Конспект НОД на тему: Игры – экспериментирование «Маленькими шагами в прекрасный мир»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дрюкина Алена Федоровна

В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp.docx110.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему: Игры – экспериментирование

«Маленькими шагами в прекрасный мир»

Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения: занятие - путешествие.

Возраст детей: средняя группа (4 года)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

5. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести;

6. Дать представление о том, что воздух есть вокруг и изнутри нас;

7. Подвести к пониманию того, что воздух обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

8. Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

9.Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы;

10. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши необходимы, чтобы слышать и узнавать разные звуки; пальцы рук необходимы, чтобы определить форму, структуру поверхности; язык необходим, чтобы определять на вкус; нос необходим, чтобы определять запах).

11. Прививать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Обогащение словаря: путешествие,прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.

Материал: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), прозрачный стакан с широким горлышком, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, сачки, подносы.

Стаканы с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешки, мыльные пузыри;

  - для игры «отгадай звук» необходимы: колокольчик, свисток, погремушка, говорящая кукла;

Рукавицы с магнитами, магниты разной формы, мелкие предметы из разных материалов;

  -  для игры «отгадай по запаху»: футляры от киндер – сюрпризов с дырочками, в которые нужно положить чеснок, кусочек апельсина, поролон с запахом туалетной воды (духов);

  -   для игры «отгадай на ощупь»: волшебный мешочек, например, с геометрическими фигурами или любыми предметами;

  -   для игры «отгадай на вкус»: кусочки лимона и сахара.

Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!», наблюдение за ветром, проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха.

Используемая литература:

1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199

2. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - №2, 2000 г.

3. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.

  1. Н.В. Нищева. Перспективный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду.
  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
  2. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199
  3. Денисенкова Н. «Ваш ребенок познает мир» - №2, 2000 г.
  4. Н.В. Нишева. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2.

Последовательность организации работы с детьми

Вводное слово воспитателя

I.   1. Организационный момент

Ребята, я очень рада видеть вас. Сегодня мы с вами находимся в необычном месте, в лаборатории опытов и экспериментов. И многое интересное понаблюдаем и исследуем.

Стихотворение

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

2. Игровая ситуация

Ребята, кто же к нам сейчас стучится?

Это Капелька!

Ребята, а кто такая Капелька?

 Она хочет с нами поиграть и многое узнать.

Ребята, давайте мы с вами поговорим о воде.

- где живет вода?

- кто не может обойтись без воды?

- для чего нужна вода?

- а как нужно беречь воду?

Вывод:

Вода необходима для людей, животных, растений, и воду нужно беречь.

А сейчас мы с вами оденем специальную одежду для работы в лаборатории и будем проводить очень интересные опыты.

Пройдемте с вами на свои места.

- Давайте, вспомним правила поведения в лаборатории:

1. Соблюдать тишину.

2. Пробовать на вкус предметы и вещества можно только с разрешением взрослых.

3. Бери только нужные для работы материалы.

4. Окончив работу, положи на место все материалы.

5. Внимательно слушать указания воспитателя.

Опыт эксперимент1

Возьмите в обе руки банки и скажите, чем они отличаются (весом)

Одинаковы ли они по весу? (нет)

Покажите мне легкую баночку, что в ней находится? (ничего)

Покажите мне другую баночку, что в ней находится? (вода)

Интересно, почему одна баночка легкая, а другая тяжелая?

а) одна пустая-она легкая

б) другая наполнена водой-она тяжелая.

Воспитатель.

1.Чтобы узнать, какого цвета вода переливаем ее в стакан – посмотрите, какого цвета вода? (прозрачная).

2. А чтобы узнать, имеет ли вода запах – понюхайте водичку, чем она пахнет? (ничем, значит она без запаха).

Какой мы с вами сделаем вывод? (вода какая? –прозрачная, и не имеет запаха).

