Экспериментальная деятельность в рамках темы самообразования
статья (младшая группа)
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через организацию детского экспериментирования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_otchet_vospitatelya.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Годовой отчет воспитателя: Владыкиной Татьяны Васильевны за 2020 – 2021 учебный год.
Экспериментальная деятельность в рамках темы самообразования
Темой моего самообразования является: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через организацию детского экспериментирования».
Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте. Главной проблемой работы педагогов дошкольного образования является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению. Проблема развития дошкольника, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательной активности у дошкольников. Новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образовательному и воспитательному процессу изложены в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является развитие любознательности. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
«Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать».
В. Сухомлинский
«Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний».
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С. Выготский.
В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.
«Что я слышу - забываю. Что я вижу - я помню. Что я делаю - я понимаю». Конфуций.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Познавательно-исследовательская деятельность организуется с момента поступления детей в ДОУ. Её цель - сформировать у детей исследовательский тип мышления.
В течение первого года в детском саду у малышей появляется и укрепляется уверенность в своих возможностях. Они чувствуют, что открывают в мир: видят его составляющие, узнают значимость каждого объекта, самостоятельно пытаются найти ответы на вопросы.
«Малыш играет в кубики, куличики, мяч…» — говорим мы, видя ребёнка за занятием. Однако играть в полном значении этого слова дети начинают к трём годам. В раннем возрасте ребёнок исследует предметы, совершает с их помощью простые действия. Тем самым он познаёт окружающий мир. И каждое крохотное открытие приводит его в восторг. Задача педагогов предоставить младшим дошкольникам возможность безопасных и разнообразных исследований. Дети 2–3 лет обладают достаточным уровнем развития моторики и координации движений, чтобы совершать самостоятельные исследования. Часто родители принимают за шалости то, что для малыша было процессом получения новых знаний.
Поломал машинку — изучил, из каких частей она состоит.
Разлил воду на стол — наблюдал за текучестью жидкости.
Лизнул мыло — проверял вкус ароматного вещества.
Стучал молоточком по игрушке и разбил в итоге — извлекал звук или исследовал прочность предмета.
Развёл в песочнице грязь — экспериментировал с водой и песком. Особенность развития детей 2–3 лет - функционирование непроизвольного внимания и памяти. Ребёнок обратит внимание на то, что для него интересно. Младшие дошкольники не способны концентрировать внимание и запоминать по указанию взрослого. Задача педагога - проводить занятия по познавательно-исследовательской деятельности в занимательной форме, давать ребятам возможность участвовать в опытах. Непроизвольная память сохраняет эмоционально пережитый опыт: дети запомнят наблюдения за природными явлениями, превращения веществ, личное участие в исследованиях. Дети моей группы с большим желанием принимают участие в экспериментировании. Часть детей посещают дополнительную платную образовательную услугу «Волшебный песок». Там они получают знания о различных свойствах песка и возможностях экспериментирования с ним. А так же мы проводим экспериментирование в группе. Дети любят купать кукол, стирать платье куклы. Познаём окружающий мир, исследуя предметы. Пополнили предметно – развивающую среду (природным и бросовым материалом). Проводились эксперименты с водой «Дождик», «Что плавает, а что тонет?», Опыты: «Бросаем камешки в воду», «Собери большие и маленькие камешки». А так же опыты «Со снегом и льдом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия с использованием инновационных технологий в рамках темы самообразования. «В гостях у Феи Музыки»
Конспект музыкального занятия с использованием инновационных технологий в рамках темы самообразования. «В гостях у Феи Музыки»...
НОД в рамках темы самообразования (Приложение 7)
Конспект НОД по патриотическому воспитанию " Наша Родина-Россия"...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА Конспект опытно – экспериментальной деятельности в рамках детского проекта «Чудо – крахмал».
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в рамках детского проекта «Чудо – крахмал».Цель: Развивать познавательные способности и познавательную акт...
Обобщение опыта работы по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность в рамках программы Н.А.Рыжовой "Наш дом-природа" по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры-подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценны...
ЗОЖ. Картотека. Опытно-экспериментальная деятельность в рамках проекта "Разговор о здоровье и правильном питании"
Опытно - экспериментальная деятельность в рамках проекта"Разговор о здоровье и правильном питании"...
Презентация к мастер-классу "опытно-экспериментальная деятельность в рамках реализации Steam-образования"
Презентация к мастер-классу "опытно-экспериментальная деятельность в рамках реализации Steam-образования"...
Открытое занятие «Экспериментальная деятельность в рамках STEAM образования». ВОЗДУХ. Старшая группа.
Открытое занятие «Экспериментальная деятельность в рамках STEAM образования». ВОЗДУХ. Старшая группа....