Перспективное планирование опытно- экспериментальной деятельности на прогулке с детьми старшей группы
опыты и эксперименты (старшая группа)

Войничева Наталья Александровна

Перспективное планирование опытно- экспериментальной деятельности на прогулке с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx67.04 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование опытно- экспериментальной деятельности на прогулке с детьми старшей группы

Тема недели

Тема

Цель, задачи

Описание опыта

Материал, оборудование

«Внимание, дети!» Дорога к школе

Наземный транспорт

 

 

Где больше намокает земля после дождя?

Продолжать знакомить детей с разнообразием воды в природе; формировать умение делать выводы; развивать мыслительные процессы- анализ, сравнение, обобщение.

Ход исследования. Проведите опыты с использованием дождемеров. Поставьте их перед дождем в разных местах: один под деревом, второй - на открытом месте. Пусть дети, выскажут свои предположения: в какой банке, на их взгляд, окажется больше воды, и почему. Обсудите их предположения после дождя и проверьте их. Вывод: в банке, которая стояла под деревом, воды оказалась меньше

Дождемеры

Какая лужа высохнет быстрее?

Продолжать знакомить детей с испарением воды; закреплять умение обобщать полученные знания, развивать любознательность.

Предложить детям вспомнить, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Воспитатель предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? Вывод: в маленькой луже воды меньше, а большие лужи иногда высыхают целый день.

Ведерко с водой

«Осень»

Подготовка к зиме

 

 

Как листья становятся питанием для растений

 

 

Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

 

Воспитатель обращает внимание детей на опавшие листья. Выясняет, что делается с опавшими листьями в поселке (их сжигают, увозят), в лесу (они превращаются в почву). Уточняет, почему в лесу много растений (в лесу почва лучше, богаче). Взрослый вместе с детьми прикапывает возле деревьев и кустарников листву. Выясняют, что произойдет с листвой к весне (она сгниет, превратится в почву). В помещении в прозрачной емкости делают такую же смесь из листьев и почвы, помещают туда дождевых червей. Дети наблюдают, что происходит в емкости. Сравнивают полученные результаты. Взрослый подводит детей к пониманию, что богатство почвы зависит от перегнивших растений.

Почва, опавшая листва, дождевые черви, емкость.

Песчаный конус

 

Продолжать знакомить детей со свойствами песка; закреплять умения самостоятельно осуществлять практические действия экспериментального характера.

Взять горсть песка и выпускать его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движение песка, похожее на течение. Вывод: песок сыпучий и может двигаться (напомнить детям о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожими на волны моря).

Сухой песок

«Природа нашего края» Лес как экосистема

 

 

Шишки в разную погоду

Развивать познавательный интерес к объектам природы, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

  • детям исследовать, как выглядят шишки ели в сухую и мокрую погоду, затем принести мокрые шишки с прогулки в группу и положить возле батареи, наблюдать, что с ними происходит. Потрясти сухие шишки так, чтобы из них высыпались семена. Рассмотреть эти семена через лупу, обращая внимание на крылышко семечка. Вывод. Во влажную погоду шишки закрываются, их чешуйки плотно прилегают друг к другу. В сухую погоду и в сухом помещении шишки раскрываются.

Лупы, шишки ели

Охотники за деревьями

 

Формировать у детей представление о строении листьев деревьев, их разнообразии; развивать наблюдательность.

Заранее собрать листья с разных деревьев и перед прогулкой раздать детям. Предложить во время целевой прогулки по экологической тропе определить, с какого дерева листок.

Листья различных пород деревьев

«Сад-огород»

Вытаптывание почвы

 

 

 

 

 

 

 

Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения в природе.

 

Отобрать вместе с детьми образцы почвы. Предложить высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Одновременно опустить образцы почв в банки с водой и наблюдать, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросить детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? Вывод: Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

 

Два образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).

Где вода?

Продолжать знакомить детей со свойствами песка и глины; найти, чем они отличаются и найти проявления этих свойств в повседневной жизни.

Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают в стаканчики одновременно одинаковое количество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды).

