Консультация «Механизмы психологической защиты у детей дошкольного возраста »
консультация (младшая группа) на тему

"Механизмы психологической защиты у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Механизмы психологической защиты у детей дошкольного возраста »

Подготовила:

Педагог-психолог

Абдурашитова Л.И.

19.01.2016г

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

 У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Смещение -  подмена реального источника тревоги, страха или гнева чем-то другим.

Например, шестилетний Никита злится на свою трехмесячную сестренку, но не имеет права ее ударить. Возможно, он сам себе не хочет признаться в том,  что ему этого хочется. Чтобы не ударить сестренку, он мучает свою собаку.

Эта психологическая защита довольно часто используется  и взрослыми людьми. Практически каждый из нас может вспомнить ситуацию, когда после трудного рабочего дня или конфликта с начальством мы без явной причины срываем свой гнев дома. Нам становится легче, а близкие люди недоумевают.

  • Регрессия – возвращение к более ранним, не соответствующим возрасту ребенка формам поведения.

Часто дети дошкольного возраста после рождения младшего брата или сестры начинают себя вести как малыши: проситься на руки, сосать соску, прибегают к бессмысленному лепету вместо нормальной речи и т.п.

Психологи считают, что различные виды регрессии являются полезными приспособительными реакциями, позволяющими ребенку справиться с тревожащими его ситуациями. Он как бы вновь занимает ту денежную и прочную стартовую площадку, от которой может оттолкнуться в дальнейшем для разрешения той или иной сложной проблемы. Однако о «полезности» регрессии можно говорить лишь тогда, когда она кратковременна и обратима. Но если реакция  стабильна и постоянна, то это существенно тормозит процесс развития ребенка, либо делает его невозможным.

Ситуации, при которых проявления регрессии можно считать нормой:

  • Усталость после болезни. В этом случае происходит кратковременный регресс навыков, находящихся в стадии формирования, например, ребенок, отказывается есть ложкой и пить из чашки, требуя бутылочку с соской.
  • Эмоциональное истощение. Маленький ребенок прибегает к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности. Например, вечером, в состоянии усталости ребенок проявляет излишнюю бурную радость или, наоборот, становится обидчивым и слезливым.
  • Временное возвращение к простой, но соответствующей возрасту форме поведения  после периода преждевременного использования более прогрессивной формы. Например, ребенок полутора лет, приученный к опрятности, отказывается  ходить на горшок, но при этом с удовольствием рассаживает кукол на горшки и заботится об их чистоте.
  • Временный неустойчивый регресс поведения и способов аффективного реагирования в ситуации рождения в семье младшего брата или сестры. Старший ребенок начинает проситься на руки, забирается в коляску малыша, начинает сосать соску и т.д.

    Этот тип защиты используют и взрослые, чтобы снять стресс они начинают сосать что-нибудь, много есть, грызть ногти, стараются переложить ответственность за решение проблем на других, т.е действуют как маленький ребенок, который  в ситуации опасности ищет помощи у взрослых.

  • Реактивное образование – ребенок  бессознательно маскирует свою тревогу по поводу непроизвольных мыслей или желаний, прибегая к поведению прямо противоположного типа.

         Например, родители возвращаются из отпуска или забирают ребенка из санатория. Он так ждал их приезда, ему так хотелось увидеть их, однако во время встречи ребенок неожиданно (неосознанно)  ведет себя независимо и  самоуверенно, даже холодно. Такое поведение, как правило,  приводит родителей в недоумение. Они начинают упрекать ребенка за «холодную встречу», вызывая у него чувство вины и как следствие – агрессию по отношению к ним.

        Этот механизм психологической защиты можно наблюдать и в более старшем возрасте, например у влюбленных подростков, которые вместо проявления искренних чувств начинают высмеивать объект своей любви.

  • Замещение или отчуждение – отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний.

     Замена ситуации происходит как бы неосознанно, без связи со своими переживаниями (как будто с кем - то другим). Изоляция ситуации от собственного «Эго» особенно ярко проявляется у детей. Играя с куклой, ребенок может разрешать ей делать  и говорить все, что ему самому запрещается: быть жестоким, ругаться, высмеивать других и пр.

  • Компенсация – стремление восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой.

В норме уход от данного вида деятельности иногда может компенсироваться в другом. Данный вид психологической защиты является основой  для другой – рационализации.

  • Рационализация -  тип защиты, который обеспечивает реализацию потребности в системе разумной ориентации, т.е. происходит попытка создать гармонию между желаемым и реальным и тем самым предотвратить потерю самоуважения.

Этот тип защиты очень часто используют взрослые. Например, достаточно тучный человек оправдывает любовь к кондитерским изделиям, ссылаясь на особенности своего генотипа: «У нас в семье все полные, и мои усилия ограничить себя в еде - бесполезны».

