Проект "Развивай - ка"
проект
Проект направлен на развитие детей раннего возраста посредством использования различных предметов и игр.
Процесс применения развивающего оборудования позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Занимаясь с ребенком, мы создаем условия для выдвижения на первое место в психическом развитии ребенка предметных действий, значительно расширяем круг предметов и явлений, с которыми он знакомится, развиваем его психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), развиваем понимание речи и формируем навыки активного использования в коммуникативных целях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uhina_l.a.docx | 246.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №3 «Колосок» с.Красное.
(для детей раннего возраст)
Разработчик проекта: воспитатель Ухина Л.А.
2020 – 2021г.
Актуальность
Наглядно – действенной мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1.5 – 2 лет мыслят с помощью действий над предметами.
Им нравится бросать, просовывать, разбирать что-то, трясти, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно- следственные связи.
Предлагаемый проект направлен на развитие детей раннего возраста посредством использования различных предметов и игр.
Процесс применения развивающего оборудования позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Занимаясь с ребенком, мы создаем условия для выдвижения на первое место в психическом развитии ребенка предметных действий, значительно расширяем круг предметов и явлений, с которыми он знакомится, развиваем его психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), развиваем понимание речи и формируем навыки активного использования в коммуникативных целях.
Информационная карта проекта.
Вид проекта групповой, долгосрочный.
Тип проекта: познавательно- исследовательский.
Возрастная группа: ясельная
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь- май)
Вид проекта: групповой
Форма организации работы с детьми: совместная деятельность взрослого с детьми, самостоятельная деятельность.
Цель проекта: наглядно – действенное мышление.
Цели и задачи для педагога: научить детей наглядно- действенно мыслить. Учиться работать подгруппами и в парах. Совершенствовать пространственную ориентацию детей. Воспитывать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях.
Цели для детей: формировать предпосылки наглядно - действенного мышления. Развивать внимание детей через дидактические, подвижные, игры осязательного восприятия и т.д.
Задачи для детей:
Образовательные области, интегрированные задачи образовательных областей
1.Здоровье. Способствовать двигательной активности детей.
2.Безопосность. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
3.Познание. Расширять знания детей об окружающем мире.
4.Социализация.Познакомить детей с работой в паре.
5.Коммуникация. Развивать свободное общение взрослого и детей. Развивать компоненты устной речи в разных видах деятельности.
6. Художественное творчество. Учить и закреплять приёмы аппликации, лепки, конструированию.
7.Труд. Формировать необходимые умения и навыки по аппликации, конструированию, лепке.
Задачи для родителей: Взаимодействие с семьёй:
- информирование родителей о проекте. Обсуждение его значимости.
- анкетирование родителей.
-консультация «Организация познавательной активности летом»
-индивидуальная консультация по теме проекта.
-приобретение поощрительных грамот для участников.
Проект включает 3 этапа:
1.Подготовительный этап.
Определение темы проекта, постановка целей и задач; составление плана основного этапа, подбор и разработка совместной деятельности взрослого и детей: подбор дидактических игр, совместное изготовление дидактических игр.
2.Основной этап реализации проекта:
Реализация проекта через интеграцию образовательных областей:
-здоровье
-безопасность
-познание
-коммуникация
-художественное творчество
-труд.
-социализация
Образовательные области. Образовательная деятельность осуществляемая в
процессе организации различных видов детской деятельности.
1.Здоровье. Подвижные игры: «Пройди не задень», «Птички в гнёздышках», «Найди свой цвет».
Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Апельсин», «Раз, два, три»,»Ладушки», «Сорока, сорока».
2.Безопасность. Беседа «Это опасно».
3.Познание. Дидактическая игра «Паровоз», «Собери полянки с цветами»,
«Собери картинку», «Соберём овощи и фрукты в корзинку»,
4. Коммуникация. «Занятия по речевому развитию»
5.Художественное творчество. Аппликация «Платье в горошек» «Открытка», «Красивая бутылочка», «Мячики для кукол». Лепка «Пирожки для кукол», «Косточка для собачки», «Крендельки для котика».
