Консультация для педагогов Тема: « Развитие речи детей через обучение рассказу по картине»
консультация
Консультация для педагогов «Развитие речи детей через обучение рассказу по картине»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rasskaz_po_kartine.docx | 42.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сабинский детский сад общеразвивающего вида № 2 «Эллуки» п.г.т. Богатые Сабы муниципального района Республики Татарстан»
Консультация для педагогов
Тема: « Развитие речи детей через обучение рассказу по картине»
Воспитатель по обучению русскому языку:
Мухаметдинова Г.М.
Богатые Сабы, 2020 год
Консультация для педагогов «Развитие речи детей через обучение рассказу по картине»
Младшая группа
Подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание. С помощью вопросов педагог учит показывать то, что нарисовано на картине. Важно сразу выделить центральный образ. Чтобы дети поняли содержание картины, нужна предварительная беседа, в которой используется личный опыт детей о событиях, сходных с изображенными на картине. Это вызывает у детей оживление, определенный эмоциональный настрой.
Основной методический прием – вопрос. С помощью последовательных вопросов обеспечивается целостность восприятия картины. Неудачные вопросы воспитателя побуждают детей к простому перечислению и снижают интерес детей к занятию (пример: Что нарисовано на картине?). В конце занятия – обобщающий рассказ воспитателя. Речь педагога должна быть четкой, лаконичной, образной, эмоциональной.
Средняя группа
Обучение остается прежним. Но у детей 4-5 лет возрастает мыслительная и речевая активность, что дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований. Вначале воспитатель дает пример стройного выразительного высказывания. Речь педагога должна быть четкой, лаконичной, образной, эмоциональной. Основной прием – вопрос, чтобы ребенок учился строить развернутые связные высказывания. Нечетко поставленные вопросы тормозят развитие речевых навыков, а чрезмерно дробные вопросы приучают к однословным ответам. Опираясь на речевой образец или схему, дети описывают объекты. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины определяется вопросами воспитателя.
Старшая группа
Используем самостоятельное составление рассказов по картине с помощью планов-схем. Методические приемы – беседа, коллективный рассказ, речевой образец. Описание педагога раскрывает наиболее трудную или менее заметную часть картины. Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам. Чтобы занятие прошло успешно, за 2-3 дня до него организуют занятие по рассматриванию картины. Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. В дальнейшем на одном занятии сочетают 2 вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней. В старшей группе можно применить следующий прием: воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой с помощью вопросов.
Подготовительная группа
Картины используются на занятиях более широко. Требования к детскому рассказу возрастают: содержание, логическая последовательность изложения, точность описания, выразительность речи. Дошкольники самостоятельно рассматривают картину перед составлением рассказа.
Воспитатель дает план или схему рассказа, ребенок повторяет последовательность. При необходимости воспитатель дает образец правильного употребления слова, построения фразы. Педагог предлагает детям самостоятельно обдумать последовательность рассказа, пофантазировать. В завершение работы воспитатель может предложить аналогичную по содержанию картину для полностью самостоятельного рассматривания и рассказывания.
Требования к подбору картин.
Младший возраст (3-5 лет )
1. Содержание картины должно быть детям доступно, знакомо (по программе) - игры со знакомыми игрушками, некоторые домашние и дикие животные (заяц). В этом возрасте картина почти никогда не является источником новых знаний .
2. Композиция картины должна быть простой, одноплановой. Количество персонажей от 1 до 4 .
Старший возраст (5-7лет )
1. Содержание картин, как правило, детям незнакомо. Чаще темы « Времена года», «Труд взрослых» или « Дикие животные».
2. Композиция сложная, многоплановая. Количество персонажей может быть достаточно большим.
Рассматривание картины.
Детям предлагается для рассмотрения картины, которую они еще не видели. Можно использовать небольшие поэтические произведения, загадки. Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей, постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь к рассмотренному. Если на картине нет крупных персонажей, то рассматривание начинается с персонажа, который несет основную нагрузку. Если же смысловая нагрузка персонажей одинакова, то начинают с того, кто находится на переднем плане.
