"Роль нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности дошкольника"
статья
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_netraditsionnoy_tehniki_risovaniya_v_izobrazitelnoy_deyatelnosti_doshkolnika.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности дошкольника.
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с раннего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т.п.
Приобщая детей к искусству, я использую разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Так, например, в раннем дошкольном возрасте я использую доступную технику:
- рисование пальчиками, ладошками - ребенок опускает в гуашь пальчик (ладошку) и наносит точки, пятнышки (отпечаток) на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета;
- рисование ватными палочками - ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу;
- рисование жесткой полусухой кистью - ребенок на сухую жесткую кисточку набирает совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делает сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэтного животного. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности животного.
А в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник:
- кляксография - один из вариантов, когда ребенок наносит кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавая изображение. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Затем определяется, на что похож рисунок и дорисовываются недостающие детали);
- монотипия - ребенок наносит краску на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две;
- набрызг (рисование зубной щёткой) - ребенок на зубную щётку набирает краску (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивает краску на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д..
И это одни из немногих нетрадиционных техник изобразительной деятельности, которые я использую в своей практике начиная с раннего и заканчивая старшим дошкольным возрастом.
Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ И.А.ЛЫКОВОЙ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
КВН ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С КОЛЛЕГАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФАНТАЗИИ И ТВОРЧЕСТВА, ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей детей. Смену детских поколений и их предпочтений, появление...
Консультация для педагогов. Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ И.А.ЛЫКОВОЙ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ВИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Познакомить педагогов ДОУ с программой Ирины Александровны Лыковой "Цветные ладошки"....
Открытое занятие для педагогов по рисованию: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Летний дождик»
Открытое занятие для педагогов по рисованию: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Летний дождик»...
Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности, их влияние на развитие дошкольника.
Техника рисунка – это владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения художественного выражения.В понятие техники включаются:- развитие глаз и руки;- их согл...