Картотека дидактических игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений Раздел «Ориентировка в пространстве»
картотека по математике


Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр и игровых упражнений

по формированию элементарных математических представлений

Раздел «Ориентировка в пространстве»

Возрастная

группа

Цель

Название игры

Младшая группа

Млад

Закрепление умения ориентироваться в расположении частей собственного тела

«Выполни правильно»                    «Веселые игрушки»                   «Синхронное плавание»

Закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди-сзади, слева-справа

«Куда спряталась мышка»              «Что изменилось?»                          «Угадай, где что находится» 

Средняя группа

Закрепление умения определять местоположения предметов относительно себя

«Кто правильно назовет»        «Вратарь»                                                   « Жмурки с колокольчиком»

Старшая группа

Упражнения в умении двигаться в заданном направлении

«Куда пойдешь»                             «Шофер»                                             «Куда пойдешь и что найдешь?»

Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги

«Дорисуй ёлочку»

«Графический диктант»

«Что изменилось?»

Подготовительная к школе группа

Совершенствование умения ориентироваться на ограниченной плоскости

«Укрась ковер»

«Раскрась узор »

«Нарисуй многоугольник»

Развитие способности к пространственному моделированию

«Художник»

«Адресное бюро»

«Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности»

Закрепление умения ориентироваться в расположении частей собственного     тела                  

  Младшая

«Выполни правильно»

Ребята давайте все вместе встанем в один ряд. Руки поднимем вверх, руки опустим вниз, покажем правую руку, покажем левую руку, покажем левое ухо, покажем правое ухо, похлопаем возле правого уха и похлопаем возле левого уха.

«Веселые игрушки»

Воспитатель попросит ребенка поднять вверх правую руку, левую ногу, топнуть правой ногой, дотронуться левой рукой до правого уха и т.д.

«Синхронное плавание»

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

Закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди-сзади, слева-справа

«Куда спряталась мышка»

Материал: игрушечная мышка

Ход игры: Воспитатель начинает игру с загадки:

Под полом таится,

Кошки боится.

Кто это?

(Мышка)

Воспитатель: К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется. (Ставит ее перед ребятами , за ребятами  и т. д.) . Куда спряталась мышка.

Дети: Открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится, используя слова впереди-сзади, слева-справа.

        

«Что изменилось?»

Материал: кукла, медведь, заяц, кошка

Ход игры:  На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла сзади  медведя, а теперь стоит впереди медведя.

«Угадай, где что находится»

Материал: можно использовать разнообразный материал: привлекательные игрушки, картинки, расположенные в определенной последовательности. Ход игры: Дети определяют, что находится перед ними, сзади  них, справа, слева, вверху, внизу. В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.

Закрепление умения определять местоположения предметов относительно себя         

 Средняя

«Кто правильно назовет»

Ход игры:  В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то,

что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.        

«Вратарь»

Материал:  мяч        

Ход игры:  Воспитатель  бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

« Жмурки с колокольчиком»

Материал :  темная повязка для глаз, колокольчик.

Ход игры: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком  в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Упражнения в умении двигаться в заданном направлении

Старшая

«Куда пойдешь»

Материал: игрушки.

Ход игры:  В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям:

«Иди вперед. Остановись. Направо пойдешь – машинку найдешь, налево пойдешь – зайчика найдешь. Куда пойдешь?»

Ребенок показывает и называет направление. Идет в этом направлении и берет игрушку.

«Шофер»

Материал : тетрадный лист с нарисованным посередине

прямоугольником-гаражом, игрушечные автомобили на каждого ребенка.

Ход игры:  Дети ставят машину «в гараж». По команде  воспитателя

дети  перемещают машину в правый верхний,

левый нижний угол и т.д.

«Куда пойдешь и что найдешь?»

Материал. Матрешка.
Ход игры: Дети усаживаются полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Один из вас встанет передо мной, а другой спрячет матрешку. Затем первый играющий должен найти матрешку. Например, играть будут Коля и Миша. Коля спрячет матрешку, а Миша будет ее искать. Вот моя подсказка: «Иди вперед, остановись, поверни направо, иди вперед, ищи».

 

Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги

«Дорисуй ёлочку»

Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть рисунок (геометрическое изображение ёлки) и повторить- дорисовать вторую половину рисунка на листе бумаги в клетку, ориентируясь на образец или по памяти.

        «Графический диктант»

Взрослый диктует последовательность действий, даёт инструкцию (указывая направление и число клеток) а ребёнок выполняет, рисует следуя инструкции, на слух. Выполнив задание, ребёнок сравнивает полученное изображение с образцом.

«Что изменилось?»

Материал: фланелеграф, фигурки котят

Воспитатель:  располагает фигурки котят на фланелеграфе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котенок, и запомнить. Затем дети выбирают "водящего", тот выходит из помещения, а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, водящий должен определить, что изменилось.

Совершенствование умения ориентироваться на ограниченной плоскости  Подготовительная

«Укрась ковер»

Материал: Листы с изображением ковра,
Ход: У вас на листах  изображён  ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.

                       «Раскрась узор »(работа на листе бумаги)

Материал:


Ход : - Возьмите листок. Он разделен на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Мы должны раскрасить наш геометрический узор.
- Раскрасить круг над чертой, синим карандашом, круг под чертой красным карандашом, треугольник под чертой желтым, над чертой зеленым. Прямоугольник над чертой заштрихуй, в прямоугольнике под чертой поставь три точки.
- Посмотрите на мой узор и сравните со своим. Если вы были внимательными и выполнили все правильно, то они должны быть одинаковыми.

«Нарисуй многоугольник»

Материал: листы бумаги, карандаш

Ход игры: На листах бумаги дети рисуют точки-вершины многоугольника, затем соединяют прямыми линиями- сторонами многоугольника. Что вы нарисовали? Почему вы думаете, что это четырехугольник? Сколько у него вершин? Углов? Сторон? И т. д… .

Развитие способности к пространственному моделированию

«Художник»

Материал: картинка - фон, предметные картинки.

Ход игры: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

«Адресное бюро»

Материал: карта города, фотографии достопримечательностей.

Ход игры: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.

«Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности»

Материал: картинка - план, учебные принадлежности.

        

Ход игры: детям предлагается картинка - план со схематическим изображение учебных принадлежностей. Дети раскладывают реальные учебные принадлежности в соответствии с планом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, ...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры  и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»...

Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы Раздел «Количество и счёт»

Дидактические игры и игровые упражненияпо формированию элементарных математических представленийдля детей второй младшей группыРаздел «Количество и счёт»...