Анализ развивающей предметно – пространственной среды в средней группе (разновозрастной) «Васильки» на аттестацию.
учебно-методический материал (средняя группа)
Предметно - развивающая пространственная среда в ДОО одно из основных средств развития личности ребёнка, источник его знаний и социального опыта, своеобразная форма его самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_sredytxt.docx | 967.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ развивающей предметно – пространственной среды в средней группе (разновозрастной) «Васильки» на аттестацию.
Предметно - развивающая пространственная среда в ДОО одно из основных средств развития личности ребёнка, источник его знаний и социального опыта, своеобразная форма его самообразования.
Предметно – развивающая пространственная среда в ДОО проектируется на основе:
- требований ФГОС ДО (приказ Мин образования и науки РФ от 2013);
-СанПин 2.4 .п 1;
- реализуемой в ДОО Основной образовательной программы;
- материальных и пространственных условий;
-общих принципов построения предметно развивающей пространственной среды п 3.3
-предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности уединения п 3.3. 2.
Центры активности организованы на основе интеграции содержания видов деятельности по направлениям:
-социально – коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство предметно – развивающей среды условно разделено на основные зоны: рабочая, активная, спокойная.
Активная зона - занимает большую площадь в группе, включает в себя:
- центр сюжетно ролевой игры;
-- центр двигательной активности;
- центр строительно – конструктивных игр;
- центр музыкально – театрализованной деятельности;
Рабочая зона – совместная и регламентированная деятельность детей и педагога:
-центр познавательной и исследовательской деятельности;
- центр продуктивной и творческой деятельности;
- центр речевого, логико – математического и сенсомоторного развития.
Спокойная зона:
- центр книги;
- центр уединения.
Социально – коммуникативное развитие отражает освоение социальных ролей и профессий в различных бытовых сюжетах, где дети воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности. Игра в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования и активности. Для этих целей в группе создан центр сюжетно – ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров помогающих отразить социальный быт в играх «Магазин», «Поликлиника», «Семья», «Салон красоты», «Мастерская», игры с транспортом «Гараж», «Парковка». Освоение профессий продавец, доктор, парикмахер, шофёр и др.
- машинки разного назначения, наборы инструментов для ремонта;
-наборы инструментов для сюжетных игр «Больница»,
- атрибуты для ролевой игры «Магазин» (халаты, фартуки, накидки, касса, весы, продуктовые наборы, тележки);
- атрибуты для ролевой игры «Салон красоты;
- разнополые куклы, сезонная одежда, коляски, кровати;
- кухонный гарнитур (наборы столовой, чайной посуды), диван, дамский столик, утюг, телефон, сумочки.
Задачей центра «Азбука безопасности» является формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы и быта:
- макет перекрёстка (модели дорог, улиц, домов, пешеходного перехода);
- набор дорожных знаков, макет светофора;
- костюм пожарного, инспектора ГИБДД , атрибуты инспектора ДПС ( жезлы, жилеты);
-набор транспортных средств разного назначения;
- дидактический материал по ПДД и ППБ ( альбомы, плакаты, картинки, мультимедийные презентации).
Центр «Уединения» в группе необходим для формирования психологической стабильности, снятия переживаемых стрессовых ситуаций. У ребёнка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность. Восстановить силы, пополнить запас энергии, почувствовать себя защищённым. Центр представлен многофункциональной мобильной ширмой.
Познавательное развитие - предполагает развитие познавательной деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире. Предметно – пространственная среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование. Которое рассматривается как практическая поисковая деятельность, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимости явлений.
Центр природы опытов и экспериментирования «Юный эколог». Здесь созданы условия для наблюдения за комнатными растениями, правильному уходу за ними.
-алгоритм ухода за комнатными растениями, различные схемы и модели;
- предметы и материалы для ухода за растениями (лейки, фартуки, рыхлители);
- наглядный материал по ознакомлению с растениями и животными в природе (схемы, модели);
- календарь наблюдений в природе.
Проводятся простейшие опыты и эксперименты с живой и не живой природой, рукотворным миром. В результате которых развивается мышление детей, любознательность, познавательная активность.
- приборы - помощники: лупа, компас, магниты, бинокль, песочные часы;
- сосуды различного объёма и формы;
-природный материал: коллекция камней, почвы, песок, опилки, шишек, ракушек, семян, кедровые орехи, скорлупки грецких орехов, древесная стружка, сахар, соль, крупы, мука;
- утилизированный материал: пластиковые трубочки, пробки, губки поролоновые, контейнеры из киндер;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, спринцовка, свеча, воронка, пробирки;
- технические материалы: пинцет, ложка, гайка, скрепки, зеркала, ситечко.
- пластмассовые предметы, деревянные предметы, набор цветных стёклышек, форма для льда, воздушные шары;
- разновидности тканей.