Стаканчики с песком и глиной, вода

Октябрь «К нам приходит осень»

Тема недели

Тема

Цель, задачи

Описание опыта

Материал, оборудование

«Сельскохозяйственные профессии. Орудия труда»

 

Отражение

Продолжать знакомить детей со свойствами отражающей способности света; развивать познавательный интерес

Предложить детям рассмотреть, что отражается в луже. Предложить найти свое отражение, вспомнить, где еще они могли видеть его. Вывод: в воде отражаются окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

Лужа

Что в пакете?

Закреплять знания о свойствах воздуха, умение выявлять его наличие.

Предложить детям обследовать пакет. Узнать, что в нем? Вывод: воздух невидим и невесом.

Полиэтиленовые пакеты

«Водный и воздушный транспорт»

 

Как летают самолетики?

Закреплять знания детей о свойствах воздуха, познакомить с понятием «сопротивление воздуха»; учить формулировать выводы в ходе практических действий.

Изготовить бумажные самолетики. (Можно раскрасить их и сделать в форме разных птиц.) Использовать для этого бумагу, уже бывшую в употреблении, обязательно обратив внимание детей на этот факт. Как летают самолетики? На кого (или на что) они похожи? Интересно запускать самолетики в ветреную погоду. Какие самолетики лучше летают - те, которые легче, или те, которые тяжелее? Похожи ли бумажные самолетики на птиц?

Вывод. Лучше летают менее тяжелые самолетики.

Бумажные самолетики

Что в пакетах?

Сравнить свойства воды и воздуха.

 

Предложить обследовать два пакета. Выяснить чем похожи, в чем отличия. Сходства – вода и воздух прозрачные, не имеют вкуса, запаха, принимают любую форму. Разница – вода тяжелее воздуха, льется, растворяет некоторые вещества. Вывод: в свойствах воды и воздуха есть сходства и различия.

 

Полиэтиленовые пакеты

«Правовая культура» Акция «Защита»

 

Как стать ветром?

Закреплять знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательный интерес.

Предложить детям «стать ветром» - положить на ладонь осенний листок и подуть на него (можно дуть с разной силой). Почему лист улетает? Вывод: когда воздух движется, появляется ветер.

Осенние листья

Почему вертушка вертится?

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; учить формулировать выводы в ходе практических действий; развивать познавательный интерес.

Предложить детям подуть на вертушку. Что с ней происходит? Почему она вертится? Вертушка вертится потому, что ветер летит и ударяется о лопасть вертушки, толкает ее. При этом сам ветер отскакивает в одну сторону, а вертушку толкает в другую. Вывод: ветер и вертушка как бы толкаются, «дерутся». Но ветер, как и воздух, — невидимка, мы его не видим. А вот за крутящейся вертушкой наблюдать очень интересно

 

Вертушки

«Я в мире человек»

Что я знаю о себе. Девочки и мальчики»

 

Что у мыльного пузыря внутри?

 

 

Продолжать учить детей выявлять свойства и качества различных веществ, закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия экспериментального характера.

Приготовить мыльный или другой специальный раствор для мыльных пузырей. Спросить, кто из детей пускал мыльные пузыри? Что находится внутри таких пузырей. Почему они такие легкие, летающие? Что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось мыло? Пусть дети подуют на мыльные пузыри. Что остается от пузыря, когда он лопнет?

Вывод: внутри мыльного пузыря находится воздух, поэтому они легко поднимаются в воздух, летают и передвигаются, когда мы на них дуем. Когда мыльный пузырь лопается, воздух выходит наружу. Поскольку воздух невидим, нам кажется, что пузырь полностью исчезает.

 

Раствор для мыльных пузырей, трубочки

Могут ли менять форму твердые предметы?

 

 

Выяснить, могут ли камни менять форму.

 

Воспитатель предлагает детям взять в руки камни постучать ими, сжарь в руках, поломать их. Вывод: камень – твердый предмет. Твердый предмет не меняет форму

Различные камни

 

 

Ноябрь «Моя станица. Моя республика. Моя страна. Моя планета»

Тема недели

Тема

Цель, задачи

Описание опыта

Материал, оборудование

«Моя станица»

Проект «Гордимся, что мы водненцы»

 

Определение чистоты воздуха с помощью «индикатора»

 

 

 

Показать детям как с помощью индикатора определять чистоту воздуха.

Нанести слой вазелина на два листа картона и вывесить вблизи автомобильной дороги и в парке. Через несколько дней посмотреть, что получилось. На листе картона, находившегося у дороги, налет более темный и плотный, чем на том, который был в парке.

