Методические рекомендации для музыкальных руководителей 2019-2020 уч.год
статья
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_muzykalnyh_rukovoditeley_doo_2020g.docx | 373.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
методические рекомендации
для музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций
Трубникова Н.А. – музыкальный руководитель
Данные методические рекомендации адресованы музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений.
В сборник включены рекомендации по рациональному распределению музыкальной образовательной деятельности в течение всего времени нахождения ребенка в ДОУ. Рассмотрены формы организации, виды, задачи, содержание культурных музыкальных практик в ДОУ и формы их организации. Образовательные ситуации и наиболее актуальные виды образовательных ситуаций в музыкальном развитии дошкольников.
Содержание
№ п/п | стр. | |
Введение | 5 | |
1. | Образовательная ситуация как одна из основных форм взаимодействия музыкального руководителя с детьми | 7 |
1.1. | Алгоритм проведения образовательной ситуации | 7 |
1.2. | Наиболее актуальные виды образовательных ситуаций в музыкальном развитии дошкольников | 8 |
2. | Распределение музыкальной образовательной деятельности в режимных моментах | 11 |
3. | Детские музыкальные культурные практики | 12 |
3.1. | Основные формы организации культурной практики по музыкальному развитию | 13 |
3.2. | Виды культурных практик (по С.В. Масловской) | 13 |
3.3. | Виды, задачи, содержание культурных музыкальных практик в ДОУ и формы их организации | 14 |
3.4. | Список литературы | 18 |
«Ребенок воспитывается
разными случайностями,
его окружающими.
Педагогика должна дать направление
этим случайностям»
В. Ф. Одоевский
Введение
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что приходя в детский сад, ребёнку очень часто приходится слушать ответы на вопросы, которых он не задавал? А в ответ на интересующий его вопрос, он зачастую слышит фразу «потом узнаем», «завтра послушаем». И чаще всего это означает – никогда. А ведь природа ребёнка устроена с точностью до наоборот! Дошкольное образовательное учреждение должно стать тем местом, где учатся задавать и находить ответы на интересующие вопросы.
А как же решение задач музыкального развития, воспитания и обучения, спросите вы? Без сомнения, это приоритетная цель деятельности музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения. Вопрос в том, какие формы организации образовательного процесса он выберет: традиции, проверенные опытом, или инновации, малоизвестные, но столь необходимые в современном быстроразвивающемся образовании.
В связи с обновлением содержания дошкольного образования актуальны новые формы взаимодействия педагога с детьми, которые ориентированы:
- на индивидуальные особенности и возрастные возможности воспитанников;
- на поддержку инициативы детей в различных видах музыкальной деятельности;
- на признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Одной из основных форм взаимодействия музыкального руководителя с детьми является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и организуется музыкальным руководителем для решения задач музыкального образования ребенка. Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности.
И конечно, среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного образования, выделяется проблема рационального распределения музыкальной образовательной деятельности в течение всего времени нахождения ребенка в ДОУ.
Проблема распределения музыкальной образовательной деятельности в течение всего дня – одна из важных. От её решения зависит успешность музыкального развития дошкольников.
Так как в соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность осуществляется в течение всего времени нахождения ребенка в ДОУ, необходимо помнить и о предоставлении времени дошкольникам для самостоятельной деятельности и для отдыха. Так как правильно составленный режим дня имеет огромное психологическое, педагогическое и оздоравливающее значение.
- Образовательная ситуация как одна из основных форм взаимодействия музыкального руководителя с детьми
Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Основные задачи - формирование у дошкольников новых умений и представлений в различных видах музыкальной деятельности, обобщение знаний по теме.
Образовательные ситуации могут быть включены в образовательную деятельность в режимных моментах. Основные задачи - закрепление имеющихся знаний и умений у воспитанников, их применение в новых условиях, освоение новых способов музыкальной деятельности.
- Алгоритм проведения образовательной ситуации
Введение в ситуацию.
Музыкальным руководителем создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
Актуализация знаний и умений.
Организация музыкально-познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.
Затруднение в ситуации.
При помощи педагога анализируется возникшая проблемная ситуация: фиксация затруднения, выявление его причины (недостаточности знаний, знакомых способов действий).
«Открытие» нового знания.