Опыт эксперимент 2

Ребята, я вам поставила два стакана, один -  с водой, а другой – пустой.

Перелейте аккуратно воду из одного стакана в другой.

а) что происходит с водой? (она льется)

б) почему она льется? (потому, что она жидкая)

в) а какой мы с вами слышим звук? (звонкий)

Давайте по второму опыту сделаем вывод:

Когда мы льем воду, что с ней происходит – льется.

Когда вода льется, она какая? – жидкая.

Какой звук у воды, когда ее льешь? – звонкий.

Игра «Узнай и назови»

(рассмотрим предметы в стакане)

а) что вы увидели в стаканчике? Почему так хорошо видно предмет? (потому, что вода прозрачная).

Вывод:

В прозрачной воде видны все предметы.

Капелька

Ребята, помогите мне узнать, все ли предметы могут плавать?

Воспитатель.

А для этого мы с вами проведем эстафету экспериментов.

Разделимся на две команды: команда «ручеек» и команда «дождик».

Задание:

Перед вами разложены предметы, вы по очереди берете предметы и бросаете их в миску, которая стоит на столе напротив вас, следующий,выполняет те-же действия и становится в конце колонны.

Воспитатель.

Раз, два, три, начало игры.

А теперь, подойдите все к столу, давайте посмотрим, какие предметы плавают, а какие тонут.

А) все ли предметы плавают одинаково? (нет)

Б) а почему одни предметы плавают, а другие тонут? (потому, что одни предметы легкие – они не тонут, а другие предметы тяжелые – они тонут.

Воспитатель.

Если предмет легкий, вода держит его на поверхности и предмет не тонет.

Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может, предмет тонет.

Следующее задание:

У вас на столе два сачка, а напротив вас на столе лежат два подноса для команды «ручеек» и для команды «дождик».

Команда «ручеек» вылавливает предметы, которые не тонут, и переносят на поднос, а команда «дождик» вылавливает предметы, которые тонут и тоже переносят предметы на поднос.

Воспитатель.

А теперь мы с Капелькой посмотрим, правильно вы справились с заданием.

Воспитатель.

Ребята, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

- Ребята, вы видите воздух? Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

II. Пройдемте в лабораторию «Воздух».

Опыт1:

Давайте, посмотрим, «Есть ли воздух внутри нас?».

 Перед вами стоят стаканы с водой, опустите трубочки и подуйте, что произошло (выходят пузыри). Как они оказались в стакане? (Пузырьки -  это воздух).

Вывод: Воздух находится внутри нас

Опыт2:

А давайте, посмотрим, «Есть ли воздух вокруг нас?». У вас на столах пакеты, встряхните и закрутите пакет, пакет наполнился чем? Каким стал пакет упругим, легким?

Делаем вывод: воздух есть вокруг нас.

Следовательно, воздух упругий.

- А, какого цвета воздух? (бесцветный).

- Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).

- Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха). Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

- А, как вы думаете, можно ли воздух услышать?

- Когда его можно услышать? (дует ветер).

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте. Послушаем, как дует ветер. (запись шума ветра).

Ветер –движение воздуха.

 Проведем эксперимент.

Опыт3:

У вас на столе салфетка, помнем ее и подуем на нее.

- Ребята, а есть ли воздух внутри нас?

Воздух способен двигать предметы

Опыт4:

«Надувание мыльных пузырей»

C:\Users\Ирина\Desktop\работа детский сад\исследование рисунки\пузыри.jpg

У вас на столе стоят мыльные пузыри, как получается пузырь? Откройте колпачки и подуйте, что вы видите? ( несколько пузырей);

- почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух);

- откуда взялся воздух? (мы его выдохнули из себя);

- почему одни пузыри маленькие, а другие большие? (разное количество воздуха)

Стихотворение:

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе,

Одеваться по погоде.

