Картотека игр-экспериментов в летний период для детей второй младшей группы.
картотека (младшая группа)

Царькова Валентина Ивановна

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.
Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Предлагаю подборку игр-экспериментов для детей второй младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_2mladsh.gr-pa.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр-экспериментов  в летний период для детей второй младшей группы.

Июнь

«Считалочка-купалочка»

Цель: знакомство со свойствами воды: льётся, движется.

Материалы и оборудование.  Ванночка с водой, игрушки.

Ход. Художественное слово

Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!

Педагог предлагает  детям поиграть с водой, обращает  их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

Результат. Дети двигали воду руками в разных направлениях.

Вывод. Вода льется, переливается,  движется по направлению движения руки.

«Времена года»

Цель: Выявление  свойств воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Материалы и оборудование. Ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

Ход.

Художественное слово            

Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.

Педагог берет две широких чашки. В одну наливает холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». Педагог предлагает детям потрогать рукой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем педагог берет четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку кладет маленький кусочек льда («зима»), в другую наливает чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Дети определяют, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.

Результат. Дети определяли температуру воды, какому времени года соответствует холодная вода, а какому –теплая.

Вывод. Вода может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

«Пейте куклы вкусный сок»

Цель: Выявление  свойств воды и красок, способностей   красок растворяться в воде и изменять её цвет.
Материалы и оборудование.  Акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Ход. Художественное слово

Однажды зайка решил показать маме фокус.  Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама.

Педагог предлагает детям приготовить для кукол разноцветный сок,  привлекает внимание детей элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»
Педагог предлагает накрыть на стол, расставить стаканы, усадить кукол, угостить напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый,  жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.

Результат. Дети раскрашивали воду, добавляя в нее краску .

Вывод. Краски растворяются в воде и изменяют ее цвет.

«Сказка о том, как радуга в воде купалась»

Цель: Знакомство с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной красок.

Материалы и оборудование.  Семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь цветов гуашевых красок.

ХодХудожественное слово

 Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало и подумала: «Какая же я красивая!». Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами, окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере стала прозрачной, а малыши принесли домой красивые и яркие рисунки.

Радуга в воде бывает не только в сказке. Педагог предлагает детям раскрасить воду красками, предлагает  окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в стаканчик с водой. По очереди дети проделывают то же самое и с другими красками. Получится семь стаканчиков, соответствующих цветам радуги. Затем предлагает добавить в  окрашенную воду другие цвета для получения промежуточных оттенков.

Результат. Дети раскрашивали воду красками в семь цветов радуги.

Вывод. Воду можно раскрасить в определенный цвет, добавив в нее краску.

Июль

«Кто живёт в воде»

Цель: Развитие познавательного  интереса и воображения.

Материалы и оборудование. Синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист

Ход.

Художественное слово            
Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться ещё разик.

В песочнице живут песочные человечки, а в воде  (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Педагог предлагает  детям синий и голубой карандаши или акварельные краски и просит их самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.

Результат. Дети изображали водяных и песочных «человечков»

Вывод. Если проявить фантазию, с помощью карандашей или красок можно создать воображаемых песочных и водяных человечков на бумаге.

«Что легче, что тяжелее?»

Цель: Выявление , что песок легче камней.

Материалы и оборудование. Стаканы, песок, камни, мелкие игрушки.

Ход. Дети берут два стакана с водой. В первый высыпают из ложки камушки, во второй — песок. Камушки опускаются на дно стакана быстрее, чем песок.

Результат. Дети насыпали в стаканы с водой песок и камни, определяли, что легче, а что тяжелее.

Вывод. Песок легче камней.

«Секретики в песке»

Цель: Обнаружение  свойства песка.

Материалы и оборудование.  

Ход. Педагог прячет в песок разные мелкие игрушки.

Можно спрятать всё в песок,

А потом идти искать,

1, 2, 3 — бери совок.

Постарайся угадать:

Где утёнок, где машинка,

Шарик, палочка, резинка?

Ты копай, копай, копай,

Все находки доставай!

Дети погружают руки в песок и проговаривают свои ощущения (песок тёплый, приятный, ласкает пальчики, сыплется, легко копается). Затем отыскивают названные в стихотворении предметы. Педагог предлагает детям поиграть с песком.  Дети пробуют лепить куличики из сухого песка. Они рассыпаются. Педагог спрашивает, что нужно сделать, чтобы куличики получились (полить песок водой).

Результат. Дети выявляли свойства песка

Вывод. Песок легко копается, поэтому в земле прячут клады, закапывают «секретики». Сухой песок не лепиться, его нужно полить водой.

«Песок сохраняет форму»

Цель: Формирование  представления детей о свойствах мокрого песка.

Материалы и оборудование. Формочки, песок, поднос, вода.

Ход. Дети лепят куличики из мокрого песка, выкладывают их на поднос и убеждаются, что мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которой он находился.

Результат. Дети лепили куличики, выявляли свойства мокрого песка.

Вывод (помогает сформулировать воспитатель): когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом, поэтому мокрый песок сохраняет форму ёмкости.

Август

«Песок не растворяется в воде»

Цель: Показать детям, что песок не растворяется в воде.

Материалы и оборудование. Стаканы, вода, песок.

Ход. Дети насыпают в стакан 1/3 песка и заливают его водой, перемешивают. Спустя некоторое время (после физкультминутки) дети сливают воду, песок остаётся на дне.

Результат. Дети определяли свойства песка.

Вывод. Песок не растворяется в воде.

«Движение песка»

Цель: Знакомство детей с тем, что сухой песок не держит форму, он движется.

Материалы и оборудование. Воронка, песок.

Ход.

Дети берут воронку, насыпают через неё песок в одно и то же место, постепенно образуя конус. Замечают, что то в одном, то в другом месте возникают «сплывы».

Результат. Дети насыпали песок через воронку, образуя конус, и наблюдали за его движением.

Вывод. Песок движется, его движение похоже на течение воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий летнего развлечения для детей второй младшей группы "На лесной полянке"

Данный сценарий посвящен проведению летнего праздника на улице с детьми 3-4 лет...

Сценарий летнего праздника для детей второй младшей группы.

Летнее развлечение для младших дошкольников....

Сценарий летнего развлечения для детей второй младшей группы "В гости Солнышко зовем"

Сценарий летнего развлечения для детей второй младшей группы "В гости Солнышко зовем"Описание материала: сценарий летнего развлечения во второй младшей группе. Материал может быть интер...

Сценарий летнего досуга для детей второй младшей группы «1 июня – День защиты детей»

Цель:создание радостной атмосферы, положительного эмоционального фона общения детей со сверстниками, условий для развития двигательной активности детейЗадачи:Образовательные: расширять знания детей о ...

Картотека дидактических игр в адаптационный период. Для детей второй младшей группы

Департамент образования Администрации города ЕкатеринбургаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад   Картотека дидактических игрв адаптационный период....

Сценарий летнего досуга для детей второй младшей группы «1 июня – День защиты детей»

Сценарий летнего досуга для детей второй младшей группы «1 июня – День защиты детей» ...

Картотека игр-экспериментов в летний период для детей второй младшей группы

- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;- обогащение представлений малышей об объектах неживой природы;- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, ...