Картотека дидактических игр и игровых упражнений
картотека (младшая группа)
Картотека дидактических игр и игровых упражнений по теме недели "Транспорт"для детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_di_transport.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр и игровых упражнений по теме недели «Транспорт» для детей 3-4 лет
Лото «Транспорт»
Цель: научить ребенка играть по правилам, соблюдать очередь; развитие внимания.
Правила: Играют от 2 до 4 человек. Каждому ребенку раздается по одной карточке. Маленькие карточки складываются в мешочек. Ведущий достает из мешка маленькую карточку и называет её, например, «автомобиль». Игрок, у которого на большой карточке есть такая картинка, говорит: «У меня!» - забирает маленькую карточку и кладёт её сверху на соответствующую ячейку большой карточки. Выигрывает тот игрок, который первый закроет все ячейки всех своих больших карточек.
«Домино»
Цель: закреплять и расширять знания детей о транспорте; развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве, мелкую моторику; активизировать речь детей.
Материал: домино «транспорт».
Правила игры: Играют от 2 до 4 человек. Карточки переворачивают рубашкой вверх и перемешивают. Каждый игрок берёт по 6 карточек. Остальные карточки находятся в резерве, образуют, так называемый, «базар». Первым ходит игрок, у которого есть дубль-фишка с двумя одинаковыми картинками. Если дубля нет ни у кого, игроки берут ещё по одной карточке. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке выкладывает одну карточку так, чтобы одна из картинок карточки была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока нет подходящей карточки, он идет на «базар» и берёт карточки до тех пор, пока не найдет нужную. Если на базаре карточек больше нет, игрок пропускает свой ход. Если никто из игроков не может ходить, игра окончена. Выигрывает тот, у кого в конце игры остаётся меньше карточек. Каждый раз при выкладывании картинки просите ребенка называть, что на ней изображено.
«Один лишний»
Цель: развитие памяти, внимания, логики; научить классифицировать предметы по разным признакам.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку и говорит: « Посмотри, здесь нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а четвертая лишняя. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним? Почему ты так думаешь?»
«Мешок игрушек»
Цель: развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предметы.
Игровой материал: мешочек, машинки, самолёт, поезд, автобус, пароход, автомобиль.
Ход игры. Игра проводится с подгруппой (4-6 человек). Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики и посмотреть, что у него в руках мешочек. Педагог сообщает, что в этом мешочке много-много игрушек для каждого. После этого спрашивает у детей: «Хотите узнать, что там в мешочке?» Для этого нужно по очереди подходить к мешочку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе игрушку. Потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешочка и показать всем. Воспитатель вызывает детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все ребята получают игрушки и с ними возвращаются на свои места. Затем воспитатель разрешает поиграть игрушками, внимательно их рассмотреть, пощупать. Потом игрушки снова собираются в мешочек, и игра повторяется.
«Назови машину»
Цель игры: познакомить ребенка с названиями машин.
Ход игры. Положите перед ребенком 3-4 карточки, например карточки с изображением автобуса, парохода и самолета. Попросите ребенка найти карточку с автобусом. Похвалите малыша, если он справился. Помогите, если возникли затруднения. Расскажите, что автобус большой, он возит людей по городу или даже в другие города. Назовите цвет автобуса. Расскажите ребенку и о других машинах. Убедитесь, что ребенок хорошо ориентируется в названиях и назначении машин.
«Цвет машины»
Цель игры: научить ребенка различать машины по цвету.
Ход игры. Задача игрока собрать вместе все машины одного цвета и выложить их в цепочку. Задавайте ребенку дополнительные вопросы: «Как называется тот или иной цвет? Какая из машин желтого цвета? Какого цвета самолёт?»
«Виды машин»
Цель игры: научить ребенка объединять машины в группы.
