ФГОС ДО
материал

ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_do.docx56.93 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – Организации), индивидуальными предпринимателями или родителями (законными представителями).

Право на реализацию Программы имеют Организации, индивидуальные предприниматели при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В реализации Программы участвуют дети, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители, Организации, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Требования Стандарта являются обязательными при реализации основной образовательной программы дошкольного образования для Организаций и индивидуальных предпринимателей, в случае если иное не установлено настоящим Стандартом.

Родители (законные представители)  индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление образовательной деятельности, могут использовать положения Стандарта при самостоятельной реализации Программы.

Получение дошкольного образования в Организациях может начинаться в любой момент по достижении детьми возраста двух месяцев[1].

1.2. В настоящем Стандарте  используются следующие основные понятия:

Амплификация развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.

Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования – обеспечение множественности различающихся между собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Вариативность содержания образовательных программ – обеспечение разнообразия примерных основных образовательных программ.

Взаимодействие между физическими и юридическими лицами – партнёрство, направленное на обеспечение качественного образования отдельных государственных структур, семей, бизнеса, институтов гражданского общества.

Взрослые – родители (законные представители), педагогические и иные работники образовательной организации.

Группа – основная структурная единица, создаваемая в Организациях или вне их с целью освоения детьми основной образовательной программы. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Также могут создаваться группы детей раннего возраста, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы по присмотру и уходу без реализации основной образовательной программы, обеспечивающие комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня; семейные дошкольные группы.

Единство образовательного пространства – обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.

Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.

Индивидуализация образования – построение образовательной деятельности  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Комплексная образовательная программа – программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

Возраст детей – младенческий (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 лет до 7 лет).

Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Преемственность основных образовательных программ – преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

Психологическая диагностика – выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.),материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Разнообразие детства – многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями.

Ранняя помощь – семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.

Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.

Специальные условия образования – специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и без барьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено;

Участок – территория, прилегающая к Организации, функционирующей в режиме свыше 5 часов, или находящаяся на небольшом удалении, и представляющая собой открытую зону, приспособленную для реализации программы.

1.3. Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка[2], Конституции Российской Федерации[3], законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:

поддержки специфики и разнообразия детства;

сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;

осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

В Стандарте учтены:

● особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

● возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

1.4.  Основные принципы дошкольного образования:

полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

индивидуализации дошкольного образования;

содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

партнёрства Организации или индивидуального предпринимателя с семьёй;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;  

возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);

учёта этнокультурной ситуации развития детей;

занятия требованиями к условиям реализации Программы, обеспечивающими социальную ситуацию развития личности ребёнка, ключевого места в структуре Стандарта.

1.5.  Стандарт направлен на достижение следующих целей:

повышение социального статуса дошкольного образования;

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

 охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

 обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

 обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

 создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

 объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

 формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

 обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

 формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;

 обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

 определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

1.7. Стандарт является основой для:

 разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);

 разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;

 формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;

 объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

 подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала Организаций и индивидуальных предпринимателей, помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

1.8. Стандарт устанавливает требования:

 к структуре Программы и ее объёму;

 к условиям реализации Программы;

 к результатам освоения Программы.

1.9. Реализация Программы осуществляется Организацией или индивидуальным предпринимателем на государственном языке Российской Федерации.

Реализация Программы Организацией или индивидуальным предпринимателем, на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на  государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация Программы Организацией или индивидуальным предпринимателем на  государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственного языка Российской Федерации.

 

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ

 

2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта, указанных в пункте 1.6 Стандарта.

2.2. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

2.3. Программа направлена на:

 создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды/

2.4. Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ[4].

При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач педагогической работы. Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп (далее – группа) с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.

Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания воспитанников в Организации[5] в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

2.5. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

 социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;

 физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме,  природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,  и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых  видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.6. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:

- в младенческом возрасте это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

- в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание  и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

- для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

2.7. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:

● предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

● характер взаимодействия со взрослыми;

● характер взаимодействия с другими детьми;

● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.8. Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.4 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы.

2.9. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.

