«Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на прогулке»
материал
«Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на прогулке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sluhovogo_vnimaniya_cherez_podvizhnye_i_didakticheskie_igry_na_progulke.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на прогулке»
С самого рождения людей окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение птиц, голоса животных, сигналы авто, музыка, речь человека и т. д. Мы постоянно живем в мире звуков. Но мы слышим и осознаем только часть их. Покоя никогда не бывает. Тишина – это способность человека создавать ее самому себе. Слух нам дан, чтобы слушать тишину и звуки.
Ребенок воспринимает окружающие его звуки неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока не умеет различать эти звуки, иногда не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.
Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.
Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.
В развитии голоса ребенка большую роль играет речь взрослых. Чистый, звучный, подвижный голос, негромкая речь - один из показателей общей культуры педагога, хороший пример для дошкольников. Мы, учим детей слушать и слышать речь окружающих, внимательно относиться к своему высказыванию, говорить приветливым, доброжелательным голосом, правильно пользоваться громкостью своего голоса с учетом условий общения, употреблять вежливые слова. Поощряем,когда дети осознанно передают с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль, торжественность.
Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме. Вот несколько игр, которые может использовать воспитатель на прогулке с целью развития слухового внимания.
«Скажи, что ты слышишь?»
Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука.
Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
«Где позвонили?»
Цель. Определение направления звука.
Оборудование: Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).
Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог подаёт сигнал и водящий откры-вает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
«Где звенит?»
Цель. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование: Колокольчик или погремушка.
Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям, предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука ищут товарища.
«Где постучали?»
Цель. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.
О п и с а н и е игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спиной у детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину.Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.
«Жмурки с колокольчиком.»
Цель. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование. Колокольчик, повязки.
Описание игры.
Вариант 1.
Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.
Вариант 2.
Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.
«Жмурки с голосом»
Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.
Оборудование:Повязки.
Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой и т. д.). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал
«Тихо — громко!»
Вариант1
Цель. Развитие координации движений и чувства ритма.
Оборудование. Бубен, тамбурин.
Описание игры Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна,дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
Вариант2.
Цель: различение музыки по громкости; соотнесение действий с силой звучания.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета.
Описание игры: дети встают в круг. Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. Под тихую музыку дети ходят на цыпочках, под громкую - топают ногами.
Варианты: Предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки.Использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький – тихо. На громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне.
На громкое звучание музыки рисовать широкие и яркие полоски, на тихое - узкие и более бледные. Кружком одного цвета обозначать громкую музыку, другого – тихую. Найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.
«Наседка и цыплята.»
Цель. Закрепление понятий о количестве.
Оборудование. Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.
Описание игры: Два стола составляют вместе. 3а стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.
Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза
(ПИ-ПИ-ПИ).
«Продавец и покупатель.»
Цель. Развитие словаря, и фразовой речи.
Оборудование: Коробки с горохом и различной крупой.
Описание игры: Один ребенок — продавец. Перед ним две коробки (затем число, их можно увеличить четырех-пяти, в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, и какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно знакомит детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
«Шумящие коробочки.»
Цель: развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Описание игры: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.
«Найди игрушку»
Цель. Развитие координации движений.
Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.
Описание игры
Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.
«Скажи, что звучит?»
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.
«Солнце или дождик.»
Цель. Развитие координации и темпа движений.
Оборудование. Тамбурин или бубен.
Описание игры.Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами, пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».
Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3—4 раза.
«Угадай, что делать.»
Цель. Развитие координации движений.
Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.
Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
«Узнай по звуку.»
Цель. Развитие фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).
Описание игры. Дети садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадался, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч; стучать предметом о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.
Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.
«Кто это?»
Цель. Закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения.
Оборудование Картинки с изображением животных и птиц.
Описание игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картину так, чтобы остальные дети её не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.
«Угадай, чей голосок»
Цель: Определить товарища, но голосу. Развитие координации движений.
О п и с а н и е игр ы.
В а р и а н т 1.
Дети стоят в кругу. Один из них становится (по назначению педагога)
в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя, указывает рукой на кого-нибудь из детей, тот произносит имя стоящего в центре. Водящий должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают места в кругу.Один ребенок остается в центре круга дети идут по кругу и говорят:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Игра повторяется несколько раз.
В а р и а н т 2.
оборудование: мишка (кукла)
Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребёнок с мишкой. Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.
«Улиточка»
Цель. Узнать товарища но голосу.
Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих детей, изменяя голос,спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я.
Тот, чей голос узнала улитка, сам становится улиткой.
«Угадай, кто это?»
Цель. Воспитание слухового внимания.
Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей,который должен подать голос заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще 3 раза, а затем его меняет другой.
«Лягушка.»
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Дети стоят по круг, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит;
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала. ,
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит; «Ква - ква- ква».
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
«Улавливай шепот»
Цель. Развивать остроту слуха.
Описание игры.
Вариант 1.
Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит па определенное расстояние становится, напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя всё дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.
В а р и а н т 2.
Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить
какое нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен это выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
«Кто внимательный?»
Цель. Развитие фразовой речи.
Оборудование:Различные игрушки: машины, куклы, кубики.
Описание игры. Педагог вызывает одного ребёнка и дает ему задание,например: взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3 — 4 до 5 — 6 м. Выявляются победители.
«Слушай и выполняй»
Цель: Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи.
Оборудование: Различные мелкие предмет или игрушки (фанты).
Описание игры.
Вариант 1.
Педагог называет 1—2 раза несколько различных движений (одно — пять, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное,точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие — очко (фант). Набрав-ший большее количество очков — победитель.
Вариант 2.
Педагог дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в зал, открой там форточку», «Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.
«Хлопки»
Цел ь. Развитие слухового внимания и количественных представлений.
Описание игры: Дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог договаривается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновремен-но сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2—3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как- будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.
Продавец и покупатель
Цель. Развитие словаря и фразовой речи.
Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.
Описание игры. Один ребенок продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти, в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
Часовой
Цель. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование. Повязка на глаза.
Описание игры. Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох,кричит: "Стой!" Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой и игра начинается сначала.
Встречайте гостей!
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колпачок с бубенчиками для Петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).
Описание игры. Педагог объявляет детям,что к ним сейчас приедут гости: Петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка — шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, Петрушка — с барабаном, а зайка — с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а Петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.
Ветер и птицы
Цель. Развитие координации движений.
Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).
Описание игры.Педагог распределяет детей на две группы: одна группа - птички, другая — ветер — и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть ветер. Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо, дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.
Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг,тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на прогулке.
в материале представлены дидактические и подвижные игры, которые воспитатель может использовать на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста....
Памятка для педагогов: "Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на прогулке"
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. В развитии голоса ребенка большую роль играет речь ...
Консультация для родителей на тему: «Развитие физических качеств через подвижные и спортивные игры»
Подвижная игра является упражнением посредствам, которого ребёнок готовится к жизни....
Консультация для педагогов: «Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на прогулке».
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.В развитии голоса ребенка большую роль играет речь взрослых. Ч...
Консультация для родителей «Развитие физических качеств через подвижные и спортивные игры
Подвижная игра является упражнением посредствам, которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание эмоциональная насыщенность игры побуждает ребёнка к определённым умственным...
Практикум для воспитателей "Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на участке детского сада"
С самого рождения людей окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение птиц, голоса животных, сигналы авто, музыка, речь человека и т. д. Мы постоянно живем в мире звуков. Но мы слыш...
«Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на участке детского сада»
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.В развитии голоса ребенка большую роль играет речь взрослых. Ч...