Исследовательская работа "Откуда появляется радуга?"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Понкратьева Кира Владимировна

Исследовательская работа воспитанника из моей группы старшего  возраста. Возник вопрос "Откуда появляется радуга?" и он с мамой разобрал этот вопрос и затем все опыты, которые они делали дома - показал в группе для ребят группы. У всех был восторг...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_otkuda_poyavlyaetsya_raduga_1.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 « Яльгелевский образовательный центр»

(дошкольное отделение)

Исследовательская работа

«Откуда появляется радуга?»

 

Участник: Кочешвили Тимур Александрович

Научный руководитель:

воспитатель Понкратьева Кира Владимировна 

 

д. Яльгелево

2021

Оглавление

Введение

1. Материалы и методы исследования

1.1. Материалы исследования………………………………..…….…...4

1.2. Методы исследования………………………………………......….4

2. Первый этап исследования - подготовительный …………….….4

3. Второй этап исследования - основной …………………….......…5

3.1 Эксперимент  I..………………………………….………….......…5

3.2. Эксперимент II ……………………………….………..............… 6

3.3. Эксперимент III…………………………. …………………..…. 6

4. Третий  этап исследования – заключительный ……………….…6

Вывод……………….……………………………………………….…...7

Список использованной литературы и источников …..……………. .8

 

Введение.

 Наша природа очень разнообразна. Она завораживает красотой своих природных явлений: северное сияние, радуга, раскатистые молнии, проливные дожди и т.д. Каждый из нас, точно, видел одно из них и был удивлён. Можно очень долго продолжать перечислять явления природы, но я остановился на одном – это радуга.

Однажды прогуливаясь вечером после дождя с родителями, мы увидели радугу на небе. Она меня очень поразила, радуга была яркая и огромная. И я задумался. А что я знаю о радуге? Только то, что в радуге все цвета идут в определённом порядке и про них написан стишок для лучшего запоминания: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этом предложении первая буква каждого слова - такая же, как и первая буква названия цвета! Каждый (Красный) Охотник (Оранжевый) Желает (Желтый) Знать (Зеленый), Где (Голубой) Сидит (Синий) Фазан (Фиолетовый).

Мама, наблюдая за моим удивлением, стала рассказывать, что лучик света проходя через каплю воды изменяет своё направление и, преломляясь делится на световой спектр (цвета радуги), которые мы и видим. Чем больше капелек в воздухе и ярче светит солнце, тем ярче будет радуга.

Этот вопрос и лёг в основу моего исследования.

Цель проекта: узнать, как  появляется радуга.

Задачи проекта:

  • изучить информацию о радуге;
  • провести опрос друзей в группе;
  • провести эксперименты.

Гипотеза: Радугу можно получить в домашних условиях.

Объект исследования: природное явление - радуга.

Предмет исследования: происхождение радуги.

  1. Материалы и методы исследования

1.1. Материалы исследования:

  • Полая трубочка для коктейля;
  • Мыльный раствор;
  • Компакт-диск;
  • Источник света- солнечные лучи;
  • Фонарик;
  • Трёхгранная стеклянная призма;
  • Лист белой бумаги;
  • Таз с водой;
  • Зеркальце.

1.2. Методы исследования:

  • изучение литературы, интернет источники;
  • наблюдение;
  • опрос сверстников;
  • эксперименты;
  • беседа с родителями;
  1. Первый этап исследования - подготовительный.

          Мы с мамой просмотрели несколько энциклопедий по этому вопросу, посмотрели много различных иллюстраций с изображением радуги. Благодаря этому, я узнал много нового про самое красочное природное явление. Для появления радуги в природе нужен свет и обильная влажность. Ещё я узнал, что для того чтобы увидеть радугу необходимо три условия. Мы можем наблюдать радугу как раз после дождя в солнечном свете. Но иногда это не срабатывает. Погода солнечная, идёт дождь, но радуги нет.  Почему так происходит? Значит, нет этих трёх условий.

Условия для возникновения радуги:

  1. Лучи света должны падать под определённым углом.
  2. Я должен стоять к солнышку спиной.
  3. Солнце, мои глаза и центр радуги должны находиться на одной линии.

Если солнце высоко в небе, то провести такую линию невозможно.

Вот поэтому радугу можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру. Днем ее увидеть нельзя.

В детском саду я задал вопрос своим друзьям: «Что такое радуга?»

Было много заинтересованных глаз, различных ответов, но ни один из одногруппников так и не смог мне ответить на этот вопрос. Оригинальный ответ дал Иван: «Радуга – это куски солнечного света».

Затем, я задал другой вопрос: ««Откуда появляется радуга?». Самый распространённый ответ был, что радуга появляется после дождя. Удивило меня то, что многие ребята говорили, что радуга появляется после грибного дождя.