Ход игры. Разложите карточки перед ребенком изображением вверх. Отдельно положите четыре крупные (обобщающие) карточки. Предложите малышу найти изображение какого-либо вида транспорта, например лодки. Где её можно увидеть? К какой из четырех обобщающих карточек её можно присоединить? Проверить правильность своего выбора ребенок может по цвету фона. Попросите собрать цепочки карточек: водный транспорт, воздушный транспорт, наземный транспорт. Задайте дополнительные вопросы. Например, что объединяет машины в каждой цепочке? Как называются машины, которые летают по небу? И т. д.
«Разрезные картинки (транспорт)»
Цель игры: сложить целое изображение картинки.
Материал: разрезанные на части картинки с изображением различного транспорта.
Ход игры. Детям предлагается сложить из частей целое. Назвать вид.
«Парные картинки»
Цель игры: упражнять детей в сравнении предметов, изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность; формировать речь; вырабатывать умения; выполнять правила игры.
Ход игры: У воспитателя набор парных картинок. На картинках изображен транспорт. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, дети называют их. Затем педагог берет две одинаковые картинки и, показывая одну из них, спрашивает:
-Что это?
-Автомобиль, - отвечают дети.
-А на этой картинке тоже автомобиль. Рассмотрите внимательно и назовите, какие это автомобили? Как можно сказать о них?
-Одинаковые,- отвечают дети.
-Да, они одинаковые, парные. Два автомобиля - пара , значит парные, и картинки тоже парные. Сегодня мы поиграем с парными картинками. Я на столе положу картинки, а вам раздам тоже по картинке. Кого я позову, тот подойдёт и найдёт ей пару.
Выигрывает тот, кто не ошибётся и громко назовёт предмет.
«Угадай профессию»
Цель игры: расширять представления детей о профессии.
Материал: иллюстрации шофёра, машиниста, пилота.
Ход игры. Воспитатель показывает предметную картинку. Дети называют профессии человека, в труде которого этот предмет используется. Например, руль – шофёр и т. д.
Дидактическая игра «Транспорт»
Цель игры: развивать речевую активность детей; закреплять знания детей по теме транспорт.
Игровое упражнение: «Назови скорее»
Задачи: развивать умение классифицировать предметы; отвечать на вопросы.
Ход. Педагог предлагает рассмотреть картинки и назвать одним словом.
-Кого перевозит транспорт?
-Транспорт, который перевозит пассажиров, как называется?
-Какие виды транспорта вы видите?
-Назовите воздушный транспорт.
-Назовите наземный транспорт.
Игровое упражнение: «Правильный ответ»
Задачи: закрепить знания видов транспорта, их названия.
Ход. Воздушный транспорт (пароход, самолет, поезд).
Водный транспорт (пароход, самолет, лодка).
Наземный транспорт (пароход, вертолет, автобус).
Игровое упражнение: «Назови ласково»
Задачи: упражняться в образовании слов при помощи суффиксов с уменьшительным значением.
Ход. Педагог предлагает назвать виды транспорта ласково:
Самолёт – самолётик;
Вертолёт – вертолётик;
Лодка – лодочка;
Пароход – пароходик и т. д.
Игровое упражнение: «Продолжи предложение»
Задачи: упражняться в составлении предложений с союзом «а».
Ход: Лодка плывёт, а машина… (едет).
Поезд едет по рельсам, а автобус… (по земле).
Трамвай едет, а самолёт… (летит).
Трамвай большой, а велосипед… (маленький).
Самолёт летит по небу, а пароход плывёт по… (воде).
Пароход плывёт, а автобус… (едет).
Игровое упражнение: «Какой? Какие?»
Задачи: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными.
Ход. Дверца из металла; она (какая?) – металлическая.
Колёса из резины; они (какие?) – резиновые.
Вёсла из дерева; они (какие?) – деревянные.
Игровое упражнение: «Что делает?»
Задачи: ввести в речь детей глаголы.
Ход. Воспитатель называет виды транспорта, а дети подбирают как можно больше слов-действий.
Машина (что делает?) – едет, мчится, тормозит, останавливается, поворачивает.
Самолёт (что делает?) – летит, влетает, перевозит, приземляется.
Пароход (что делает?) – плывёт.
Поезд (что делает?) – едет, мчится, везёт, перевозит, останавливается.