- Где воздух более загрязнён?

- Что нужно делать, чтобы воздух в поселке стал чище?

- Где полезнее гулять?

Два листа картона, вазелин

Определение направления и силы ветра

Учить детей использовать различные предметы для определения силы и направления ветра.

Предложить детям с помощью вспомогательных предметов (султанчики, флюгер) определить наличие ветра, его направление

Султанчики, флюгер

«Адыгея – моя любимая республика »

 

Сколько весит воздух?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера; развивать мыслительные процессы.

Попробуем взвесить воздух. Взять палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепить верёвочку, к обоим концам которой привязать два одинаковых воздушных шарика. Подвесить палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом. Проткнуть иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Равновесие восстановится. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Палка длиной около 60-ти см., верёвка, два воздушных шарика.

 

А мы пойдем на север!

Познакомить детей с компасом; закреплять умение обобщать полученные знания, развивать любознательность.

Педагог демонстрирует детям компас, рассказывает о его назначении, затем предлагает детям внимательно рассмотреть карту площадки, определить с помощью компаса в какую сторону нужно идти на поиски клада. Дети, ориентируясь по карте-схеме и используя компас, находят клад.

 

Несколько компасов, план-карта с указанием места обнаружения клада. Сувениры (мелкие игрушки)

«Россия – Родина моя»

Что быстрее?

Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», его свойствами; закреплять умения самостоятельно осуществлять практические действия экспериментального характера.

Воспитатель предлагает детям, одновременно выпустить из рук два листа бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист – медленно планируя.

Вывод: гладкий лист – легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного полетать.

 

Два листа бумаги.

Куда исчезла лужа?

Закреплять знания детей о различных состояниях воды, о влиянии на это температуры воздуха; развивать познавательный интерес.

Обратить внимание детей, что вода в лужах постепенно превращается в лед. Предложить детям проткнуть тонкую корочку льда палочкой. Сравнить, какая лужа быстрее замерзает – мелкая или глубокая, где больше толщина льда. Сделать вывод.

Палочки

«День Матери»

Музыкальные инструменты»

 

Следопыты

Развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Предложить детям рассмотреть следы птиц на снегу, сравнить их и попытаться определить, каким птицам они принадлежат (с помощью карточек с образцами следов).

Карточки с образцами следов птиц

Измерение толщины снежного покрова

Закреплять умения самостоятельно осуществлять практические действия экспериментального характера.

Измерить толщину снежного покрова на различных участках групповой площадки и вокруг детского сада, сделать вывод.

Линейки

«Зима. Зимние виды спорта»

Почему снег мягкий?

Закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды; продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

 

 

 

 

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Отметить, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем предложить детям рассмотреть хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу через лупу - это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. Вывод: снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.

Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

 

Первые заморозки

 

 

 

 

Выяснить зависимость состояния воды от температуры воздуха.

 

В две банки налить одинаковое количество воды. Одну вынести на холод, а другую оставить в группе. Провести наблюдение через время. В банке, которую вынесли на улицу, вода замерзла. Вывод: вода замерзает на холоде. Жидкость превращается на холоде в твердое вещество.

Две банки с водой

Декабрь «Здравствуй, зимушка, зима»

Тема недели

Тема

Цель, задачи

Описание опыта

Материал, оборудование

«Живая и неживая природа зимой»

Защитные свойства снега (1)

Продолжать знакомить детей со свойствами снега, как одного из состояний воды: развивать познавательный интерес.

Поместить баночки с одинаковым количеством воды:

- на поверхности сугроба,

- зарыть неглубоко в снег,

- зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Вывод: снег защищает корни растений от замерзания.

3 баночки с одинаковым количеством воды

Замерзание жидкостей

Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят стаканчики с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

 

Стаканчики с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

«Домашние птицы и животные»

 

Защитные свойства снега (2)

Выяснить, защищает ли снег предметы от ветра; развивать интерес к исследованиям.

Воспитатель предлагает детям сгрести снег, сделать в этих сугробах углубления. Положить в них перья птиц. Проверить, улетели ли перья? Вывод: снег имеет защитное свойство от ветра.

 

Перья птиц, лопатки.

Почему птицы летают?

 

Формировать представления об особенностях птиц, позволяющих им летать.