Дети осваивают этот тип психологической защиты с развитием мышления и во многом с помощью взрослых (они учат детей находить оправдание своему поведению, так трактовать свои поступки, чтобы их не осуждало общество и собственная совесть). Например, девочку все сверстники обзывали «ябедой», что очень сильно расстраивало ее. Мама успокоила дочь: «Не переживай, ты все сделала правильно. Мария Ивановна  не может уследить за всеми в группе, поэтому можешь себя считать не ябедой, а помощницей воспитателя!»

        Анализ показал, что дети одновременно используют уже несколько видов психологической защиты. Уход и отрицание, регрессия, вытеснение и идентификация характерны уже для младших школьников. А для защиты с помощью реактивного образования, рационализации и компенсации нужно быть более «зрелым». Одни защитные механизмы дети осваивают сами, другие - наблюдая за поведением взрослых. Следовательно, индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных жизненных обстоятельств, с которыми ребенок сталкивается в детском саду и семье, от образцов защитного поведения.

         На базе постоянного использования психологических защит в детстве у человека формируются определенные черты характера (регрессия – наивность и непоследовательность, вытеснение – неуверенность, замещение – агрессивность, отрицание – доверчивость, проекция – подозрительность, компенсация – рациональность, любознательность и т.д.).

         Таким образом, некоторые виды психологических защит являются полезными приспособительными реакциями психики. Они позволяют ребенку справиться с тревожащими и стрессовыми ситуациями, регулируют его поведение и обеспечивают эмоциональную стабильность. Все это в целом обуславливает процесс адаптации и социализации личности.

Чтобы понимать психическое состояние ребенка, родителям и педагогам детских садов необходимо:

  1. Быть внимательным  к поведению ребенка, научиться распознавать  и интерпретировать его эмоциональные реакции, быть терпимыми к проявлениям агрессии, гнева, радости, сексуальному любопытству и т.п.
  2. Научить ребенка рассказывать о том, что он чувствует, - это помогает справиться со стрессом. Осознание тревоги с страха происходит безболезненно, если оно выражается вербально и эмоционально, а также находит поддержку  и понимание в лице значимых для ребенка взрослых.
  3. Способствовать активной поисковой деятельности и творческой самореализации ребенка через рисунок, танец, лепку и другие виды творческой деятельности.
  4. В стрессовой ситуации не препятствовать регрессивному или не соответствующему возрасту поведению (желанию пососать палец, закутаться в одеяло, посидеть на коленях), понимая, что эта защита позволит ребенку восстановить психическое равновесие.
  5. Использовать игрушки и игру как средства разрядки психологического напряжения. В игре ребенок может выразить свои переживания, освободиться от страхов. «Вместо того, чтобы выражать свои чувства в словах (чего еще не умеет), он может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика. Для детей игрушки- слова, а игра – речь. Ребенок проявляет в игре все свои чувства и таким образом выводит их на поверхность, получая возможность взглянуть на них со стороны и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них».
  6. Научить детей  управлять отрицательными эмоциями. Объяснить им: управление эмоциями не означает, что они никогда не будут их испытывать. Дети могут смириться с собственным гневом, злостью или агрессией как неотъемлемой частью себя и все же научиться сдерживать или перенаправлять свои ответные реакции.

        



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Адаптация детей ясельного возраста в детском дошкольном учреждении»

 

Педагог-психолог

Абдурашитова Л.И.

30.08.2017г.

Мл. гр. № 2

«Адаптация детей ясельного возраста в детском дошкольном учреждении»

Детский сад- это первое социальное учреждение, с которым встречается ребёнок. Социальное в том смысле, что ребёнок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требованиями в семье, а могут и отличаться. Очень важное умение, которое осваивает ребёнок, адаптируясь к детскому саду, - это умение различать ситуации и анализировать, что можно и что нельзя с теми или другими людьми, в тех или иных ситуациях.

Поступление ребенка в детский сад сопровождается изменением окружающей среды, режима дня, питания, психологической атмосферы. Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально - ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика - часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже "регрессировать" - они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.

В это период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка - свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху - телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя вести - отнеситесь к этому с пониманием.

Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам - интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.

Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?

Самое главное - ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего - ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик - это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо - эти же чувства будут передаваться и ему.

Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье - обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.

Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда.

В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1, 5-2 часа. Если воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов - ребенка приводят на час - полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна.

Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть) вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.

Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о "прощальном ритуале", например, что обязательно помашете ему в окошко.

Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).

Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, игрушку). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика.

Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания.

Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?

Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток" и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.

Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение - девятый  день с момента посещения и болезнь с температурой .

Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду, не говорите при нем плохо о воспитателях.

Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!

Об успешности адаптации будет свидетельствовать нормализация эмоционального состояния крохи, однако это не означает, что он будет радостно бежать в детский сад. Ребенок имеет полное право не любить ходить в детский садик, грустить и плакать при расставании с вами. Однако ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, принимает для себя необходимость его посещения.