Выбирается способ преодоления затруднения, выдвижение и обоснование гипотез, а также определяется порядок действий. Поиск и «открытие» новых знаний и (способов действий) происходит посредством использования различных форм организации детских видов музыкальной деятельности. Именно они обеспечивают, с одной стороны, преодоления затруднения (достижение детской цели), а с другой, - решение программных задач («взрослую» цель). Фиксируется новое знание или способ действия.
Включение нового знания (способы действия) в систему музыкальных знаний и умений.
Использование нового знания (способа действия) совместно с освоенными ранее способами. Самопроверка по образу и (или) взаимопроверка. Использование новых знаний (способов действия) в совместной музыкальной деятельности: работа в парах, подгруппах.
Осмысление.
Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание музыкальным руководителем (в младшей и средней группе) или детьми (в старшей или подготовительной к школе группе) условий, которые позволили достигнуть этой цели. Акцентирование на успешном опыте преодоление трудностей через выявление и устранение их причин.
Другими словами, в начале образовательной ситуации музыкальный руководитель вызывает у детей интерес к её содержанию, ставит перед детьми проблемную задачу, затем совместно с детьми или только детьми проблема решается. Обязательным для образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта). Таким результатом может быть исполнение песни, разученные танцевальные движения, игра на музыкальном инструменте, творческие «находки» в различных видах музыкальной деятельности и др.
Образовательные ситуации могут быть включены в различные виды музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, творческую деятельность), а также в самостоятельную музыкальную деятельность детей.
Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач как одного из видов музыкальной деятельности (например, музыкально-ритмической), так и на интеграцию этих видов.
Основой для образовательных ситуаций могут быть:
- проблемные ситуации (например, в процессе восприятия музыки, в творческой деятельности);
- музыкальные упражнения и дидактические игры;
- задания практического содержания (например, музыкально-ритмические, певческие, обучение игре на музыкальных инструментах).
В младшем дошкольном возрасте образовательные ситуации решаются посредством использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. Результат всегда будет сопровождаться эмоциональным откликом детей.
В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, которые обеспечивают принятие учебной задачи. Результаты образовательной ситуации музыкальный руководитель будет не только оценивать сам, но и стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности детей.
- Наиболее актуальные виды образовательных ситуаций
в музыкальном развитии дошкольников:
- Предметно- игровая образовательная ситуация.
Доминирующей является развивающая предметная среда. Именно она определяет активность ребенка, его предметно-игровые действия. Действия дошкольников направлены на освоение разнообразной предметно-развивающей среды.
Необходимым средством для создания предметно-игровой образовательной ситуации являются музыкальные дидактические игры и пособия, которые можно классифицировать на:
- способствующие воспринимать произведения для слушания;
- используемые в певческой, танцевальной, музыкально-игровой деятельности;
- созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
- побуждающие к певческой, музыкально-ритмической деятельности, игре на детских музыкальных инструментах;
- побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.
- Сюжетно-игровая образовательная ситуация.
В данной образовательной ситуации развиваются творческие способности, формируются основы музыкальной культурой, ценностно- эстетические представления.
В основе - сюжетно-ролевое моделирование проблемных ситуаций, совместные сюжетно-ролевые музыкальные игры, коллективная и индивидуальная музыкальная деятельность, драматизации, проведения музыкальной и театральной гостиной, творческой мастерской.
Образовательные ситуации могут быть применены в досугах и развлечениях различной направленности. Целью будет закрепление у детей имеющихся знаний и умений, а также применение их в новых условиях. Образовательные ситуации можно включать и в самостоятельную деятельность детей - через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, а также посредством привлечения внимания к материалам для музыкально-исследовательской деятельности и продуктивного творчества.
Таким образом, в процессе личностно-развивающего взаимодействия посредством образовательных ситуаций у дошкольников происходит:
- формирование новых представлений и умений в разных видах музыкальной деятельности;
- систематизация и обобщение личного музыкального опыта детей;
- развитие творческих способностей.
Другую классификацию образовательных ситуаций под общим названием «игровая обучающая ситуация» (ИОС) предлагает Ельцова О.М. и Терехова А.Н.
И хотя авторы ориентируются в большей степени на воспитателей, в музыкальном образовании данную классификацию также можно с успехом применить.