Дети рассматривают птиц, прилетевших на участок. Беседа с детьми: как вы думаете, зачем птицам крылья? Воспитатель вместе с детьми отпускает с небольшой высоты птичку со сложенными крыльями. Определяют, что с ней случилось и почему (с нераскрытыми крыльями она не может держаться в воздухе). Взрослый прикрепляет к птичке крылья из бумаги и выясняет, что произошло; почему куры не летают (они тяжелые, крылья не могут поднять их в воздух). Предложить детям прикрепить крылья к резиновой птичке. Летает она как бумажная или нет? Почему? Вывод: летают птицы с помощью крыльев. Летать могут не все птицы, а только те, у кого маленькая масса тела.

 

Птичка из бумаги, резиновая птичка

«Новый год»

Ледяной секретик

Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом картинку. Дети отмечают, рассмотреть картинку легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать картинку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой,

Вывод: Лёд прозрачный, хрупкий; скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинка с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).

Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Показать детям некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла); развивать интерес к исследованиям.

На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

Подносы для снеговых фигурок, меховой лоскут

 

Каникулы

 

Январь «Животный мир»

Тема недели

Тема

Цель, задачи

Описание опыта

Материал, оборудование

I неделя

 

«Животные Республики Адыгея и дикие животные леса»

Образование инея

Продолжать знакомить детей с взаимосвязью воды и температуры воздуха, развивать интерес к объектам исследования.

Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Вывод: это иней.

Сосуд с горячей водой, ветка

Изготовление цветных льдинок

Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде и воде растворяется краска.

 

Вместе с детьми воспитатель размешивает краску в воде, заливают в формочки. Дети опускают в свои формочки веревочки и оставляют их на морозе. Наблюдают за процессом всю прогулку. Вынимают льдинки из формочек. Украшают разноцветными льдинками участок. Вывод: вода льется, растворяет в себе краску, замерзает на холоде

 

Небольшие формочки, гуашь, емкости с водой, веревочки.

«Животные жарких стран. Пресмыкающиеся»

 

Снег и лед

Закреплять представления детей о свойствах снега и льда; учить формулировать выводы в ходе практических действий.

 

1). Предложить детям сравнить цвет снега и льда, используя полоски цветной бумаги. Вывод: снег белого цвета, чистый лед – прозрачный.

2). Выяснить, обладают ли снег и лед рыхлостью и хрупкостью. Вывод: снег – рыхлый, лед – твердый, но в тоже время он хрупкий; колется как стекло, а снег нет.

Снег и лед в емкостях, полоски цветной бумаги, молоточек.

Измерение толщины снежного покрова

Закреплять умения самостоятельно осуществлять практические действия экспериментального характера.

Измерить толщину снежного покрова на различных участках групповой площадки и вокруг детского сада, сравнить с результатами предыдущих измерений, сделать вывод.

Линейки (или палки с отметками)

«Животные рек, морей и океанов. Рыбы. Земноводные»

Зависимость таяния снега от температуры

Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха.

В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким? Вывод: снег стал липким, так как начал таять в тепле.

 

Поднос, снег.

Где быстрее растает?

Закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды; продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; учить формулировать выводы в ходе практических действий.

 

Предложить детям в рукавицах взять в руки снег (лед), воспитатель берет кусочек льда (или снег) голыми руками. Сравнить, у кого лед быстрее растаял? Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

Вывод: лед тает, превращаясь в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавицах медленнее, потому, что рукавички разъединяют тепло рук и холод.

Снег, лед.

«Одежда. Материалы. Обувь. Головные уборы»

Вода и лед

 

 

 

 

 

 

Продолжать знакомить детей со свойствами льда как одного из состояний воды; развивать интерес к исследованиям.

Налить воду в пластиковый бутылку, отметить фломастером уровень воды в ней и оставить ее на улице. Спустя сутки посмотреть, что получилось: вода замерзла, а уровень льда заметно выше изначального уровня воды.

Вывод: с понижением температуры вода замерзает и увеличивается в объеме

 

Пластиковая бутылка с водой (неполная), фломастер.

Как согреть руки

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла), развивать наблюдательность, внимание,

 

Воспитатель предлагает детям надеть на прогулке разные варежки – толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой прохладно).

Далее предложить детям похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (рукам стало жарко). Предложить потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали. Вывод: предметы могут согреваться при трении и движении

.