Центр патриотического воспитания «Моя Родина» создан для ознакомления детей с историей нашей страны, достопримечательностями и природой родного края . Государственной символикой страны и города. Русскими народными промыслами и традициями. Способствует формированию культурно – ценностной ориентации, духовно – нравственной основы личности.
- флаг, герб, гимн РФ, портрет президента страны В.В Путина, главы города Ерёмина С.В;
- фотоальбом родного города, его достопримечательностей;
- иллюстрированный материал краеведческого характера «Город, в котором мы живём»;
- мультимедийные презентации «Мой край родной», «Природа и животные красноярского края».
Центр строительно – конструктивных игр «Юный строитель» способствует развитию детского творчества, конструктивных способностей. Дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, ориентировку в пространстве. Происходит развитие мелкой моторики, совершенствуется координация движений пальцев и кистей. Также развиваются психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие. Центр достаточно мобилен, любой конструктор легко перемещается в любое пространство и место.
- конструкторы с разными способами крепления, лего;
- напольный строительный материал ;
- наборы разных мелких игрушек; - тематические строительные наборы ( крестьянское подворье, домик, гараж);
- мелкие игрушки для обыгрывания построек;
-«парковка», транспорт мелкий;
- машины легковые и грузовые, корабль, лодка, самолёт, вертолёт;
- крупный и мелкий деревянный строительный материал.
Конструктивная деятельность организуется с подгруппами и индивидуально. Игры разворачиваются на ковре или на столе, и комбинируются с другими видами деятельности.
Цель создания центра логико – математического развития: стимулировать познавательную активность детей; побуждать их к разнообразной деятельности в области овладения математическими представлениями умениями, навыками; усваивать и перерабатывать информацию, выделять главное; строить логические связи.
-дидактические игры «Подбери узор», геометрическая мозаика, «Ассоциации», лото «Фрукты и овощи», «Сходства и отличия, «Парные картинки», лото «Части тела», «Найди пару», «Что, откуда, почему?», «Противоположности», «Картинки – половинки», »Мы похожи», «Сложи картинку», «Части суток», Учимся сравнивать», «Сколько не хватает», «Чей это домик».
- настольные игры – ходилки «Азбука», «Барбоскины», «Крутые гонки»;
- пазлы «Любимые мультфильмы», «Логика», «Говорящие картинки»;
- наборы геометрических фигур, цифр;
– счёты настольные, счётные палочки;
- счётный материал: игрушки, матрёшки, ёлочки;
- часы, модель дней недели, месяцев;
- шашки, шахматы.
Физическое развитие - для реализации целей и задач данной образовательной области в группе оборудован центр физического развития «Крепыши». Разнообразные физкультурные и спортивные пособия повышают интерес детей к выполнению движений, ведут к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья детей.
Основная часть содержания центра представлено нетрадиционным оборудованием, что пользуется особой популярностью среди ребят. Трансформируемость оборудования центра зависит от меняющихся интересов и возможностей детей, зависимости от образовательной ситуации.
- «Вильбоке» материал – пластиковые бутылки, шнурок, капсулы от киндер. Вариант игры: подбрасывать капсулу вверх и бутылкой ловить её;
- Попади в корзину» - вязаные мячики разных цветов, подставка с четырьмя вазами. Вариант игры – попадание в цель;
- «Солнышко» материал: солнышко, к которому прикреплены ленточки, к их кольцам крепятся деревянные палочки. Вариант игры: раскручивать и скручивать солнечные лучики, перепрыгивать через лучики, лазанье под лучики;
- пипидастры;
- «тренажеры» материал: капсулы от киндер, шнур, кольца. Цель: укрепление мышц спины, груди, ног, развитие силы;
- кольцеброс напольный, массажные дорожки, дартц на липучке;
- резиновые мячи, скакалки, флажки, ленточки, кегли;
- настольный футбол.
С целью реализации задач речевого развития в группе используется центр речевого развития «Речевичок», который способствует содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. В данном центре создаются условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В центре содержится игровой, дидактический и наглядный материал:
-картотека артикуляционной гимнастики;
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека дыхательных упражнений (самолёты, вертушки – предметы для поддувания);
- Материал для обучения грамоте: магнитная доска, плакаты по составу слова (гласные и согласные, деление на слоги), различные фишки, наборы магнитных букв, азбука в картинках, буквенное домино, лото со словами в картинках, альбомы на каждый звук;
- формирование навыков звукопроизношения: альбомы на каждый звук, индивидуальные конверты с фишками, набор азбук, « Домик» местоположение звука в слове, «Замки» - мягкие, твёрдые согласные.