6.Труд. Изготовление фигур для дидактических игр.
7.Социализация. Дидактическая игра «Кто живет во дворе»,
«Дикие и домашние животные»
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дети приобретут следующие знания:
-научатся работать подгруппами;
-считаться с мнением других.
3.Заключительный:
-Развлечение «Разноцветные шарики и мыльные пузыри»
-Оформление фото -выставки «Развиваемся, играя»
Подвижные игры.
1 «Пройди и не задень» - ставятся кегли. Дети должны пробежать по коридорчику не задев кегли.
2 «Птички в гнёздышках» Подобие игры в стульчики
3 «Найди свой цвет» Дети с флажками (синий, красный, зелёный) стоят в разных местах. Остальным раздаются кружки таких же цветов. По команде «Иди гулять» дети расходятся в разные стороны. По команде Найди свой домик» дети бегут к флажкам соответствующего цвета.
Пальчиковая гимнастика.
1 «Пальчик-мальчик»
Сжимать каждый пальчик с мизинцем
-Пальчик-мальчик, где ты был?
-С этим братцем в лес ходил.
-С этим братцем щи варил.
- С этим братцем песни пел.
-С этим –в дудочку гудел.
2 «Апельсин»
Мы делили апельсин. Разламывают на дольки.
Много нас показывают 10 пальцев.
А он один показывают 1 палец.
Эта долька для ежа загибают большой палец правой руки.
Эта долька для стрижа загибают указательный палец.
Эта долька для утят загибают средний палец.
Эта долька для котят загибают безымянный палец.
Эта долька для бобра загибают мизинец.
А для волка - кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас. Беда! Сжимают кулаки и прижимают к груди.
Разбегайся кто куда. «Бегут» пальцами. Дидактические игры
1 «Собери овощи и фрукты в корзину»- Учить различать овощи и фрукты по внешнему виду. Развивать внимание.
2 «Подбери по форме»
3 «Аппликации с наклейками»»
4 «Паровоз» -развитие сенсорных способностей у детей. Формирование элементарных математических способностей. Учить ориентироваться в соотношении геометрических фигур (круг, квадрат).
Из геометрических фигур собрать паровоз. Назвать цвет и геометрическую фигуру.
5 «Кто во дворе живет» Не планшете найти место каждому животному.
Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий.
Поиграем с прищепками
Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры. Цель; учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.
Застёжки
Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде предметов одежды. 13 Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Игры для развития осязательного восприятия
Пересыпалочки
Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла. Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть! Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку!)
Озорные ладошки
Материал: картонные ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из наждачной бумаги) разного цвета. Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета. Взрослый предлагает погладить ладошки, упражняет в различении гладкой и шероховатой поверхности
Тонет, не тонет
Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические. Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает». Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.
Теплый – холодный
Материал: необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.). Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный». Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой
Игры для развития слухового восприятия
Разноцветные шумелки
Материал (бросовый, природный): пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны). Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма. Усложнение: развивать восприятие цвета.
Кто что услышит?
Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д. Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов. Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т.д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук.
-Игры для развития зрительного восприятия:
«Сложи пирамидку» Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.
«Собери карандаши в стаканы»
Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов. Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов. На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши. Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.
Игры с пробками
Материал: пробки разного цвета и размера. Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
Игры-занятия «Первые шаги» для детей раннего возраста по программе
ИГРЫ В ПАРАХ
Цель - создание условий для развития интереса ребенка к внешнему виду сверстника, его действиям, приобретению первого опыта совместной деятельности.