Не стоит ждать, что ваш малоежка, адаптировавшись, начнет просить на завтрак добавки или превратится в садике в заводилу группы, если дома он предпочитает тихонько рассматривать картинки в книжках. Адаптировавшись, ребенок станет вновь "самим собой", исчезнут нетипичные для малыша поведенческие реакции(например, истеричность у спокойного ребенка или вялость, безучастие ко всему у маленького холерика), нормализуется сон, пройдут проявления возможного регресса в развитии.

Но иногда бывает так, что состояние ребенка с течением времени не нормализуется, а появляются все новые психоэмоциональное проблемы (страхи, истерики, возможно появление нервных привычек, которых раньше не было, агрессия или тревожность, пугливость). И если прошло уже несколько месяцев, а малыш по-прежнему сильно кричит, постоянно плачет в группе, не идет на контакт с детьми или воспитателе, то это все говорит о том, что адаптация проходит для него очень тяжело. В таком случае вам обязательно следует обратиться к хорошему психологу, который поможет разобраться в причинах дезадаптации.

Если вы стараетесь делать все правильно, но прошло более полугода, а ребенок так и не смог успешно адаптироваться к садику, причина может быть том, что  2-3 года - слишком ранний возраст именно для вашего ребенка. Если у вас есть возможность еще год посидеть дома (пригласить няню, отводить к бабушке) - может быть, стоит отложить начало посещения детского сада до 4 лет.

Вместе с детьми адаптацию проходят родители. Самое главное, положительно настроить себя на детский сад, что это то место, где малышу будет комфортно, интересно, весело.

Воспитатели рекомендуют:

- в первые дни целесообразно приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора;

- в первую неделю ребенка нужно приводить на 2 часа (желательно, чтобы ребенка дома не покормили, постепенно время пребывания в детском саду увеличивается;

- дать ребенку его любимую игрушку;

-играть дома в детский сад (куклу покормить, переодеть, уложить спать) ;

- создать спокойный климат в семье;

- расставаться с ребенком легко и быстро, долгие проводы могут вызвать у малыша тревогу, сильное беспокойство, дискомфорт;

- если ребенок тяжело переносит разлуку с матерью, то, желательно, чтобы первые недели его приводил кто - нибудь другой из родственников (отец, дедушка, бабушка) ;

- стараться не менять ничего в этот период (не отучайте его от соски, груди - это лучше сделать заранее) ;

- в выходные дни создавать дома режим, такой же как в садике;

- не реагировать на выходки ребенка, капризы, но и не наказывать за это ребенка, больше давать ему тепла, любви;

- увеличить время прогулки на детской площадке, чаще менять места прогулок.

Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога и принимать к сведению его рекомендации, наблюдения и пожелания. Если ребенок будет видеть доброжелательные отношения между родителями и воспитателями, ему будет намного легче адаптироваться к новой обстановке.

Основными задачами работы с детьми в период адаптации являются:

- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,

- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;

- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

- педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей.

В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют такие формы и способы адаптации детей как:

элементы телесной терапии (обнять, погладить). В детском возрасте необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость.

Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Выявлены три наиболее существенные проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОУ. Они заключаются в следующем:

Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека.

Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов, энуреза, тиков и т. п. Поэтому важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенности развития и поведения.

Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям. Прежде всего это:

1. Положительно-эмоциональное отношение к ребенку (ласковое общение)

2. Удовлетворение его потребностей физиологических и познавательных.

3. Индивидуальный подход к ребенку.

4. Максимальное приближение условий детского сада к домашним.

Объективными показателями окончанием адаптационного периода являются:

- глубокий сон;

- хороший аппетит;

- бодрое эмоциональное состояние;

- полное восстановление имеющихся навыков;

- активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.

Воспитатели информируют родителей о протекании адаптации, чтобы снять тревогу за малыша, используя в работе адаптационные развивающие игры, а также при необходимости консультируется со специалистами ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста"

Защитный механизм – это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии ...

Статья на тему:"Тревожность и ее взаимосвязь с психологической защитой в старшем дошкольном возрасте"

Проблема тревожности рассматривается в работах многих ученых, как в отечественной психологии, так и за рубежом. По отношению к психологической защите тревожность можно рассматривать в двух аспектах: к...

Консультации для родителей детей с нарушениями зрения «ЗАЩИТА ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основная цель деятельности стоящая перед педагогами и родителями по охране зрения – это реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного детства не только в дошкольном учреждении, ...

Консультация "Особенности формирования психологической защиты у детей дошкольного возраста"

Прелагаю познакомиться с особенностями психологической защиты у детей дошкольного возраста....

Механизмы психологической защиты у детей.

Механизмы психологической защиты у детей....