Виды механизмов психологической защиты
статья
статья о Видах механизмов психологической защиты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-_vidy_mehanizmov_psihologicheskoy_zashchity.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды механизмов психологической защиты, наиболее часто встречающиеся у детей
Рассмотрим наиболее распространенные защитные механизмы, используемые детьми.
Отказ – уход (физически или мысленно) от сложной ситуации.
Ребенок использует этот механизм психологической защиты, если его базовые потребности не удовлетворены взрослыми. У маленьких детей это бывает при разлуке с матерью, при невнимательном отношении родителей, при физических наказаниях и т. п. В таком случае ребенок может прекратить разговаривать, отказывается от еды, перестает играть. Однако такая защита может использоваться детьми выборочно, т.е. по отношению к тем людям, которые вызывают у них страх, тревогу. Например, ребенок не разговаривает только в определенном месте (в детском саду) либо с определенными людьми (мачехой, отчимом, врачом).
Иногда дети старшего дошкольного или младшего дошкольного возраста с удовольствием играют и занимаются с детьми младше себя, но отказываются играть или что-либо выполнять в компании своих сверстников, если не чувствуют себя уверенно. Накладывая на себя эти «ограничения», они избегают повторения возможных неприятных впечатлений от сравнения их со сверстниками. Такие дети пассивны при коллективной форме обучения, но могут показать прекрасные результаты при индивидуальном обучении. У старших дошкольников уход может быть мысленным, например, в свои фантазии.
Педиатры отмечают: некоторые дети, встретившись с трудностями при обучении, бессознательно используют эту психологическую защиту – «уход в болезнь». Так как больного не осуждают за отставание в учебе (ведь у него уважительная причина), ребенок усваивает такой способ защиты и применяет его в любой стрессовой ситуации. Однако, повторяясь, подобная защита может стать стереотипом поведения и превратить человека в хронически болеющего.
Отказ является основой формирования более глобальной психологической защиты – отрицания.
Отрицание – это отказ признать, что какая-то ситуация или какие – либо события имеют место.
Например, в случае гибели любимой собаки ребенок делает вид, будто она все еще живет в доме. Малыш каждое утро наливает молоко в миску собаки и ставит ее на подстилку.
А. Фрейд отмечала, что взрослые используют механизм отрицания в том случае, если их необходимо успокоить. Ребенка уверяют, что еда, которую он не любит, «очень вкусная»; если он огорчен уходом мамы, говорят, что она скоро придет. Некоторые дети усваивают эти утешения и используют их в болезненной для них ситуации. Например, девочка двух лет, когда мама уходила на работу, механически повторяла: «Мама скоро придет». Другой ребенок, принимая горькое лекарство, привык жалобным голосом говорить себе, что «любит его». При помощи этой фразы он пытался отрицать реальность и заставить себя поверить, что лекарство вкусное.
Позволяя детям уходить в фантазии, взрослые должны понимать: ребенок, который только что был «конем» или «слоном», расхаживал на четвереньках или трубил, не может по первому зову подчиниться требованиям родителей: стать послушным, занять место за столом, сразу идти в постель и мирно заснуть. (А. Фрейд.)
Механизм отрицания является нормальным источником психического развития ребенка только в том случае, если при этом не нарушается реальность.
С развитием мышления у детей отпадет необходимость прибегать к такому типу защиты. Исключение составляют стрессовые ситуации.
Вытеснение – крайняя форма отрицания.
Механизм этой наиболее опасной психологической защиты может сформировать уже к трехлетнему возрасту, но проявляется сначала в форме подавления.
Например, психологи обратили внимание на то, что тучные дети, выполняя проективный тест «Рисунок человека», часто не прорисовывали фигуру, ограничиваясь изображением головы, особенно лица, либо рисуют фигуру в условной манере. Таким образом, они бессознательно стараются вытеснить из своего сознания образ непривлекательных особенностей своего тела и тем самым снизить тревогу по поводу своего внешнего вида.