1. ЗНАКОМСТВО
Воспитатель привлекает внимание детей друг к другу. Ласково обняв малышей, он обращается поочередно к каждому из них: «Посмотри, Сашенька, кто сидит рядом с нами. Это Ванечка. Ванечка, а это Саша. Видишь, какие у него красивые глазки, волосики. У Ванечки волосики черные, а у тебя какие? Белые. Саша, тебе нравится Ванечка? А тебе, Ваня, нравится Сашенька?» Таким же образом можно обратить внимание малышей на ротик, носик, ручки, ножки; элементы одежды.
Затем педагог спрашивает у детей, как их называют мама, папа, бабушка, предлагает малышам назвать друг друга по имени.
Внимание малышей друг к другу можно привлечь и с помощью зеркала. В этом случае дети могут видеть и себя, и сверстника одновременно, сравнивая цвет волос, глаз, одежду друг друга.
После такого взаимного рассматривания можно перейти к подражательным действиям
2. ДЕЛАЙ, КАК Я
Воспитатель показывает разные движения и предлагает детям повторить их, адресуя друг другу: «Внимательно смотрите, что я буду делать, и повторяйте за мной, а потом тоже самое покажите друг другу». Взрослый комментирует каждое новое движение, напоминая детям последовательность действий: «Сейчас я улыбаюсь. Теперь вы улыбнитесь мне. Молодцы. А теперь улыбнитесь друг другу». Репертуар действий чрезвычайно широк: можно нахмурить брови, дотронуться до носа, «посмотреть через подзорную трубу», сложив руки трубочкой, высунуть язык, надуть щеки и т. д.
3. ЛАДУШКИ
Воспитатель напевает потешку и вместе с детьми хлопает в ладоши:
– Ладушки, ладушки!
Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Бражку.
Сели, поели,
Встали, улетели,
На головку сели.
Взрослый, взмахивая руками, показывает, как «ладушки улетают и садятся на головку».
Когда малыши усвоят основные движения, воспитатель, напевая песенку, организует игру между детьми. В случае необходимости педагог помогает им.
4. ПО УЗЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ
Воспитатель сажает детей к себе на колени. Плавно поднимая и опуская колени, он напевает:
Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лопаточке
По рытвинам, по кочкам
Все прямо и прямо,
А потом вдруг в яму
Бух!
Сделав акцент на последнем слове, взрослый слегка раздвигает колени так, чтобы оба малыша «упали» между ними.
СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ НЕСКОЛЬКИХ ДЕТЕЙ
Цель - расширение круга общения ребенка, приобретение навыков совместной игры с несколькими партнерами.
5. ДЕЛАЙТЕ, КАК Я
Воспитатель предлагает небольшой группе детей (5–7 малышей) встать в круг и выполнить какое-нибудь действие: «Давайте мы с вами дружно попрыгаем (потопаем ножками, покружимся, похлопаем в ладошки и т. д.)». Малыши повторяют действия взрослого.
Затем педагог обращает внимание на кого-нибудь из детей: «Ребятки, посмотрите, какая Лизочка молодец. Как здорово у нее получается топать ножками! Лизонька, покажи нам, как ты умеешь топать». Если ребенок стесняется и отказывается выполнить просьбу, воспитатель начинает выполнять движение вместе с ним. Затем обращается к детям: «А кто умеет так же хорошо, как Лизочка, топать ножками?» Малыши с удовольствием начнут повторять движение за Лизой. Воспитатель хвалит другого ребенка и снова предлагает детям повторить его действие.
Желательно, чтобы каждый малыш выполнил роль ведущего, но если кто-то откажется, настаивать не нужно.
В дальнейшем, когда дети освоят эту игру, ее можно усложнить, предложив ребенку выйти в центр круга и самому придумать какое-нибудь новое движение, которое будут повторять остальные дети.