2.10. Программа должна включать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

2.10.1. Целевой раздел включает в себя:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения Программы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

 цели и задачи реализации Программы;

 значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности детей в Организации, их специальные образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.);

 принципы и подходы к формированию Программы.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, их особых образовательных потребностей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

2.10.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающееполноценное развитие детей в соответствии с пятью образовательными областями.

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) содержание образовательной работы по пяти образовательным областям с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) содержание работы по коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В Содержательном разделе Программы должны быть представлены:

 характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

 особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках;

 особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

 способы и направления поддержки детской инициативы;

 особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

 иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, формируется участниками образовательных отношений самостоятельно, с учётом (при необходимости) парциальных образовательных и иных программ.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

 специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

 выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

 поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

 сложившиеся традиции Организации (группы).

 Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

● обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

● освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения данный раздел оформляется авторами Программы так, как они считают целесообразным.

2.10.3. Организационный раздел включает описание организации образовательной деятельности и организационно-педагогических условий в Организации, отражает содержание, примерное ежедневное время, необходимое на реализацию Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время для:

● непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов);

● образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну  и т.п.);

● взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения.

2.11. Обязательная часть Программы, в случае если она не дублирует содержание одной из Примерных программ, должна быть представлена развёрнуто в соответствии с пунктом 2.9. Стандарта.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ
К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

● гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

● обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников;

● способствует профессиональному развитию педагогических работников;

● создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

● обеспечивает открытость дошкольного образования;

● создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов,  видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия[6];

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Деятельность педагогических работников должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к детям и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей.

3.2.3. Для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

● индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

● оптимизации работы с группой детей.

 

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

3.2.4. Предельная наполняемость групп, включающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе в группах компенсирующей и комбинированной направленности, устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

3.2.5. У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

● непосредственное общение с каждым ребёнком;

● уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

● создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

● создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей,

● недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:

● создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

● развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

● развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности

● установление правил поведения в помещении, на прогулке, во времяобразовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи и прощания, гигиенических процедур, приемов пищи, дневного сна), непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме;

4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через:

● создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

● организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества;

● поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

● оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

3.2.6.  При реализации Программы  должны быть созданы условия для:

● повышения квалификации педагогических и руководящих работников (в том числе по их выбору) и их профессионального развития;

● консультативной поддержки педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования в случае его организации;

● организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе в плане взаимодействия с социумом;

● материально-технического обеспечения реализации Программы.

3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации инвалида.

В целях оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в младенческом и детском возрасте с момента выявления у них нарушений развития различных функций или риском их возникновения в более старшем возрасте в Организациях и у индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, может создаваться служба ранней помощи.

Основными направлениями деятельности службы ранней помощи являются:

1) проведение психолого-медико-педагогического обследования детей младенческого и раннего возраста;

2) оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям младенческого и раннего возраста;

3) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения детей и организация психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья младенческого и раннего возраста.

3.2.7. Организация и индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление образовательной деятельности, должны создавать возможности:

● для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

● для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

● для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности;

● в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

● учёт возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

● наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

● свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

● исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

3.3.5. Организация и индивидуальный предприниматель самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, в соответствии со спецификой Программы.

 

3.4. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

3.4.1.  Реализация Программы должна обеспечиваться педагогическими работниками, соответствующими квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Россйиской Федерации  от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638).

3.4.2. Для организации осуществления управления образовательной деятельностью, методического обеспечения реализации Программы, ведения бухгалтерского учёта, финансово-хозяйственной и хозяйственной деятельности, необходимой охраны здоровья воспитанников Организацией привлекается соответствующий квалифицированный персонал в качестве сотрудников Организации и/или заключаются договора с организациями, предоставляющими соответствующие услуги.

3.4.3. При работе в группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации и у индивидуального предпринимателя должны быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы в соответствии с ограничениями здоровья детей.

Рекомендуется в группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации и у индивидуального предпринимателя обеспечивать соотношение соответствующих педагогических работников, реализующих Программу, в количестве не менее одного работника на каждую группу.