Вытеснение может представлять собой и бессознательный акт стирания пугающего события или обстоятельства в той области памяти, к которой у человека есть сознательный доступ.
К этому виду защиты прибегают в тех случаях, если что-то нельзя игнорировать или забыть. Типичным для детей является вытеснение страха смерти. Кроме того, вытесненными могут быть не только конкретные события или лица, но и чувства. Например, после сексуальной травмы дети находятся в состоянии пассивности и вытесняют пережитые страх, боль и стыд в бессознательную часть личности. Детские переживания, связанные с сексуальным насилием, могут вызвать в последующей жизни неоправданную агрессивность, а иногда и жестокость, направленную на окружающих.
Проекция – ребенок бессознательно приписывает свои собственные непозволительные мысли или поступки кому-то другому и тем самым искажает действительность.
Например, на резкий неожиданный вопрос воспитателя: «Кто разбил чашку?» шестилетний Сережа быстро, не раздумывая, ответил: «Это не я, это сделала Маша».
Чем же отличается механизм психологической защиты от лжи? Вот как отвечает на это вопрос А. Фрейд: «На ранних стадиях развития маленького ребенка грань между реальностью и фантазией весьма условна: ребенок стремится к отрицанию неприятных впечатлений, используя примитивную защиту. «Эго» и его функции еще столь слабы, что в этом случае можно говорить о «невинной лжи».
В нашем примере педагог мог снять напряжение, рассказав детям, что у него тоже были подобные ситуации, как у Сережи, просто надо быть внимательнее. Если взрослые будут наказывать ребенка за любой, даже невольный проступок, этот тип защиты может стать для него удобным способом избежать наказания. О лживости можно говорить только в том случае, если дети получают от такой «защиты» выгоду.
Другой пример проекции: девочка четырех лет злится на своего отца, которого редко видит (родители в разводе). Но когда отец приходит с ней поиграть, она может неожиданно обрушиться на него со словами: «Ты плохой, ты злой!» Таким образом, произошла проекция эмоционального состояния ребенка на отца: девочка бессознательно «приписала» ему свою злость. Очень важно, чтобы взрослый понял эмоциональное состояние ребенка, был терпелив и внимателен.
Необходимо отметить, что механизм проекции сложнее, чем механизм отказа. При отказе дети обычно знают, чего хотят избежать. В случае проекции они сами прибывают в заблуждении по поводу того, что произошло на самом деле. Ребенок таким образом избавляется «от запретных импульсов и желаний, полностью возлагая их на других людей. Если эти желания влекут за собой наказания со стороны старших, «Эго» выставляет в качестве мальчика для битья тех людей, на которых оно их спроецировало; если же проекция была вызвана чувством вины, то вместо того, чтобы критиковать себя, «Эго» обвиняет других». (А. Фрейд.)
Смещение – подмена реального источника тревоги, страха или гнева чем-то другим.
Например, шестилетний Никита злится на свою трехмесячную сестру, но не имеет права ударить ее. Возможно, он даже самому себе е может признаться в том, что ему этого хочется. Чтобы не ударить сестру, он мучает свою собаку.
Другой пример. Четырехлетний Дима очень скучает по маме, которая постоянно задерживается на работе. В связи с этим он даже испытывает к ней чувство гнева, но внешне он никак его не проявляет: боится потерять любовь мамы. При этом мальчик стал вести себя агрессивно по отношению к любящей его бабушке. Это вызывает недоумение у взрослых и часто неправильно ими интерпретируется, например бабушка обвиняет невестку в том, что она настраивает внука против нее.
Иногда воспитатели не могут понять, почему ребенок без видимой причины, придя в детский сад, начинает ломать игрушки, драться с детьми. Выясняется, что дома у него сложная ситуация: мама с папой разводятся, и свою агрессию по отношению к родителям мальчик перенес на игрушки и своих ровесников.
Регрессия – возвращение к более ранним, не соответствующим возрасту ребенка формам поведения.