Ельцова О.М. и Терехова А.Н. обозначают четыре вида ИОС: ситуации-иллюстрации, ситуации -упражнения, ситуации -проблемы, ситуации-оценки.
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего используются в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и музыкальных дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы и примеры действий.
Ситуации-упражнения. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий, музыкальных упражнений и учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС авторы рекомендуют использовать с четырёх лет.
Ситуации-проблемы. Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных направлений музыкального развития и моделированию собственной стратегии действия. В этих ситуациях музыкальный руководитель привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать результат своих действий и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, а также произвольно изменять свое игровое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующий позиции.
В подготовительной к школе группе О.М. Ельцова и А.Н. Терехова рекомендуют использовать ситуации-оценки, которые предполагают анализ и обоснование принятого решения или действия, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Известный педагог О.В. Дыбина при организации режимных моментов предлагает интегрированную форму взаимодействия взрослого и детей, которую характеризует как относительно устойчивую, целостную, логически выстроенную конструкцию целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса, которая обеспечивает интеграцию различных видов детской деятельности.
Такими интегрированными формами могут быть: выставка, концерт, поисковая лаборатория, викторина, проект, мастерская, путешествие, маршрутная игра, клуб, олимпиада, ярмарка, КВН, музыкальная редакция и др.
Для выделения видов каждой интегрированной формы О.В. Дыбина предлагает следующие основания:
- виды (разновидности детской деятельности).
Например, выставка может быть: познавательно-исследовательская (выставка-презентация, выставка-путешествие, выставка-исследование), игровая (выставка-игра, технологическая выставка, выставка-отчёт), музыкально- художественная (выставка-конкурс, выставка-показ, выставка-отчёт, выставка-ярмарка), продуктивная (выставка-ярмарка, выставка-хобби, выставка-конкурс, выставка-показ).
- содержание деятельности (представлено в тематике).
Например, викторина может быть: музыкальная викторина («Песня родины моей», «Детские композиторы»), литературная викторина («Русские народные сказки», «Басни Крылова»), экологическая («Путешествие по Красной книге», «Лес- луг- поле»), историческая («Это Родина моя», «Путешествие в прошлое»), нравственно-этическая («Дружба», «Знатоки этикета»);
- состав участников (возраст, количество, половой признак и др.). Например, клуб может быть: для малышей, клуб для мальчиков, детско-родительский клуб;
- временной признак (периодичность, продолжительность). Например, музыкальная редакция может быть: ежедневная (утренняя или вечерняя), постоянно действующая и др.
- Распределение музыкальной образовательной деятельности
в режимных моментах
Ниже представлены возможные формы взаимодействия музыкального руководителя с детьми в различные режимные моменты.
- Приход детей в ДОУ, утренняя гимнастика:
- упражнения по освоению и формированию музыкально-ритмических движений;
- разучивание потешек, стихов, песен;
- рассматривание музыкальных дидактических картинок, иллюстраций;
- создание практических, проблемных ситуаций по музыкальному развитию;
- игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные и пр.);
- индивидуальная работа по плану музыкального руководителя.
- Подготовка к завтраку, завтрак:
- музыкально-игровые ситуации;
- ситуативные разговоры о музыке.
- Игры и детские виды деятельности:
- игровые обучающие ситуации в музыкальном уголке группы;
- творческие образовательной ситуации;
- ситуативные разговоры о музыке;
- рассматривание музыкальных дидактических картинок, иллюстраций;
- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и др.);
- самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.
- Непосредственно образовательная деятельность:
- непосредственно музыкальная образовательная деятельность.
- Подготовка к прогулке, прогулка:
- игровые обучающие ситуации по формирования певческих навыков, музыкально-ритмических движений и игре на музыкальных инструментах;
- разучивание потешек, стихов, песен (на прогулке);
- сценарии активизирующего общения в театрализованной деятельности (на прогулке);
- индивидуальная работа по плану музыкального руководителя (на прогулке и в помещении ДОУ);
- подвижные музыкальные игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения (на прогулке);
- музыкальное экспериментирование (на прогулке);
- соревнования, развлечения, праздники, физкультурные и музыкальные минутки (на прогулке).
- Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед:
- слушание детских музыкальных произведений;
- музыкальные индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые и подвижные театрализованные и другие);
- рассматривание музыкальных дидактических картинок, иллюстраций;
- создание практических, игровых, проблемных ситуаций по музыкальному развитию.