3. Второй этап исследования – основной

3.1 Эксперимент  I

Ход эксперимента:  Для эксперимента нам потребуется:

  • Таз с водой;
  • Лист белой бумаги;
  • Фонарик, зеркало.

Наливаем в таз воду и опускаю на дно зеркало. Включаю фонарик и направляю его свет на зеркало. Отраженный луч пытаюсь «поймать» на лист бумаги. При преломлении луча света на листе появляется цветная радуга.

Вывод: Луч света состоит из нескольких цветов, когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – семь цветов радуги.

3.2 Эксперимент II

Ход эксперимента:  Для эксперимента нам потребуется:

  • компакт-диск;
  • фонарик.

Я взял компакт- диск в руки и стал направлять на него луч включенного фонарика. На стене появился солнечный зайчик, но при определённом повороте диска стена была разукрашена в разные цвета- появилась радуга.

Вывод: Свет преломляется на зеркальной поверхности диска, подобно преломлению солнечного света в капле воды. Поэтому мы можем увидеть радугу.

3.3 Эксперимент III

         Ход эксперимента:  Для эксперимента нам потребуется:

  • трёхгранная прозрачная призма.

Я взял призму в руки и поднёс её к окну, через неё стали проходить солнечные лучи, благодаря чему на стене появляется радуга.

Благодаря этим экспериментам можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Радугу можно получить в домашних условиях.

Вывод: солнечные лучи, проходя через призму (как и в случае воды), преломляются, то есть раскладывается на составные части – семь цветов радуги.

  1. Эксперимент IV

Ход эксперимента: Для эксперимента нам потребуется:

  •  полая трубочка для коктейля;
  • мыльный раствор.

Я окунул в мыльный раствор трубочку для коктейля и начал выдувать  мыльный пузырь. После того как он полетел, на нём стали четко видны радужные полосы (разводы).

Вывод: Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные кольца

4. Третий  этап исследования – заключительный.

Вывод.

После моего исследования, я точно могу сказать, что знаю откуда появляется радуга и как она образуется. Благодаря моим экспериментам, я узнал, что радугу можно делать и в домашних условиях, и она ничуть не хуже радуги настоящей.

Проведённые эксперименты доказали, что радугу действительно можно сделать в домашних условиях, даже с помощью искусственного света. В ходе исследования я узнал:

1. Радуга появляется в солнечную погоду после дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь капли дождя.

 2. Цвета радуги всегда располагаются в одном и том же порядке.

3. Радугу можно сделать в домашних условиях с помощью солнечного и искусственного света.

О своих экспериментах я рассказал в садике своим друзьям и они тоже заинтересовались. Воспитатель попросила меня провести несколько экспериментов для ребят с её помощью. Чему я был очень рад и сразу согласился, ведь радуга- это одно из самых прекрасных природных явлений.

Список использованной литературы и источников

1. Большая книга экспериментов. Пер. с ит. Э.И. Мотылевой - 2006.

2. Почемучка. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова -1993.

3. Вопросы и ответы. Книга для любознательных. Пер. с англ. Г. Григорьевой -1999.

4. Большая Иллюстрированная энциклопедия школьника. Пер. с англ.  В.Гибадулина, М. Красновой - 2008.

5. Международный образовательный портал http://www.maam.ru

6. Сайт про природные явления  https://umnazia.ru/blog/all-articles/javlenija-prirody-dlja-detej


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как появляется бабочка"

Уважаемые коллеги.Предлагаю  вашему вниманию презентацию "Как появляется бабочка", созданную по книге И.Гуровой. Буду рада, если кому-то пригодится....

Презентация "Как появляется лягушка"

Уважаемые коллеги. Данная презентация создана по книге "Как появляется лягушка", автор И.Гурина из серии  "для детского сада".  Презентация позволит преподнести материал в более красочной и...

Проект "Как появляется птица"

1. Развитие потребности в получении новых знаний о птицах. 2. Формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших. 3. Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать, анализир...

Когда в вашей семье появляется второй ребенок

 Большинство детей испытывают сильное чувство ревности при появлении в семье новорожденного. Особенно остро реагируют на эту ситуацию дети до 5 лет, так как  они еще очень зависимы от...

Детский исследовательский проект "Почему появляются морозные узоры"

Актуальность:Однажды с  Юлией Сергеевной мы рассматривали и рисовали морозные узоры. Нам стало интересно, как появляются морозные узоры. Мы сказали - неужели их рисует на окнах дедушка Мороз? А к...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы на тему: "Откуда появляется радуга"

Конспект СОД по познавательному развитию с использованием опытно-экспериментальной деятельности и мнемотехники.Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного ...

Научно-исследовательский проект «Как появляется радуга»

Научно-исследовательский проект«Как появляется радуга» Аннотация       Я, Маша Орлова, воспитанница подготовительной группы детского садика «...