Варежки тонкие и толстые

Февраль «Мир, в котором я живу»

Тема недели

Тема

Цель, задачи

Описание опыта

Материал, оборудование

«Профессии»

Раз снежинка, два снежинка

Продолжать знакомить детей со свойствами и состояниями воды; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия.

Предложить детям рассмотреть снежинки, которые падают на одежду (можно использовать лупы). Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи друг на друга. Предложить детям найти похожие снежинки, запомнить и постараться нарисовать их в группе.

Лупы

Снежные цветы

 

 

 

Продолжать знакомить детей со свойствами и состояниями воды; развивать любознательность.

В морозную погоду попробовать надувать мыльные пузыри на улице. Что произойдет? (Сначала на поверхности пузыря появятся маленькие кристаллики, через несколько секунд он полностью замерзнет).

 

Раствор для мыльных пузырей, трубочки

«Дом. Мебель. Материал.»

Сказка на стекле

Закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды; развивать любознательность.

Предложить детям подышать на стекло, что получится на морозе? Вывод: что узоры на стекле получаются благодаря тому, что влажный пар застывает от соприкосновения с холодным воздухом.

Стекло

Чистый ли белый снег?

Показать детям, сколько грязи содержит снег, несмотря на кажущуюся белизну и чистоту, учить формулировать выводы в ходе практических действий

Спросить детей, чистый ли снег на территории детского сада? Заметны ли на снегу следы грязи? Предложите детям проверить чистоту снега. Набрать в одну баночку самый чистый, в другую - самый грязный снег. Принести обе емкости в групповое помещение. Когда снег растает, посмотреть, насколько чистая вода в обеих банках. Где вода чище? Предложите аккуратно процедить воду через фильтр. Вода стала чистой, но что осталось на фильтре? Как ребята думают, что это может быть? Можно ли снег в обеих банках назвать чистым?

Вывод. В банке со снегом, который на первый взгляд казался чистым, тоже есть грязь. Как правило, в городских условиях даже очень чистый на первый взгляд снег оставляет на фильтре осадок. Так что дети наглядно убедятся в том, что не стоит брать снег в рот, даже если он белый.

 

Емкости для снега, фильтры

III неделя. Масленица. Неделя здоровья. Каникулы

«День защитника Отечества»

«Наша армия родная»

Что тяжелее

Выяснить, что тяжелее снег или лед? Закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия.

 

Воспитатель раздает детям по два пакета. Предлагает в один набрать снег, в другой лед, «взвесить». Вывод: лед тяжелее снега, потому что он плотнее, а снег рассыпчатый, рыхлый.

 

По два пакета; снег, лед.

Замерзание воды

 

 

 

 

 

Закреплять знания детей о свойствах воды, учить формулировать выводы в ходе практических действий.

Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Вывод: вода на подносе замерзает быстрее, так как налита тонким слоем.

Поднос и ведерко с водой

«Народные праздники»

Где лучики?

(Проводится при наличии ветра)

Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Влияет ли ветер на снежинки, которые сейчас падают? Воспитатель предлагает рассмотреть их на темном полотне, через лупу. Вывод: снежинки очень мелкие и лучики просто так не увидеть, при сильном ветре нет лучиков, они поломались из-за ветра.

Темная бумага, лупа, вертушки.

Измерение толщины снежного покрова

Закреплять умения самостоятельно осуществлять практические действия экспериментального характера.

Измерить толщину снежного покрова на различных участках групповой площадки и вокруг детского сада, сравнить с результатами предыдущих измерений, сделать вывод.

Линейки (или палки с отметками)

Март «Весна-красна в гости к нам пришла»

Тема недели

Тема

Цель, задачи

Описание опыта

Материал, оборудование

«Международный женский день

8 Марта»

 

Почему скрипит снег под ногами?

Выяснить, как возникает хруст снега и зависит ли это от температуры воздуха; учить формулировать выводы в ходе практических действий.

Предложить детям походит по снегу, послушать хруст снега под ногами. Почему это происходит? Предложить рассмотреть снежинки под лупой. Сделать вывод; хруст получается потому что ломаются лучики снежинок. В какую погоду снег хрустит: в теплую или холодную?

Лупы

Чей след?

Развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Предложить детям в ходе целевой прогулки по экологической тропе найти следы животных и птиц, попытаться определить, кому они принадлежат.