3.4.4. При организации инклюзивного образования:

● при включении в общеобразовательную группу детей с ограниченными возможностям здоровья, в Организации и у индивидуального предпринимателя должны быть предусмотрены дополнительные должности квалифицированных в соответствии со спецификой их образовательных потребностей педагогических работников.

Рекомендуется в общеобразовательных группах обеспечивать соотношение соответствующих педагогических работников, реализующих Программу, в количестве не менее одного работника на трех воспитанников с ограниченными возможностям здоровья;

● при включении в общеобразовательную группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе, находящихся в трудной жизненной ситуации[7], может быть предусмотрено дополнительное кадровое обеспечение.

Категории таких детей и особенности их кадрового сопровождения устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.

  3.4.5. Реализация программы индивидуальным предпринимателем при числе детей в группе не более пяти может осуществляться одним педагогическим работником в группе в течение всего времени пребывания воспитанников (в том числе за счёт привлечения индивидуальным предпринимателем педагогических работников). При числе детей в группе более пяти реализация программы индивидуальным предпринимателем осуществляется в соответствии с пунктом 3.4 Стандарта.

 

3.5. Требования к материально-техническим условиям реализации
основной образовательной программы дошкольного образования

3.5.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе:

● к зданиям (помещениям) и участкам,

● к водоснабжению, канализации, отоплению и вентиляции зданий (помещения)

● к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию,

● к искусственному и естественному освещению образовательных помещений,

● к санитарному состоянию и содержанию помещений,

● к оснащению помещений для качественного питания детей;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) оснащённость помещений для работы медицинского персонала в Организации[8];

4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы)).

 

3.6. Требования к финансовым условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования

 

3.6.1. Финансовые условия реализации Программы должны:

● обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

● обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей;

● отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования.

3.6.2. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат субъектов Российской Федерации на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяются в соответствии со Стандартом, с учётом типа Организации, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей,направленности Программы, категории детей, вида Организации, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности  и должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией:

● расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;

● расходов на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видео-материалов, средств обучения, в том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды (в том числе специальных для детей с ОВЗ и детей-инвалидов), приобретения обновляемых образовательных ресурсов, в том числе, расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение комплекта средств обучения и подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет;

● расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности;

● иных расходов, связанных с реализацией Программы.

3.6.3. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом[9].

 

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

4.1.  Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования[10].

4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и видов Организации, реализующей Программу.

4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей[11]. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников[12].

4.4. Настоящие требования являются ориентирами для:

а) учредителей Организаций для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования;

в) педагогов и администрации Организаций для решения задач:

– формирования Программы;

– анализа своей профессиональной деятельности;

– взаимодействия с семьями;

г) авторов образовательных программ дошкольного образования;

д) исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

е) родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

ж) широкой общественности.

4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

 аттестацию педагогических кадров;

 оценку качества образования;

 оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

 оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

 распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики развития ребёнка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования:

К началу дошкольного возраста (к 3 годам)

 ребенок  интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

 использует специфические, культурно фиксированные  предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.)  и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

 владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

 стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в  движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

 проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

 ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный  отклик на различные произведения культуры и искусства;

 у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

К завершению дошкольного образования  (к 7 годам):

 ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляетинициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

 ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

 ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

 у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

 ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

 ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

4.7. В целом образовательная работа семей, организаций и лиц, реализующих Программу должна быть направлена на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка как целевых ориентиров дошкольного образования.

Все перечисленные выше характеристики являются  необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития  этих характеристик и способности  ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать  у разных детей в силу различий в  условиях  жизни  и индивидуальных особенностей  развития  конкретного ребенка.

4.8. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы[13] настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

4.9. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками – как создающие предпосылки для их реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.

ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...

Презентация ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ принципов традиционной программы и ФГОС.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Из-за того, что курсы по по ФГОС прослушали пока не все воспитатели, а знакомиться с ...

Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО

Представлены методические рекомендации по проведению методического объединения по теме «Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО,  ФГОС НОО ОВЗ и ...