6. ЛАСКОВАЯ ЦЕПОЧКА
Воспитатель вместе с детьми садится на ковре в круг и гладит по голове ребенка, сидящего слева от него: «Ребятки, посмотрите, какой хороший у нас Игорек, какие мягкие у него волосики!» Затем предлагает Игорю погладить по голове малыша, сидящего рядом с ним: «Игорек, теперь ты погладь по головке Сонечку, посмотри, какие у Сонечки красивые волосики, потрогай их». Если ребенок не решается, воспитатель помогает ему: он кладет ручку малыша на голову сверстника. Затем взрослый обращается к Сонечке с просьбой погладить соседа и т. д. Педагог комментирует действия каждого малыша, ласково называет детей по именам.
Когда все дети погладят по голове сидящих рядом малышей, воспитатель продолжает игру, придумывая другие действия (обнять за плечи, дотронуться до руки, хлопнуть в ладоши и т. д.). Обычно дети приходят в восторг от этой игры и начинают сами придумывать новые действия.
7. ПАРОВОЗИК
Воспитатель сооружает из картонных коробок, больших мягких кубиков или стульев небольшой туннель, подзывает к себе детей и спрашивает: «Кто хочет поиграть со мной в паровозик?» Педагог предлагает детям встать друг за другом, помогает им положить руки на плечи впереди стоящего ребенка и говорит: «Вот какой замечательный поезд у нас получился, я – паровоз, а вы – маленькие вагончики. Сейчас мы с вами отправимся в путь». Воспитатель встает впереди детей и начинает двигаться со словами: «Загудел паровоз и вагончики повез. Чох-чох, чу-чу-у-у! Я далеко укачу-у-у-у!» Постепенно можно увеличивать темп движения, менять его направление.
Наконец, взрослый «подвозит» детей к туннелю: «Теперь наш поезд поедет через туннель!» Воспитатель встает с другой стороны туннеля и зовет детей к себе: «Где же вы, мои маленькие вагончики, езжайте скорее ко мне». Дети проползают сквозь туннель, а педагог встречает их ласковой улыбкой и одобрительными словами: «Вот мой первый вагончик – Пашенька, второй вагончик – Светочка…» Если кто-то из детей не решается проползти через туннель – настаивать не надо, пусть ребенок понаблюдает за играющими сверстниками, возможно, он последует за ними. Если малыши захотят еще раз проползти сквозь туннель, не нужно препятствовать им, наоборот, важно поддержать их активность.
Проползая сквозь туннель, дети могут начать отталкивать друг друга. В этом случае нужно помочь им занять место друг за другом: «Вагончики не должны мешать друг другу, может случиться авария». Когда все «вагончики» проберутся сквозь туннель, педагог помогает им встать друг за другом и продолжить путь.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Цель - развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
8. ДОЖДИК
Имитируйте движения по тексту, чтобы дети их повторяли.
Дождик, дождик, поливай – (Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой.)
Будет хлеба каравай, (Руками образовать перед собой круг.)
Будут булки, будут сушки, (Поочередно похлопать одной ладонью по другой.)
Будут вкусные ватрушки. (Соединить большой и указательный пальцы рук, образовав большой круг.)
9. БЕЛОЧКА
Белочка на ёлочке скачет вверх и вниз. (Соединить кончики пальцев обеих рук, поднять ладони вверх и опустить)
Белочка, за ёлочку лапками держись, (Резко сжать кулачки, затем разжать, постучать пальчиками о стол, снова резко сжать кулачки.)
Прыг – скок на сучок, лапками держись!
10. ЖУК
Имитируйте движения по тексту, чтобы дети их повторяли.
На лужайке над ромашкой (Положить руки на стол ладонями вниз.)
Жук летал в цветной рубашке; (Медленно согнуть и разогнуть пальцы.)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (Поднять руки вверх.)
Я с ромашками дружу. (Развести пальцы веером.)
Тихо на ветру качаюсь, (Покачать руками из стороны в сторону.)
Низко, низко наклоняюсь. (Медленно наклонить кисти рук вперед.)
11. ХОЗЯЙКА
Кукле кашу я сварю: (Помешать «кашу».)