Карточки с образцами следов птиц, животных.

«Весна. Труд весной. Перелетные птицы»

Парашютисты

Продолжать обучать проведению анализа на основе знаний о свойствах воздуха; закреплять умение обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к объектам исследования.

Сделать парашют из полиэтиленовой пленки. Прикрепить к его веревочкам шарик из пластилина, который заменит парашютиста. Взять в одну руку сложенный парашют, а в другую такой же по размеру пластилиновый шарик, но без парашюта. Поднять парашют и шарик повыше (например, на высоту вытянутой руки) и держать их на одном уровне. Затем одновременно отпустить оба шарика. Какой из них «приземлится» быстрее?

Вывод. Шарик с парашютом опускается медленнее, при этом парашют раздувается. Воздух поддерживает парашют и не дает шарику быстро упасть.

 

Пластилиновые шарики, парашют из полиэтилена.

Передача солнечного зайчика

(проводится в солнечную погоду)

Продолжать знакомить детей со свойствами отражающей способности света; развивать познавательный интерес.

Воспитатель раздает зеркала детям. Предлагает поймать «солнечного зайчика». Поставить еще одно зеркало (он отразится еще раз). Вывод: свет может отражать изображения многократно.

Небольшие зеркала

«Бытовые приборы. Посуда»

«Огонь и дети»

Свет и тень.

(Проводится в солнечную погоду)

 

 

 

 

Познакомить детей с образованием тени; учить детей делать элементарные выводы

В солнечный день воспитатель предлагает детям выполнить упражнения с руками. Посмотреть вниз на землю, что дети видят? (свое темное отражение) Это темное отражение называется тенью. Далее воспитатель предлагает пойти детям за детский сад (в тень). Предлагает им выполнить те же упражнения. Увидят ли дети свое темное отражение? Вывод: для образования тени нужно солнце.

 

Какие предметы имеют свою тень?

 

Закреплять знания детей о причине появления тени, продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.

 

Воспитатель предлагает детям взять свои любимые игрушки на прогулку. Положить их на место, где светит солнце. Что видят дети? Есть ли у игрушек тень? Какой она формы, размера? У всех ли тень одинаковая? Вывод: любые предметы имеют свою тень. Тень отражает форму предмета.

 

Игрушки

«Продукты питания»

Что такое наст?

Продолжать учить исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

Предложить детям рассмотреть твердую корку на снегу после короткой оттепели (наст). Как она образовалась? Предложить детям походить по насту, попробовать сломать. Почему такое явление не встречается в начале зимы?

 

Где быстрее?

Формировать представления о сезонных изменениях в природе; уметь различать характерные приметы начала весны.

Предложить детям набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее. Сделать вывод.

Емкости для снега

Апрель «Планета-наш общий дом»

Тема недели

Тема

Цель, задачи

Описание опыта

Материал, оборудование

«Комнатные растения»

 

Воздух поет и свистит

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, развивать наблюдательность, умение сравнивать.

Спросить детей, можно ли услышать воздух? Предложить детям различные свистки и свистульки и подуть в них. Откуда берется свист? Сравнить свистки по звучанию. Чем отличаются свистки от свистулек? Сделать вывод.

Свистки, свистульки

Воздух работает.

 

 

Выяснить, может ли воздух двигать предметы; учить формулировать выводы в ходе практических действий.

 

Воспитатель раздает детям шарики, предлагает детям надуть их. Потом предлагает отпустить шарики. Они начинают крутиться, улетать. Воздух вырывается из шарика, заставляет его двигаться. Вывод: воздух может двигать предметы.

 

Воздушные шарики

«День космонавтики»

Музыка капели

Продолжать учить исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

Дети кладут под стекающие с крыши веранды капли дном кверху: алюминиевую кастрюльку, пластмассовую тарелку, лист бумаги, железную пластину и слушают, как стучат капли по различной поверхности. Сделать вывод.

Алюминиевая кастрюля, пластмассовая тарелка, лист бумаги, железная пластина

Солнце высушивает предметы

Формировать представления детей о значении солнца; продолжать знакомить с понятием «испарение», развивать познавательный интерес.

Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать стену здания детского сада на солнечной стороне и теневой стороне. Вывод: солнце нагревает предметы.