Приемы при рассматривании картины: - вопросы по смыслу картин; -работа над названием картины, кличками персонажей.
Типы вопросов для выяснения общего смысла картины ( в младшем возрасте –от лица внесенного персонажа)
1. Что вы видите на картине? Что делают дети? (Играют с матрешками)
2 .Вопросы о главном персонаже картины. «А как играет мальчик? – Мальчик играет с матрешками, расставил чашки. Он хочет их покормить».
3. Вопросы, требующие сопоставление фактов и простейшего вывода – вопросы поискового характера: откуда, зачем, почему? Эти вопросы заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Вопросы требуют полных, распространенных ответов.
4. Вопросы для перехода от одного персонажу к другому: «Итак, мы рассмотрели, как мальчик играет. А как девочка играет? ».
5. Вопросы для перехода за пределы изображенного – в младшей и средней группе: «Как вы думаете, что говорит мальчик? Что говорит девочка?»;
- в старшем возрасте: «Что было до этого, что будет потом?»
Работа над названием картины
В младшей и средней название говорит сам воспитатель.
В старшей и подготовительной группе детям предлагается самим придумать название картины или воспитатель предлагает детям из нескольких вариантов один более точный.
Работа с именами и кличками
В младшей и средней группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям - воспитатель сам предлагает слова.
В старшем дошкольном возрасте этот прием следует использовать редко, как правило, дети придумывают имена и клички животных.
Рассказ воспитателя.
В конце рассматривания воспитатель подводит итог, где отражает основные связи и отношения объектов. Это должен быть художественный рассказ, а не простое перечисление объектов:
1) рассказ воспитателя должен быть длинным: Младший/средний возраст – 7 - 13 предложений. Старший/подготовительный - 13-18 предложений.
2) рассказ должен быть эмоциональным, в него включают фразы, содержащие вопрос, удивление, восхищение, прямую речь.
3) предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины.
4) если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами, то их желательно включить в рассказ .
5) вместо своего рассказа воспитатель может прочитать художественное произведение, которое подходит к содержанию картины. В этом случае
требование к рассказу не учитывается.
Образец на начальном этапе (3-5лет) дается в начале занятия. Если при повторении образца дети включают свои мысли, воспитатель за это их хвалит, поощряя творчество. В старшей группе образец дается в конце занятия, чтобы дети смогли сравнить свои рассказы с рассказом воспитателя.
Рассказ детей.
Детей нужно учить рассказывать о персонажах так, чтобы слушатели его сразу узнали. Для полноты рассказа используются схемы. А воспитатель обязательно должен дать указания – с чего начать, о чем говорить в середине и как закончить.
Воспитатель отмечает в детских рассказах:
1.Любое творчество, даже если рассказчик придумал только свою кличку животного. 2.Внимательность.
3.Полноту рассказа (начало, середина, конец). 4.Последовательность. 5.Выразительность изложения.
Итак, для того, чтобы работа с картиной была эффективной, нужно соблюдать следующие правила:
Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря,
формирование грамматически правильной речи;
После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного
содержания без лишних деталей;
Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты,
рекомендованные методикой;
По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
Литература
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по теме: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"
Консультация по теме: « Развитие речи детей через театрализованную деятельность».ТЕАТРТеатр - и зрелище и школа для народа,Будить сердца людей - вот в чем его природа!На путь неправедный он не дает св...
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
Консультация для воспитателей«Развитие речи детей через театрализованную деятельность»...
консультация для воспитателей "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"
консультация для воспитателей по развитию речи детей через театрализованную деятельность...
Консультация для родителей «Развитие речи детей через музыкальные занятия»
Консультация для родителей из опыта работы...
Консультация для родителей: "развитие речи детей через театрализованную деятельность"
Материал предназначен для воспитателей детских садов. Материал можно поместить в родительском уголке....
Консультация по теме «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
Консультация по теме «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»...
Консультация для родителей. Развитие речи детей через игры детей с мячом.
Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....