Игровое упражнение: «Что мы слышим, то и повторим»
Ход. От транспорта на улице шумно. Давайте вспомним и произнесем звуки, которые мы слышим.
Шины автомобиля шуршат по дороге: ш-ш-ш.
Машина застряла в канаве и буксует: дззз-дззз, джжж.
Лётчик заводит мотор самолёта: р-р-р.
Самолёт летит: у-у-у-у.
Проезжает поезд: чух-чух-чух.
Игровое упражнение: «Кто чем управляет?»
Задачи: учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, которыми они управляют.
Ход: Машиной управляет… (водитель, шофёр).
Поездом - … (машинист).
Самолётом - … (лётчик, пилот).
Кораблём - … (капитан).
Игровое упражнение: «Один - много»
Ход. Машина – много машин.
Колесо – много колёс.
Пароход – много пароходов и т. д.
Дидактические игры и упражнения.
«Найди и назови»
Цель игры: закрепить названия видов наземного транспорта; закреплять умение находить предмет по нескольким признакам.
Оборудование: картинки с изображением видов наземного транспорта разного назначения и разного цвета.
Содержание игры. Воспитатель раскладывает предметные картинки и предлагает найти вид транспорта по описанию, например голубую машину, которая может перевезти сразу много пассажиров; красную машину, которая передвигается по рельсам, и т. д. Педагог побуждает детей давать полные ответы.
«Какой огонёк зажёгся»
Цель игры: закрепить знания цветов светофора.
Оборудование: макет светофора с круглыми отверстиями; круги красного, зеленого, желтого цветов.
Содержание игры. Воспитатель поочерёдно вставляет в отверстия круги разного цвета и предлагает детям назвать эти цвета и объяснить их.
«О чём говорит светофор»
Цель игры: закрепить знания о значении цветов светофора и правила движения; упражнять в выполнении правил.
Оборудование: макет светофора с переключением цветов; автомобили разного назначения; дорожная разметка; куклы.
Содержание игры. Воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создаёт при помощи игрушек различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.
«На чем люди ездят»
Цель игры: закрепить названия видов наземного транспорта; продолжать учить дифференцировать виды наземного транспорта по функции; упражнять в действиях по сигналу.
Оборудование: картинки с изображением наземного транспорта; круги четырёх основных цветов.
Содержание игры. Воспитатель раздаёт детям предметные картинки, уточняет названия транспорта, раскладывает по игровой комнате разноцветные круги – гаражи автобусов, троллейбусов, грузовых и легковых автомобилей. По команде «Поехали!» автомобили двигаются по комнате, по команде «В гараж!» двигаются к гаражу своего цвета.
Варианты:
1. Во время движения машин воспитатель меняет круги местами.
2. Усложнение команд:
«Поехали только автобусы (троллейбусы, грузовики и т. д.)!»
«Поехали троллейбусы и грузовики!»
«Поехали машины, которые перевозят пассажиров!»
«Чего не хватает»
Цель игры: закрепить знания о частях автомашины.
Оборудование: картинки автомашин с недостающими частями (нет колеса, руля, фары, двери и т. д.); части автомашин.
Содержание игры. Воспитатель показывает автомобиль, уточняет, чего не хватает, затем предлагает найти соответствующую картинку и «починить» автомобиль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.
Ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым. Содержание этой деятельности должно быть направлено на расширение предс...
Картотека дидактических игр и игровых упражнений на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста
Это не авторская разработка,а подборка с указанием дидактической задачи,игровых правил,игровых действий и хода игры....
Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.
Расширять представления об окружающей действительности, развивать речь, совершенствовать психические процессы и игровые навыки ребенка. Приступая к занятиям со своим ребенком, помните, что игровые дей...
Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП
quot;Картатека игр по ФЭМП" для старшей, средней и подготовительной к школе групп...
Картотека дидактических игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений
Раздел «Форма. Геометрические фигуры»...
Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП
Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений, у детей как на занятиях, так и в повседневной жизни....
Картотека дидактических игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений Раздел «Ориентировка в пространстве»
quot; Ориентировка в пространстве"...