 

Влажное кукольное белье

«Весенний лед и вода»

Необычные кораблики

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

 

Опустить одну бутылочку на воду. Что с ней происходит? (постепенно наполняется водой, становится тяжёлой и тонет). Другую бутылочку закрыть пробкой, опустить на воду. Почему она не тонет? Погрузить её в воду. Почему она всплывает?

Вывод: бутылочка с пробкой легче (воздух не выходит)

Две стеклянные бутылочки, пробка.

Запускать «кораблик» можно в луже или в ручейке

Солнечная лаборатория

 

 

 

 

 

 

Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце, развивать умение сравнивать, делать выводы.

 

Разложить на столике на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Предложить детям потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным? Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

Листы бумаги разных цветов

«Планета – наш общий дом»

«День Земли»

 

Пламя и воздух

Показать детям, что пламя загрязняет воздух; развивать наблюдательность; учить соблюдать правила безопасности при обращении с огнем; воспитывать начала экологической культуры поведения.

 

Для того чтобы убедиться, что пламя загрязняет воздух, организуйте следующее исследование. (Его проводит взрослый, строго соблюдая правила безопасности). Соблюдая все необходимые меры предосторожности, зажечь свечу. Может ли огонь загрязнять воздух? Подержать над горящей свечой (на расстоянии 1—2 см) стекло или фарфоровую (но не пластмассовую!) емкость. Через некоторое время станет заметно, что предмет снизу потемнел, покрылся слоем копоти.

Вывод. Когда горит пламя, в воздух выделяются загрязняющие вещества, хотя мы этого не видим.

Связь с повседневной жизнью: У многих детей в квартире есть газовые плиты. Все дошкольники видели, как горит газ. Опыт со свечой показал, что при этом загрязняется воздух. Для того чтобы дышать свежим воздухом, нужно проветривать кухню.

Вредные вещества выделяются в воздух и от пламени костра, и когда горит мусор на свалках или опавшие листья на дачных участках.

Свеча, стеклянный или фарфоровый предмет.

Мусор и птицы

Показать детям, как люди способствуют загрязнению окружающей природы, как от этих действий страдают животные. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать формированию экологической культуры поведения.

Взять пластиковую упаковку, из-под металлических банок с газированной водой, находящуюся в коробке. (Упаковка представляет собой прозрачный пластиковый лист с отверстиями для каждой банки.) Рассказать детям, что иногда такие упаковки попадают в море. В этом же море плавают утки, лебеди, гуси, чайки и другие птицы. Представьте, что какая-нибудь неосторожная птица засунула голову в одно из отверстий упаковки и застряла в ней. Как ей теперь выпутаться? Предложить каждому ребенку с помощью руки изобразить голову и шею лебедя. Наденьте детям на запястья кусочек упаковки так, чтобы он оказался у них на руке (как у лебедя на шее). Пусть попробуют снять упаковку, не помогая себе другой рукой. (Ведь у лебедя нет рук.) Насколько сложно это сделать?

Вывод. Многие птицы попадают в такие упаковочные «ловушки» и не могут из них выбраться. Нельзя бросать мусор на берегу моря, реки, озера.

Упаковка (полиэтиленовые пакеты)

Май «Моя семья»

Тема недели

Тема

Цель, задачи

Описание опыта

Материал, оборудование

«Правила поведения в общественных местах»

Кто живет в почве?

Формировать представления об обитателях почвы, воспитывать бережное отношение к природе.

Рассмотреть образцы почвы через лупу: есть ли в ней какие-нибудь живые существа? В группе зарисовать всех, кого обнаружили. Вывод. В почве есть свои жильцы.

 

Лупы, образцы почвы

Тяжелая – легкая

Выявить зависимость тяжести почвы от погодных условий, учить формулировать выводы в ходе практических действий.

В солнечный день предложить потрогать землю руками, какая она: сухая (рассыпается в руках). Полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее руками (она стала липкой, склеивается в комочки). Выдать каждому ребенку по 2 пустых пакета. Предложить детям насыпать в один пакет сухую землю, а в другой – мокрую, «взвесить». Вывод: от влаги почва становится тяжелее сухой.

Лейки с водой, по 2 пакета, земля

«День Победы»

Состояние почвы в зависимости от температуры.

 

Выяснить зависимость состояния почвы от температуры воздуха, развивать любознательность.