В миску молока налью, («Налить» молоко.)
Положу туда крупу («Насыпать» крупу.)
И поставлю на плиту. («Поставить» кастрюлю на плиту.)
Будет каша хороша! (Хлопнуть в ладоши.)
Кушай, кукла, не спеша. (Погрозить указательным пальцем.)
12. СПРЯТАННЫЕ ПАЛЬЧИКИ
Предложите детям сесть на ковер в круг и попросите их показать свои ручки. Вытяните перед собой обе руки и пошевелите пальцами, проследите, чтобы каждый ребенок сделал то же самое. Если кто – то из малышей отказывается, обратитесь к нему: «А где же Андрюшины ручки, куда они спрятались? Андрюша, ты нам покажешь, как твои ручки умеют шевелить пальчиками?» Вместе с детьми полюбуйтесь их ручками: «Вот как много у нас пальчиков, какие они ловкие и послушные, делают то, что мы им скажем». Сожмите пальцы в кулак, затем разожмите, повторите так несколько раз. Попросите детей повторять за вами. Неожиданно для детей уберите одну руку за спину: «Смотрите, одна рука пропала. Куда же она спряталась? Покажите мне!» Малыши прячут руку за спину. Проделайте то же самое с другой рукой, а потом спрячьте обе руки одновременно и пропойте песенку: «Где же наши ручки, где же наши пальчики?» Осмотритесь по сторонам, затем покажите детям руки и попросите их сделать то же самое, продолжая петь: «Вот, вот наши ручки, вот наши ручки!» Поворачивайте вместе с детьми кисти обеих рук то вверх ладонью, то вниз: «Пляшут, пляшут наши ручки, пляшут наши ручки!» Можно продолжать игру, спрятав ножки (дети закрывают колени ладошками, пряча ножки, ушки (закрывают уши ладонями, щеки (закрывают щеки ладонями) и т. д. Проводя эту игру, обращайте внимание малышей друг на друга, если у них не получается, то или иное действие: «Оленька, смотри, как делает Настенька. А ты так умеешь?»
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
Цель - учить детей образовывать круг, выполнять игровые действия по образцу.
13. ВСТАНЬТЕ, ДЕТИ, ВСТАНЬТЕ В КРУГ
Возьмите одного ребенка за руку и предложите остальным тоже взяться за ручки, образуя цепочку. Можно походить по комнате цепочкой, затем повести ее так, чтобы сомкнулся круг. Можно предложить детям встать в кружок вокруг какой-нибудь игрушки или одного ребенка. Затем, напевая песенку:
Встаньте, дети,
Встаньте в круг,
Встаньте в круг,
Встаньте в круг,
Ты мой друг
И я твой друг,
Самый лучший друг.
Ведите хоровод по кругу сначала в одну, а потом в другую сторону.
14. КАРАВАЙ
Как на машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (поднимают руки как можно выше)
Вот такой низины! (опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (сходят к центру)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, конечно, всех,
Ну а Катю - больше всех
15. ВСЕ ЗАХЛОПАЛИ В ЛАДОШИ
Желающие участвовать в игре берутся за ручки и образуют круг. Начинайте петь песенку «Все захлопали в ладошки…», показывая движения, которые последовательно повторяют дети.
Все захлопали в ладошки
Дружно, веселее.
Застучали наши ножки
Громче и быстрее.
По коленочкам ударим,
Тише, тише, тише…
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше…
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились.
16. МЫ ТОПАЕМ
Играющие становятся в круг на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель медленно читает стихотворение, дети действуют, согласно его содержанию.
«Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем».
Дети соединяют руки, образуя круг.
«И бегаем кругом, и бегаем кругом».
Все бегут, воспитатель говорит: «Стой!» Малыши останавливаются. Игра повторяется.
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Цель - учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
17. СОЛНЫШКО И ДОЖДИК
Воспитатель переворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем деткам сделать то же самое. «Смотрите, получился домик», — говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по имени, взрослый предлагает каждому из них выглянуть в окошко и помахать рукой.
