Проект "Театр песни"
проект
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ТЕАТР ПЕСНИ»
I этап: Целеполагание.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
В 90-х годах прошлого столетия эта проблема была поставлена в нашей стране, как государственная.
С2007 года существует Федеральная целевая программа «Дети России», которая направлена на поддержку, развитие и социализацию одаренных и талантливых детей, поскольку от решения данной проблемы зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства.
В психолого- педагогических исследованиях (Б.Г. Ананьев, Д.Б.Богоявленская, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Б.М. Теплов и др.) утверждается, что основой для развития художественно-творческой одаренности является дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте начинается становление личности ребенка, раскрываются потенциалы и способности, в том числе и художественные.
Результат проводимых наблюдений и диагностики музыкальной одаренности детей в ДОУ позволяет сделать вывод о необходимости построения образовательного пространства, обеспечивающего развитие художественно-творческой одаренности детей.
При характеристике одаренности ребенка дошкольного возраста мы опирались на определение академика, члена международной ассоциации «Одаренные дети» А.М. Матюшкина, который понимает одаренность как развивающееся творчество.
По мнению К.В. Тарасовой, чрезвычайно плодотворным представляется общий подход к музыкальной одаренности, сформулированный Б.М.Тепловым, который ввел категорию музыкальной одаренности и подчеркнул, что она не сводится только к специальным моментам, связанным с музыкальностью. В ней (как и в других видах специальной одаренности) важны и более общие индивидуально-психологические особенности.
Все эти особенности в полном объеме проявляются в личности зрелого музыканта. В дошкольном же возрасте можно увидеть лишь некоторые предпосылки будущих профессионально важных качеств личности. Сравнение одаренных (не только музыкально) дошкольников с детьми, не проявившими себя как одаренные, показало, что основное различие между ними не в специальных способностях, а в творческости.
Творческость проявляется, прежде всего, в стремлении к созданию нового продукта. Творчество окрашивает яркими красками повседневную жизнь ребенка, который превращает в творческую любую внешне репродуктивную деятельность. Принципиальное отличие творческой деятельности в том, что ею движет познавательная, исследовательская потребность, а в художественной деятельности, наряду с познавательной, реализуется духовная потребность и потребность в самовыражении. Еще одна отличительная черта творческих мотивов – их процессуальный характер (что роднит их с игровыми и указывает на общие генетические корни). Это означает, что ценным является не только результат, но и сам процесс творческой деятельности.
Известно, что на ранних этапах развития человеческой истории искусство носило синкретический характер.
Полная художественная картина мира может быть воссоздана лишь при комплексном воздействии на человека различных видов искусства.
Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно – творческой деятельности.
Опираясь на идею интеграции, возникающую из понимания природы музыки, изобразительного искусства и художественной литературы, становится очевидным, что овладение ребенком такими видами искусств, требует нахождения «компромиссного пространства». Найти его не составило особого труда – это театр. Театр не случайно обладает репутацией самого демократичного, самого доступного вида искусства. Он может перевести предельно абстрактный художественный образ на язык действия, визуализировать слово и звук. Он, как центр притяжения, стягивает все виды искусства в одно целое, предоставляя им свое пространство для встречи.
Поиск педагогических средств построения творческого образовательного пространства, способствующего развитию художественно- творческой одаренности ребенка дошкольного возраста приблизил нас к идее создания программы «Театр песни».
Пение - один из основных видов музыкальной деятельности детей. Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков. О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.
Поскольку пение - психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организованно, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.
Однако, несмотря на большой интерес к проблеме певческого развития ребенка и ее практическую значимость, методика формирования певческого голоса дошкольника не имеет достаточной целостности (мотивация на творческое исполнение песни, высокий уровень интонирования мелодии голосом, здоровьеобразующая деятельность) Это побудило к созданию данной программы.
Программа для талантливых детей «Театр песни» разработана с учетом ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста – игрой. Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие. Мотивация детей на пение в игровой форме и применение инсценирования текста песен в качестве основного дидактического материала позволяет организовать работу педагога с учетом особенностей талантливых детей, создает положительный эмоциональный фон на занятиях, вносит элемент творчества в деятельность детей.
Данная программа сочетает в себе два основных направления- художественно-эстетическое и физкультурно – оздоровительное.
Первое из них представлено театрализованным исполнением песни, в котором, наряду с сюжетно-ролевыми движениями, используются дидактические, рассчитанные на приобретение навыков чистого интонирования мелодии голосом.
Оздоровительная деятельность курса «Театр песни» осуществляется в виде вокально-речевой гимнастики (технология М.Л.Лазарева «Целебные звуки», программа «Здравствуй»), важным результатом которой является повышение эмоционального интеллекта и общего уровня здоровья ребенка.
Цель проекта
Максимальное раскрытие творческого потенциала одаренного дошкольника во всех доступных ему видах музыкальной деятельности.
Задачи проекта
Педагогическая - обеспечить условия для развития креативности талантливых детей.
Образовательная – развивать детей средствами искусства, сформировать восприятие музыкальных образов и способности выражать их в пении, движении.
Развивающая - стимулировать познавательные процессы личности ребенка (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Обогатить его эмоционально-волевую сферу. Расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребенка (вербальными и невербальными средствами коммуникации).
Воспитывающая - обеспечить интерес и любознательность талантливых детей, развивать их художественный вкус. Разнообразить оздоровительную работу в дошкольном учреждении (профилактика заболеваний дыхательной системы)
Участники проекта
1. Подгруппа детей среднего и старшего дошкольного возраста.
2.Музыкальный руководитель.
3.Воспитатели.
4.Родители.
5.Руководитель ИЗО.
Планируемый результат
В результате создания творческой атмосферы, предоставленной ребенку инициативы, он может превратить в творческую, любую внешне репродуктивную деятельность.
II этап: Разработка проекта
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
3. Консультации для педагогов и родителей.
III этап. Выполнение проекта.
Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье.
Перспективное планирование музыкальных занятий с учетом результатов диагностики. Разработка цикла музыкальных занятий с использованием синтеза искусств и здоровьесберегающих технологий.
Планирование концертных программ для гастролей по учреждениям города.
Издание сборника авторских музыкально-хореографических импровизаций детей, изготовление театральных афиш.
IY этап: Презентация проекта.
Мини – спектакли, гастрольные программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песня ученых (на мелодию "Песня первоклассника (То ли еще будет)
Эту песню можно использовать для проведения мероприятий, посвященных Году науки....
Сценарий детского фестиваля экологической песни "Песню радости и счастья мы поём тебе, Земля!"
Сценарий детского фестиваля экологической песни "Песню радости и счастья мы поём тебе, Земля!" приурчен к IX международной акции "Спасти и сохранить"....
Авторская песня "Трёхглазый хозяин дорог" на мелодию детской песни "Песенка Мамонтёнка"
Авторская песня о знании Правил Дорожного движения...
ПЕСНИ НЕЖНОСТИ. Колыбельные песни.
ПЕСНИ НЕЖНОСТИВ данной статье рассмотрено на сколько важно влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка. Особенно в раннем детстве, когда формируется внутренний мир ребенка....
Авторская песня для детей "Солнечная песня"
Песня отлично подойдет для детского исполнения на праздник семьи, любви и верности, также на 8 марта!...
Сценарий конкурса патриотической песни "Песни, опаленные войной"
Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения...
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...