7. Подготовка ко сну, дневной сон:
- Слушание спокойных детских музыкальных произведений перед сном.
8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия:
- гимнастика после сна под музыку;
- музыкально- оздоровительные минутки.
9. Игры, самостоятельная деятельность детей:
- музыкальное экспериментирование;
- элементарное музицирование;
- игровые музыкальные обучающие ситуации;
- ситуативные разговоры о музыке;
- музыкальные игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие, сюжетно-ролевые, театрализованные и др.;
- рассматривание музыкальных дидактических картинок, иллюстраций;
- слушание музыкальных произведений;
- физкультурные и музыкальные тематические досуги, игры, развлечения, импровизации;
- упражнения по освоению и формированию певческих навыков, музыкально-ритмических движений и игре на музыкальных инструментах.
10. Подготовка к ужину, ужин:
- образовательные ситуации по музыкальному развитию;
- индивидуальная работа по плану музыкального руководителя.
11. Игры, прогулка, уход детей домой:
- игры с правилами (дидактические), творческие, сюжетно-ролевые, театрализованные и др.;
- музыкальные игровые обучающие ситуации;
- ситуативные разговоры о музыке:
- проблемные музыкальные ситуации;
- рассматривание музыкальных дидактических картинок, иллюстраций;
- разучивание потешек, стихов, песен;
- подвижные музыкальные игры и упражнения;
- самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.
- Детские музыкальные культурные практики
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в содержательном разделе образовательной программы ДОУ должны быть представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Что же такое культурные практики?
Культурные практики (по крыловой Н.Б.) – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды его самостоятельной деятельности.
Культурные практики способствуют формированию личностных качеств дошкольников, являются средством для развития инициативности, самостоятельности и ответственности.
- Основные формы организации культурной практики
по музыкальному развитию:
- В игровой деятельности:
- музыкальные игры с правилами, сюжетные игры;
- совместная игра музыкального руководителя и детей;
- музыкальные сенсорные и развивающие игры;
- игровые музыкальные ситуации.
2. В продуктивной деятельности:
- мастерская по изготовлению продуктов детского творчества на основе прослушивания и обсуждения музыкальных произведений.
3. В коммуникативной деятельности:
- беседы, ситуативные разговоры о музыке;
- речевые ситуации в музыкальной деятельности.
4. В познавательно-исследовательской деятельности:
- музыкальное экспериментирование;
- творчество во всех видах музыкальной деятельности.
5. В физической деятельности:
- физические упражнения;
- подвижные игры;
- физкультурные досуги, игры и развлечения.
6. В художественно-эстетической деятельности:
- творческая мастерская;
- музыкальная и театральная гостиные;
- детская студия;
- детские досуги;
- музицирование.
3.2. Виды культурных практик
(по С.В. Масловской)
- правовые практики;
- практики культурной идентификации;
- практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка;
- практики свободы;
- практики расширения возможностей ребенка.
Правовые практики - это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умение их реализовывать.
Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребёнком себя в мире культуры.
Практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальный) организации личности ребенка в детской деятельности - это способность и возможность ребёнка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.
Практики свободы – практики выбора ребёнком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды. Обеспечивает выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяют ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Практики расширения возможностей ребенка - практики развития способностей ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности.
- Виды, задачи, содержание культурных музыкальных практик в ДОУ и формы их организации
- Правовые практики
Задачи:
- воспитание уважения и терпимости к другим людям;
- воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека;
- вовлечение в деятельность, соответствующую общественным нормам поведения.
Содержание:
- освоение и реализация ребёнком права на выбор содержания и форм познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
- соблюдение правил поведения в процессе экспериментирования;
- бережное отношение к живым объектам окружающей среды;
- проявление уважения к сверстникам, к окружающим взрослым.
Формы организации:
- игры с правилами, сюжетные игры;
- совместная игра музыкального руководителя и детей;
- игровые ситуации;
- творческая мастерская;
- ситуации общения;
- беседа;
- музыкальное экспериментирование;
- драматизация.
2. Практики культурной идентификации в детской деятельности
Задачи:
- создание условий для реализации собственного замысла ребёнка и воплощения его в продукте деятельности.