Так выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых живут дети.
«Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко, — Сейчас выйду и позову детей играть!». Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!
Дети прослушивают и повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Затем под его слова совершают следующие движения, подражая взрослому:
Топ-топ-топ-топ (все топают ножками, стоя на месте, Топ-топ-топ, Топ-топ-топ, Топ-топ -топ (пауза).
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (все хлопают в ладоши, подражая воспитателю,
Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп.
«А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разы стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик начинается! Скорее домой!». Все спешат в свои домики.
«Послушайте, как барабанит дождик по крышам», — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. Воспитатель и дети произносят стишок:
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Шум дождя вначале усиливается, потом утихает, а вскоре и совсем прекращается. «Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик, или нет», — говорит воспитатель, выходя из своего домика. Он «смотрит на небо и зовет малышей: «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!»
Дети опять собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стихотворение про солнышко и выполняют движения. Можно побегать, попрыгать, поплясать, но до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Ой, дождик начинается!»
18. ВОРОНЫ
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар - кар -кар! (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар - кар -кар! (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар - кар -кар! (тихо).
Дети бегают, размахивая руками, как крыльями.
Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.
19. ПТИЦЫ И АВТОМОБИЛЬ
Дети-"птички" "летают" по комнате, размахивая руками, как крыльями, а взрослый напевает:
- Прилетели птички,
Птички-невелички.
Летали, летали,
Крыльями махали.
(Дети-"птички" "летают".)
Так они летали,
Крыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зернышки клевали.
(А. Ануфриева)
("Птички" прыгают на скамеечку и приседают на полусогнутых ногах, затем прыгают на пол, садятся на корточки, стучат пальчиком об пол - "клюют".)
Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздается гудок, и автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поет:
- Автомобиль по улице бежит,
Пыхтит, спешит, в гудок гудит.
Тра-та-та, берегись, посторонись!
Дети-"птички" быстро убегают от автомобиля и встают на скамейку.
СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ
Цель – развивать координацию действий рук ребенка, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
20. КАТАЕМ МЯЧИК
Сядьте на ковер и предложите детям сесть в круг рядом с вами. Возьмите мяч среднего размера, катите его в сторону одного из детей и весело говорите: «Покатился мячик в гости к Пете, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, предложите ему покатить мячик другому ребенку: «Петя, а к кому теперь мячик хочет отправить в гости?» Если малыш будет стесняться в выборе ребенка, помогите ему и предложите сами: «Кати мячик Олечке!» Пусть, таким образом, каждый из детей поучаствует в игре: поймает мяч и покатит его кому – нибудь. Затем можно предложить ребятам таким же образом перебрасывать мячик друг другу, ударяя им об пол.
Игру можно варьировать: катать мяч не через все игровое поле, а по кругу от одного ребенка к другому. Перекатывая мяч, комментируйте его предложения: «Вот сейчас мячик у Васеньки, а Вася покатил его Наташе!»
Когда дети научатся, ловит катящийся мяч и перекатывать его другому ребенку, можно попробовать новый вариант, сопровождая его стишком «Мячик катится домой, ты отбей его рукой».
21. ПИРАМИДА «ВЕЛИКАН»
В этой игре дети объединены общей целью – разобрать и собрать пирамидку. Для этого подходит большая пирамида «великан». Поставьте пирамидку в цент комнаты и предложите нескольким малышам разобрать ее, по очереди снимая кольца. Спросите у детей: «Кто первый снимает колпачок?» Выберите из желающих детей одного, и когда он снимет колпачок, предложите ему назвать имя следующего ребенка: «Катя, выбери, кто снимет, кто снимет следующее кольцо». Таким образом, дети по очереди снимают с пирамиды кольца и складывают их в коробку. Скажите: «А теперь давайте соберем пирамиду, чтобы получился великан. Возьмите каждый по колечку». Когда дети разберут все кольца, спросите: «Ребята, у кого самое большое колечко?» Помогите детям определить, у кого самое большое кольцо, и предложите этому ребенку надеть его на стержень. Так дети последователь, но выбирают нужные кольца, и собираю игру вокруг пирамиды.
22. РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ
Для этой игры вам понадобятся прямые пирамидки – цилиндры с разноцветными кольцами. Возьмите пять или шесть пирамидок выложите на столике «цветок» с разноцветными лепестками- лучами, составленными из колец пирамидок (каждый лепесток одного цвета). Пригласите детей посмотреть, какой у вас получился необычный цветок. Обратите внимание детей, что лепестки у этого цветка разноцветные, назовите цвет каждого лепестка.
Затем предложите: «Давайте все вместе соберем из колечек такой же цветок с разноцветными лепестками, но сначала нужно снова собрать пирамидки». (Количество играющих детей должно соответствовать числу колечек в пирамидке.) Посадите детей за столик, раздайте им пустые стержни и предложите каждому собрать свою пирамидку, соблюдая последовательность цветов: «Сначала наденьте красное колечко, теперь синее, затем желтое, а теперь зеленое и, на конец белое (бежевое, сиреневое)». Помогите малышам правильно собрать пирамидки и обратите их внимание на то, что у всех получились одинаковые пирамидки.
После этого скажите: «А теперь давайте соберем из колечек цветочек с разноцветными лепестками. Давайте договоримся, кто какой будет выкладывать лепесток. Один лепесток у нас будет белый (называете цвет верного колечка). Кто будет выкладывать белый лепесток? Ваня? Ребята, давайте все отдадим Ване белые колечки. А кто будет выкладывать зеленый лепесток? Маша? Маше отдадим зеленые колечки». В результате у каждого ребенка соберутся колечки одного цвета.
Теперь положите в центре стола колпачок и предложите детям по очереди выкладывать лучиками свои колечки так, чтобы получился цветок с разноцветными лепестками. Помогите малышам соблюдать очередность и форму «цветка». Полюбуйтесь вместе с детьми цветком, похвалите их и предложите снова собрать пирамидки.
23. ДОМИК ДЛЯ КУКЛЫ
Высыпите на пол кубики средней величины и посадите рядом куклу, затем подзовите к себе детей: «Ребятки, смотрите, кукла Таня сидит и плачет, потому что ее домик сломался». Скажите от имени куклы: «Ой, где же мне можно теперь жить? Мой домик сломался». Предложите малышам построить новый домик из кубиков.
Чтобы организовать совместность дате, распределите между ними действия. Самые маленькие дети могут по очереди подавать вам кубики, а вы будете строить дом, время от времени предлагая каждому ребенку положить кубик на кубик. Детям постарше можно предложить более сложную игру. Например, один ребенок привозит на грузовике кубики на стройплощадку, другой выгружает их, третий подает «строителям». Помогайте детям согласовать действия, хвалите каждого ребенка за старание после завершения постройки возьмите в руки куклу и от ее лица поблагодарите детей: «Спасибо вам большое, вы все вместе построили для меня очень красивый дом!» и посадите куклу в домик или рядом с ним.
Аналогичные игры можно организовать с маленькими куколками на столе, используя для построек детали конструкторов.
Из больших мягких кубиков можно совместно сооружать постройки, которые потом будут использоваться детьми для игры. Например, если расположить кубики ровно друг за другом, то получится поезд, на котором можно поехать в лес за ягодами и грибами. Можно построить туннель, сквозь который дети будут проползать, или высокую стену, через которую можно перекидывать мячик. Можно соорудить «бассейн», в который дети сначала будут все вместе кидать мячики, пластмассовые шарики, мягкие и резиновые игрушки, а потом, когда «бассейн» наполнится, нужно «купаться» в нем.