- формирование фонематического слуха: Д\И «Каждому звуку комнату», «Назови лишнее слово», Лото «Назови картинку и найди где звук», «Найди фишке место», «Разгадай ребус», «Волшебный кубик» и др;
- лексики – грамматический строй: Д/и «Найди лишнюю картинку», «Что за предмет», «Угадай игрушку», предметные и сюжетные картинки по лексическим темам лото «Мир животных», «Детёныши», «Профессии», «Дорожные знаки», «Овощи и фрукты», «Птицы», «Лесные звери», «Лесные звери», «Морские обитатели», «Африканские звери», «Насекомые и пресмыкающиеся», «Времена года»;
- Обогащение словаря: «Сравни предметы», «Кто что делает», «Назови как можно больше предметов», «Всё наоборот», «Скажи по другому», «Что не так», «Кто это, кто это», «Парные рисунки», «Из чего сделано», «Скажи ласково», «Один много», «Скажи какой», с мячом «Ассоциации»;
- формирование навыков связной речи: «Зоопарк», «Часы», «Звонок», «Собери картинку», «Угадай, чьи это вещи», «Исправь ошибку», «Разноцветный сундучок», «Отгадай-ка», «Какая картинка не нужна», «Что изменилось», «Пойми меня», «Нарисуй сказку», «Составь рассказ».
Центр книги «Книжный дом», создан с целью приобщения к словесному искусству, развитию художественного восприятия и эстетического вкуса детей.
- книги различной тематики и жанров: энциклопедии, сказки, рассказы, детский фольклор, сборники стихов:
-книги самоделки;
- книги, рекомендованные программой;
- тематические выставки (писатели, жанры;
- методические пособия «Герои русских народных сказок»;
- детские журналы, газеты.
Реализовывая образовательную область художественно – эстетического развития в группе создан центр продуктивной и творческой деятельности «Цветные ладошки». Центр творчества выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне их рукотворной действительности, удовлетворение потребностей в самовыражении. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал:
- мелки, акварель, гуашь, бумага разной фактуры, кисти, карандаши, фломастеры, пластилин, ножницы, тесто для лепки, клей;
-альбомы с образцами народно – прикладного искусства;
- схемы последовательности рисования отдельных предметов (животных, человека, деревьев);
- губки, штампы, ватные палочки, ватные диски, коктейльные трубочки;
- семена тыквы, арбузные семечки, кедровые орехи, скорлупа грецких орехов, манная крупа, крупа пшенная и др.
Музыкально театрализованная деятельность направлена на развитие музыкальных и театрально – игровых способностей детей, эмоциональности, сопереживания. Раскрытие индивидуальных возможностей детей в музыкальном и театрализованном творчестве, нравственных качеств личности ребёнка. Для реализации этих задач в группе организован центр музыки и театра «Весёлые нотки»:
- театр - наручный, пальчиковый, настольный (имеются вязаные варианты) театр оригами – «Лиса и заяц», «Репка», «Пых», «Теремок», «Колобок», «Сказка о глупом мышонке», «Кто сказал мяу?»;
- маски, костюмы, шапочки разнообразных персонажей;
- музыкальные инструменты: металлофон, барабаны, бубен, гармошка, маракасы, погремушки, дудочки, свистульки, ложки и др;
– демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты»;
- атрибуты к музыкальным импровизациям по сезону – листики, снежинки, цветы, султанчики, платочки, разноцветные ленточки,;
- технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, записи литературных произведений, детских песен;
- атрибуты к подвижным играм.
Предметно – пространственная среда группы «Васильки» спроектирована с учётом принципов рекомендованных ФГОС ДО, в соответствии с программой ДО, возрастными и поло – ролевыми особенностями воспитанников.
Среда группы содержательно – насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.
Таким образом, в организации предметно – пространственной среды отведено важное место в воспитательно – образовательной деятельности детей. Созданы необходимые условия для полноценной реализации потребности детей в активном познании окружающего мира, возможности осваивать информацию, полученную в непосредственно образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МЛАДШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ГНОМИКИ"
Насыщенная предметно- пространственная развивающая и игровая среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого дошкольника....
Развивающая предметно-пространственная среда для детей разновозрастной группы
В презентации показано оборудование развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ разновозрастной группы....
презентация проекта "Моделирование предметно - пространственной среды в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности от 5-7 лет"
Развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной ...
Оформление развивающей предметно-пространственной среды для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности (ЗПР).
В данной статье представлен материал для педагогов из опыта работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности (ЗПР)....
Практикум для педагогов ДОУ "Подготовка развивающей предметно-пространственной среды группы к процедуре аттестации"
Документы, подтверждающие организацию и проведение практикума для педагогов ДОУ...
Практикум "Подготовка развивающей предметно-пространственной среды группы к процедуре аттестации"
Приказ о проведении практикума, план практикума...
1.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. (аналитическая справка за печатью и подписью ответственного за аттестацию по ДОУ и руководителя ДОУ, фотоматериалы РППС в группе)
1.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды.(аналитическая справка за печатью и подписью ответственного за аттестацию по ДОУ и руководителя ДОУ, фотоматериалы РППС...