Содержание:
- формирование представлений о мире посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Формы организации:
- сенсорные игры;
- развивающие игры;
- творческая мастерская;
- музыкальное экспериментирование;
-музицирование.
3. Практики целостности телесно-душевно-духовной организации
Задачи:
- способствовать соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;
- формирование сознательной эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- развитие способности планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
- формирование потребности познания мира (любознательность), способности решать интеллектуальные задачи;
- создание условий для овладения предпосылками универсальных учебных действий.
Содержание:
- овладение основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур, соблюдение элементарных правил здорового образа жизни;
- способность планировать познавательно-исследовательскую деятельность на основе первичных ценностных представлений;
- формирование умения обследовать предметы и явления с различных сторон, выявлять зависимости;
- умение работать по правилу, образцу;
- проявление настойчивости и волевого усилия в поисках ответа на вопросы в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
- соблюдение правил безопасного поведения при проведении опытов и экспериментов.
Формы организации:
- игры с правилами, сюжетные игры;
- совместная игра музыкального руководителя и детей;
- сенсорные игры;
- развивающие игры;
- игровые ситуации;
- творческая мастерская;
- ситуации общения;
- музыкальное экспериментирование;
- физические упражнения;
- подвижные игры;
- соревнования;
- восприятие произведений музыкального искусства;
- музыкальная, театральная и литературная гостиные;
- детская студия;
- музицирование.
4. Практики свободы
Задачи:
- поощрять активность и заинтересованное участие ребенка в образовательной деятельности;
- развивать способность конструктивно взаимодействовать с детьми и взрослыми, управлять собственным поведением;
- формировать способность планировать свои действия, самостоятельно действовать.
Содержание:
- проявление активности ребёнка в познавательно-исследовательской деятельности, заинтересованное участие в образовательной деятельности;
- способность управлять своим поведением;
- овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способность изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;
- формирование способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
- развитие умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата;
- освоение и реализация ребёнком права на выбор содержания и форм познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности;
- проявление инициативы и творчества в решении проблемных задач.
Формы организации:
- сюжетные игры;
- развивающие игры;
- игровые ситуации;
- творческая мастерская;
- ситуации общения;
- музицирование;
- экспериментирование;
- подвижные игры;
- восприятия музыкальных произведений;
- драматизация;
- детская студия;
- детские досуги.
5. Практики расширения возможностей ребенка
Задачи:
- развивать способность решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
- создавать условия для применения самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности, для решения новых задач;
- развивать способности преобразовывать способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.
Содержание:
- ребёнок самостоятельно видит проблему;
- активно высказывает предположения, способы решения проблемы, пользуется аргументацией и доказательствами в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
- применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач, проблем, поставленных как взрослым, так и им самим.
Формы организации:
- совместная игра музыкального руководителя и детей;
- развивающие игры;
- игровые ситуации;
- творческая мастерская;
- музыкальное экспериментирование;
- подвижные игры;
- драматизация.
Список литературы:
- Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. -М: Мозаика-Синтез, 2012.
- Конохова Е.С. Образовательные ситуации как средство нравственного воспитания старших дошкольников // Педагогическое образование в России, 2014, №3.
- Крылова Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. – М.: Сентябрь, 2007.
- Масловская С.В. Теория и практика становления культурно-антропологических практик дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2014.
- Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000.
- Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для музыкальных руководителей по работе с одарёнными детьми по музыкально-художественной деятельности
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной ж...
Рабочая программа музыкального руководителя 2019-2020
Основная идея рабочей программы - гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.Цель: создание условий для развития предпосылок...
Рабочая программа музыкального руководителя 2019 - 2020 год
Рабочие программы на 2019 - 2020 уч год....
Рабочая программа музыкального руководителя 2019 - 2020 год
Рабочие программы на 2019 - 2020 уч год....
Документация музыкального руководителя 2019 -2020
документация...
Музыка в природе, природа в музыке. цикл музыкальных занятий по экологии методические рекомендации для музыкальных руководителей
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно ...
Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ Методические рекомендации для музыкальных руководителей
Высокую эффективность в улучшении двигательной активности на музыкальных занятиях показали физминутки и речёвки-попевки, созданные автором данных методических рекомендаций. Они снимают напряжение...