Например, семилетняя Маша начала сосать большой палец и кутаться в одеяло как годовалый ребенок после того, как ее старшая сестра погибла в автокатастрофе. Девочка использовала механизм защиты как способ справиться со стрессовой ситуацией.
Часто дети дошкольного возраста после рождения младшего брата или сестры начинают вести себя как малыши: проситься на руки, сосать соску, прибегают к бессмысленному лепету вместо нормальной речи и т.п.
Психологи считают, что различные виды регрессии являются полезными приспособительными реакциями, позволяющими ребенку справиться с тревожащими его ситуациями. Он как бы вновь занимает ту надежную стартовую площадку, от которой может оттолкнуться в дальнейшем для разрешения той или иной сложной проблемы. Однако о «полезности» регрессии можно говорить только тогда, когда она кратковременна и обратима. Но если регрессия стабильна и постоянна, то это существенно тормозит процесс развития ребенка либо делает его невозможным.
Оценивая психическое развитие детей, в каждом конкретном случае важно отличать регрессию, которая соответствует норме и которая может свидетельствовать о патологии.
Российские клинические психологи М. К. Бардашевская и В. В. Лебединский выделяют ситуации, при которых проявления регрессии можно считать нормой.
- Усталость после болезни. В этом случае происходит кратковременный регресс навыков, находящихся в стадии формирования. Например, ребенок вновь начинает мочиться в штаны, отказывается есть ложкой и пить из чашки, требуя бутылочку с соской.
- Эмоциональное истощение. Маленький ребенок прибегает к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности. Например, вечером, в состоянии усталости ребенок начинает проявлять излишнюю бурную радость или, наоборот, становится обидчивым и слезливым.
- Временное возвращение к простой, но соответствующей возрасту форме поведения после периода преждевременного использования более прогрессивной формы. Например, ребенок полутора лет, приученный к опрятности, отказывается ходить на горшок, но при этом с удовольствием рассаживает кукол на горшки и заботится об их чистоте.
- Временный неустойчивый регресс поведения и способов аффективного реагирования в ситуации рождения в семье младшего брата или сестры. Старший ребенок начинает проситься на руки, забираться в коляску малыша, сосать соску и т. д.
Компенсация – стремление восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой.
В норме уход от одного вида деятельности может компенсироваться успехами в другом. Анна Фрейд описала интересный случай из своей практики. Девочка десяти лет отправилась на свой первый бал, о котором долго мечтала, полная радостных предчувствий. И с первого взгляда влюбилась в самого красивого и элегантного мальчика на балу. Оказалось, что его звали так же, как и ее. Вокруг этого факта она «соткала» фантазию, что между ними есть тайная связь. Но когда они танцевали вместе, он смеялся над ее неуклюжестью. Разочарование было одновременно ударом и унижением. С этого времени девочка утратила интерес к балам и даже стала относиться к этой стороне жизни с презрением. Однако разочарование привело к тому, что у нее проявился интерес к интеллектуальной деятельности, она стала лучшей ученицей школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Механизмы психологической защиты
В данной презинтации представлены механизмы психологической защиты...
Механизмы психологической защиты и их роль в развитии детей.
Информация, которая полезна и воспитателям и родителям...
Семинар-практикум для педагогов "Механизмы психологической защиты у дошкольников"
Каждый из нас испытывал трудности, которые нужно было преодолеть. В таких случаях мы можем испытывать состояние дискомфорта, у нас появляется ощущение тревоги и даже безысходности, вызванное трудностя...
Консультация «Механизмы психологической защиты у детей дошкольного возраста »
quot;Механизмы психологической защиты у детей дошкольного возраста"...
Презинтация "тревожность и механизмы психологической защиты у детей 3-5 лет"
механизмы защиты...
Консультация "Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста"
Защитный механизм – это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии ...
Консультация для педагогов "Механизмы психологической защиты детей"
Основные механизмы психологической защиты детей; условия, при которых у ребёнка дошкольного возраста включается психологическая защита. Что нужно делать, чтобы понимать психическое состояние ребёнка?...