С воздухом будем дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

Физминутка «Дождик, дождик озорной»

III. Пройдемте в следующую лабораторию.

  1. Поиграем в игру «Отгадай звук».Дети закрывают глазки, а в это время ведущий подходит к столу и берет один необходимый предмет (колокольчик, свисток, погремушку, говорящую куклу), которым затем издает звук, которые другие дети должны отгадать. Они называют предмет, с помощью которого был произнесен этот звук. Дети также должны ответить, что звук, который был произнесен, услышали ушами.

Вывод:

Звуки, мы слышим ушами

C:\Users\Ирина\Desktop\работа детский сад\исследование рисунки\ухо.jpg

  1. Игра «Отгадай по запаху». В футляр из-под киндер-сюрпризов находятся несколько источников запаха (чеснок, кусочек апельсина, поролон с запахом туалетной воды (духов). Ведущий подносит к носику ребенка футляр. Дети должны ответить, что находится в этом футляре? Как они узнали (Ответы детей: нам помог нос).

Вывод:

Спреи для носа признали опасными для будущего ребенка - Рамблер-Новости

Запахи мы нюхаем носом.

  1. Игра «Отгадай на ощупь». В волшебном мешочке находятся предметы (например, геометрические фигуры). Дети опускают руку в волшебный мешочек, на ощупь определяют какой этот предмет, называют его и только после этого достают из мешочка.

Вывод:

На ощупь мы можем определить руками.

  1. Игра «Отгадай на вкус». Дети закрывают глаза. А ведущий предлагает им определить на вкус, например, сахар (дети определяют, сладкий) и лимон (кислый).

Вывод:

Языком мы можем определить вкус.

В конце игр воспитатель задает детям вопросы: с помощью, каких органов они смогли узнать звук, запах, вкус?

На мольберте расположены картинки, обозначающие назначение органов чувств.

А сейчас мы с вами превратимся в волшебников и проделаем фокусы.

IV. Пройдемте в следующую лабораторию.

Опыт эксперимент 1 «Волшебная рукавичка»

Воспитатель демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему.

Воспитатель предлагает взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, ткань, бумага) –рукавичка перестает быть волшебной. Определяют, почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.

Вывод:

Horseshoe Magnet on White Стоковое фото James Steidl #13470100

Магнит имеет такое свойство, притягивать к себе металлические предметы.

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? (ответы детей);

- что мы узнали нового оводе? (ответы детей);

- из опытов узнали, что вода прозрачная, жидкая, льется, имеет звук, без запаха;

- провели эстафету, узнали:

- одни предметы легкие - они не тонут, а другие предметы тяжелые -  они тонут.

- что мы узнали о воздухе? (ответы детей);

- воздух какой?

- кому необходим воздух?

- есть ли воздух внутри нас?

- есть ли воздух вокруг нас?

- можно услышать воздух?

- имеет воздух вкус, запах?

- а воздух можно услышать? А когда его можно услышать?

- что мы узнали о звуках?(звуки мы слышим ушами);

- что мы узнали о запахах? (запах мы ощущаем носом);

- что мы узнали, о том, чем можно определить предмет на ощупь?(предмет можно потрогать руками;

- чем можно определить вкус?(языком можно определить вкус);

- провели фокусы с чем? (ответы детей);

- что вам понравилось в фокусах? (Ответы детей)

Магнит притягивает к себе металлические предметы.

Капелька

Спасибо, вам ребята за то, что вы так много рассказали и показали опыты и эксперименты, я с вами прощаюсь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

консультация  для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»...

Конспект НОД на тему: Игры – экспериментирование «Маленькими шагами в прекрасный мир» в средней группе (1)

В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. П...

"Маленькими шагами в прекрасный мир"

В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую неожиданную информацию...

Статья "Маленькими шагами в прекрасный мир"

Статья на тему " Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское эксперементирование на тему "Маленькими шагами в прекрасный в прекрасный мир"...

методическое пособие для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир».

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое...

Консультация для родителей. «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое...