». У вас на столах пакеты, встряхните и закрутите пакет, пакет наполнился чем? Каким стал пакет упругим, легким?
Делаем вывод: воздух есть вокруг нас.
Следовательно, воздух упругий.
- А, какого цвета воздух? (бесцветный).
- Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).
- Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха). Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.
Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
- А, как вы думаете, можно ли воздух услышать?
- Когда его можно услышать? (дует ветер).
Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте. Послушаем, как дует ветер. (запись шума ветра).
Ветер –движение воздуха.
Проведем эксперимент.
Опыт3:
У вас на столе салфетка, помнем ее и подуем на нее.
- Ребята, а есть ли воздух внутри нас?
Воздух способен двигать предметы
Опыт4:
«Надувание мыльных пузырей»
У вас на столе стоят мыльные пузыри, как получается пузырь? Откройте колпачки и подуйте, что вы видите? ( несколько пузырей);
- почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух);
- откуда взялся воздух? (мы его выдохнули из себя);
- почему одни пузыри маленькие, а другие большие? (разное количество воздуха)
Стихотворение:
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе,
Одеваться по погоде.
С воздухом будем дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.
Физминутка «Дождик, дождик озорной»
III. Пройдемте в следующую лабораторию.
- Поиграем в игру «Отгадай звук».Дети закрывают глазки, а в это время ведущий подходит к столу и берет один необходимый предмет (колокольчик, свисток, погремушку, говорящую куклу), которым затем издает звук, которые другие дети должны отгадать. Они называют предмет, с помощью которого был произнесен этот звук. Дети также должны ответить, что звук, который был произнесен, услышали ушами.
Вывод:
Звуки, мы слышим ушами
- Игра «Отгадай по запаху». В футляр из-под киндер-сюрпризов находятся несколько источников запаха (чеснок, кусочек апельсина, поролон с запахом туалетной воды (духов). Ведущий подносит к носику ребенка футляр. Дети должны ответить, что находится в этом футляре? Как они узнали (Ответы детей: нам помог нос).
Вывод:
Запахи мы нюхаем носом.
- Игра «Отгадай на ощупь». В волшебном мешочке находятся предметы (например, геометрические фигуры). Дети опускают руку в волшебный мешочек, на ощупь определяют какой этот предмет, называют его и только после этого достают из мешочка.
Вывод:
На ощупь мы можем определить руками.
- Игра «Отгадай на вкус». Дети закрывают глаза. А ведущий предлагает им определить на вкус, например, сахар (дети определяют, сладкий) и лимон (кислый).
Вывод:
Языком мы можем определить вкус.
В конце игр воспитатель задает детям вопросы: с помощью, каких органов они смогли узнать звук, запах, вкус?
На мольберте расположены картинки, обозначающие назначение органов чувств.
А сейчас мы с вами превратимся в волшебников и проделаем фокусы.
IV. Пройдемте в следующую лабораторию.
Опыт эксперимент 1 «Волшебная рукавичка»
Воспитатель демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему.
Воспитатель предлагает взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, ткань, бумага) –рукавичка перестает быть волшебной. Определяют, почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.
Вывод:
Магнит имеет такое свойство, притягивать к себе металлические предметы.
Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? (ответы детей);
- что мы узнали нового оводе? (ответы детей);
- из опытов узнали, что вода прозрачная, жидкая, льется, имеет звук, без запаха;
- провели эстафету, узнали:
- одни предметы легкие - они не тонут, а другие предметы тяжелые - они тонут.
- что мы узнали о воздухе? (ответы детей);
- воздух какой?
- кому необходим воздух?
- есть ли воздух внутри нас?
- есть ли воздух вокруг нас?
- можно услышать воздух?
- имеет воздух вкус, запах?
- а воздух можно услышать? А когда его можно услышать?
- что мы узнали о звуках?(звуки мы слышим ушами);
- что мы узнали о запахах? (запах мы ощущаем носом);
- что мы узнали, о том, чем можно определить предмет на ощупь?(предмет можно потрогать руками;
- чем можно определить вкус?(языком можно определить вкус);
- провели фокусы с чем? (ответы детей);
- что вам понравилось в фокусах? (Ответы детей)
Магнит притягивает к себе металлические предметы.
Капелька
Спасибо, вам ребята за то, что вы так много рассказали и показали опыты и эксперименты, я с вами прощаюсь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»
консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»...
Конспект НОД на тему: Игры – экспериментирование «Маленькими шагами в прекрасный мир» в средней группе (1)
В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. П...
"Маленькими шагами в прекрасный мир"
В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую неожиданную информацию...
Статья "Маленькими шагами в прекрасный мир"
Статья на тему " Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское эксперементирование на тему "Маленькими шагами в прекрасный в прекрасный мир"...
методическое пособие для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир».
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое...
Консультация для родителей. «Маленькими шагами в прекрасный мир!»
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое...
Маленькими шагами в прекрасный мир!
Советы родителям...
- Мне нравится (2)