Воспитатель предлагает детям потрогать руками почву на солнце и ту, которая в тени. Постараться разбить земляные комочки теплые и холодные. Вывод: земля на солнце теплее и теплые комочки легко разбиваются. В тени земля холодная. Комочки примерзают и не отрываются от земли. Земля от солнца прогревается.

Почва

Летающие семена

Продолжать знакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Рассмотреть их с помощью лупы. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например, горох и семена сосны).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

Семена гороха, сосны, лупы.

«Цветы луга и сада. Насекомые. Первоцветы»

Строительные свойства песка и почвы.

 

 

 

Продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов, обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы.

 

Воспитатель предлагает детям собрать камни на участке, полить водой почву и песок, построить 2 башни из камней. Слои камней одной башни «промазывать» слоями мокрого песка. Каменные слои второй башни «промазать» слоями мокрой почвой. Выяснить, какая прослойка будет более устойчивая к палящим лучам солнца: из мокрого песка или мокрой почвы. Вывод: более устойчивая прослойка к палящим лучам солнца из мокрой почвы. Мокрая почва «склеила» камни, а песок высох и высыпался.

Камни, песок, почва, лейки с водой

Своды и тоннели

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми; закреплять умение обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы.

 

Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой. Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.

Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

«День семьи.

Отношения»

Мой веселый звонкий мяч

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, познакомить с понятием «упругость»; учить формулировать выводы в ходе практических действий.

 

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать Детям предлагается постучать сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает, а другой почти не скачет? Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Резиновые мячи (надутые и спущенные)

Перемещение тени

Закреплять знания детей о причине появления тени; продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать любознательность.

В солнечную погоду воспитатель обращает внимание детей на тень человека, ее размеры, форму, как «она ходит», «бегает» за каждым, как исчезает. Воспитатель организовывает рисование на асфальте или песке (на открытом солнечном месте): педагог рисует круг диаметром 20-25 см., в него спиной к солнцу встает ребенок, дети обрисовывают его тень, воспитатель отмечает время. Через час тот же ребенок снова встает в круг спиной к солнцу, дети обводят по контуру его тень, воспитатель обозначает время. Вечером опыт с рисованием тени продолжается. Если рисунок сделан мелом на асфальте, наблюдения могут длиться несколько дней – в итоге получатся солнечные часы. В результате данного эксперимента дети увидят, что тень каждый раз на новом месте, в одно и то же время.

Мел

«До свидания, детский сад. Здравствуй, школа!»

Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить

 

Закреплять представления детей о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений. Включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера.

Предложить детям рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать. Вывод: растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.

Лейки с водой, палочки

Что будет, если не поливать?

Выяснить важность воды для растений

Воспитатель выбирает один цветок на клумбе и не поливает (он спит, его не беспокоят). Остальные цветы дети поливают. Через несколько дней рассматривают все цветы на клумбе, сравнивают их.

Вывод: «сонный» цветок завял без воды. Остальные поливаемые цветы сочные, живые. Вода необходима для растений

Клумба с растениями, вода

 

Литература:

  1. Батова И.С. «Опыты и эксперименты с веществами и материалами», Волгоград, «Учитель», 2017г
  2. Деркунская В,А. «Игры-эксперименты с дошкольниками», М., Центр педагогического образования, 2013 г.
  3. Рыжова Н.А. «Волшебница – вода», М., «Линка-Пресс», 1997 г.
  4. Рыжова Н.А. «Воздух-невидимка», М., «Линка-Пресс», 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно – экспериментальная деятельность на прогулке с детьми средней группы «Свойства песка и глины»

Цель:1. Познакомить с такими свойствами песка и глины, как рыхлость и впитываемость;2. Развивать трудовые навыки;3. Воспитывать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентиро...

Организация опытно-экспериментальной деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Организация опытно-экспериментальной деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности на год в старшей группе с целями и описанием опытов....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные растения»

Растения, как и все живые организмы, способны расти и развиваться. Но, в отличие от многих животных, растение растет всю свою жизнь. Прекращается рост  – растение умирает. Рост  &ndash...

Перспективное планирование опытно- экспериментальной деятельности на прогулке с детьми старшей группы

Перспективное планирование опытно- экспериментальной деятельности на прогулке с детьми старшей группы...