Картотека дидактических игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений Раздел «Ориентировка в пространстве»
картотека по математике
" Ориентировка в пространстве"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека
дидактических игр и игровых упражнений
по формированию элементарных математических представлений
Раздел «Ориентировка в пространстве»
Возрастная группа | Цель | Название игры |
Младшая группа Млад | Закрепление умения ориентироваться в расположении частей собственного тела | «Выполни правильно» «Веселые игрушки» «Синхронное плавание» |
Закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди-сзади, слева-справа | «Куда спряталась мышка» «Что изменилось?» «Угадай, где что находится» | |
Средняя группа | Закрепление умения определять местоположения предметов относительно себя | «Кто правильно назовет» «Вратарь» « Жмурки с колокольчиком» |
Старшая группа | Упражнения в умении двигаться в заданном направлении | «Куда пойдешь» «Шофер» «Куда пойдешь и что найдешь?» |
Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги | «Дорисуй ёлочку» «Графический диктант» «Что изменилось?» | |
Подготовительная к школе группа | Совершенствование умения ориентироваться на ограниченной плоскости | «Укрась ковер» «Раскрась узор » «Нарисуй многоугольник» |
Развитие способности к пространственному моделированию | «Художник» «Адресное бюро» «Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности» |
Закрепление умения ориентироваться в расположении частей собственного тела
Младшая
«Выполни правильно»
Ребята давайте все вместе встанем в один ряд. Руки поднимем вверх, руки опустим вниз, покажем правую руку, покажем левую руку, покажем левое ухо, покажем правое ухо, похлопаем возле правого уха и похлопаем возле левого уха.
«Веселые игрушки»
Воспитатель попросит ребенка поднять вверх правую руку, левую ногу, топнуть правой ногой, дотронуться левой рукой до правого уха и т.д.
«Синхронное плавание»
Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.
Закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди-сзади, слева-справа
«Куда спряталась мышка»
Материал: игрушечная мышка
Ход игры: Воспитатель начинает игру с загадки:
Под полом таится,
Кошки боится.
Кто это?
(Мышка)
Воспитатель: К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется. (Ставит ее перед ребятами , за ребятами и т. д.) . Куда спряталась мышка.
Дети: Открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится, используя слова впереди-сзади, слева-справа.
«Что изменилось?»
Материал: кукла, медведь, заяц, кошка
Ход игры: На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла сзади медведя, а теперь стоит впереди медведя.
«Угадай, где что находится»
Материал: можно использовать разнообразный материал: привлекательные игрушки, картинки, расположенные в определенной последовательности. Ход игры: Дети определяют, что находится перед ними, сзади них, справа, слева, вверху, внизу. В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.
Закрепление умения определять местоположения предметов относительно себя
Средняя
«Кто правильно назовет»
Ход игры: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то,
что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
«Вратарь»
Материал: мяч
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
« Жмурки с колокольчиком»
Материал : темная повязка для глаз, колокольчик.
Ход игры: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.
Упражнения в умении двигаться в заданном направлении
Старшая
«Куда пойдешь»
Материал: игрушки.
Ход игры: В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям:
«Иди вперед. Остановись. Направо пойдешь – машинку найдешь, налево пойдешь – зайчика найдешь. Куда пойдешь?»
Ребенок показывает и называет направление. Идет в этом направлении и берет игрушку.
«Шофер»
Материал : тетрадный лист с нарисованным посередине
прямоугольником-гаражом, игрушечные автомобили на каждого ребенка.
Ход игры: Дети ставят машину «в гараж». По команде воспитателя
дети перемещают машину в правый верхний,
левый нижний угол и т.д.
«Куда пойдешь и что найдешь?»
Материал. Матрешка.
Ход игры: Дети усаживаются полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Один из вас встанет передо мной, а другой спрячет матрешку. Затем первый играющий должен найти матрешку. Например, играть будут Коля и Миша. Коля спрячет матрешку, а Миша будет ее искать. Вот моя подсказка: «Иди вперед, остановись, поверни направо, иди вперед, ищи».
Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги
«Дорисуй ёлочку»
Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть рисунок (геометрическое изображение ёлки) и повторить- дорисовать вторую половину рисунка на листе бумаги в клетку, ориентируясь на образец или по памяти.
«Графический диктант»
Взрослый диктует последовательность действий, даёт инструкцию (указывая направление и число клеток) а ребёнок выполняет, рисует следуя инструкции, на слух. Выполнив задание, ребёнок сравнивает полученное изображение с образцом.
«Что изменилось?»
Материал: фланелеграф, фигурки котят
Воспитатель: располагает фигурки котят на фланелеграфе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котенок, и запомнить. Затем дети выбирают "водящего", тот выходит из помещения, а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, водящий должен определить, что изменилось.
Совершенствование умения ориентироваться на ограниченной плоскости Подготовительная
«Укрась ковер»
Материал: Листы с изображением ковра,
Ход: У вас на листах изображён ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
«Раскрась узор »(работа на листе бумаги)
Материал:
Ход : - Возьмите листок. Он разделен на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Мы должны раскрасить наш геометрический узор.
- Раскрасить круг над чертой, синим карандашом, круг под чертой красным карандашом, треугольник под чертой желтым, над чертой зеленым. Прямоугольник над чертой заштрихуй, в прямоугольнике под чертой поставь три точки.
- Посмотрите на мой узор и сравните со своим. Если вы были внимательными и выполнили все правильно, то они должны быть одинаковыми.
«Нарисуй многоугольник»
Материал: листы бумаги, карандаш
Ход игры: На листах бумаги дети рисуют точки-вершины многоугольника, затем соединяют прямыми линиями- сторонами многоугольника. Что вы нарисовали? Почему вы думаете, что это четырехугольник? Сколько у него вершин? Углов? Сторон? И т. д… .
Развитие способности к пространственному моделированию
«Художник»
Материал: картинка - фон, предметные картинки.
Ход игры: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.
«Адресное бюро»
Материал: карта города, фотографии достопримечательностей.
Ход игры: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.
«Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности»
Материал: картинка - план, учебные принадлежности.
Ход игры: детям предлагается картинка - план со схематическим изображение учебных принадлежностей. Дети раскладывают реальные учебные принадлежности в соответствии с планом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».
Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, ...
Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений.
...
«Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»...
Картотека дидактических игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений
Раздел «Форма. Геометрические фигуры»...
Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы Раздел «Количество и счёт»
Дидактические игры и игровые упражненияпо формированию элементарных математических представленийдля детей второй младшей группыРаздел «Количество и счёт»...