«Психологические аспекты подготовки детей к школе»
материал (подготовительная группа)
«Психологические аспекты подготовки детей к школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_psihologicheskie_aspekty_podgotovki_detey_k_shkole.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Психологические аспекты подготовки детей к школе»
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику.
Психологический аспект, включает в себя три компонента:
- интеллектуальная готовность;
- мотивационная готовность;
- личностная и социальная;
- эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе означает:
что к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;
он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
должны соответствовать возрасту — развитие памяти, речи, мышления.
Интеллектуальная готовность включает так же багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно будет хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, потому что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические занятия — являются новыми. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а портфеля или учебника — обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например, на ранец или тетрадки, а также закреплённые за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что, для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника. Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
— толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
— нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что плохо;
— ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
— понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
— наличие интереса к учению и получению новых знаний;
— способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
— усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе:
данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдёшь в школу — там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!». Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.
Мамы и папы, в 1 классе детей учат не только писать, читать и считать, но и умению учиться, основам теоретического мышления. Что же такое умение учиться и чем оно отличается от умения читать, считать и писать?
Ребенок, который умеет учиться:
- понимает, что он чего-то не умеет, не может, приучен говорить об этом с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл в какую сторону пишется буква «Ю»;
- умеет отличить новую задачу от старой и задумывается над тем, как её решить, а не спешит с первым попавшимся ответом;
- отличает вопрос, на который можно ответить, поразмыслив, посмотрев, «понюхав, пощупав», от вопроса, на который невозможно ответить без дополнительных знаний, извлечённых из учебника и книг или добытых у взрослого;
- может не просто сказать взрослому о своём незнании, неумении, непонимании в негативной манере («Я не знаю», «Я забыл», «У меня не получается»), но даже сформулировать причины своих трудностей, рассматривая предмет с разных точек зрения («Я не знаю марки этой машины: впереди она похожа на «Москвич», а сзади — на «Жигули», а не объявляющий с видом знатока, что это — «Жигули» новой модели).
Поэтому, присмотритесь к своему ребёнку: есть ли у него эти качества? Если да, то будьте уверены, что, несмотря на кривоватые палочки в прописях и пока далеко не беглое чтение, он прекрасно справится со всеми школьными трудностями.
В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ребёнок играет со своими сверстниками, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Психологические аспекты подготовки детей к школе»
Консультация для родителей «Психологические аспекты подготовки детей к школе»...
Консультация для педагогов «Хочу учиться!» - психологические аспекты подготовки детей к школе
Подготовка к 1 классу всегда волнительна и для детей, и для взрослых. Самые ответственные родители спешат научить будущего первоклассника читать и считать, выводят буквы и решают пример...
Консультация для родителей «Психологические аспекты подготовки детей к школе»
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в с...
Психологические аспекты подготовки детей к школе
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в себя м...
Психологические аспекты подготовки детей к школе
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в с...
«Психологические аспекты подготовки детей к школе»
При подготовке ребенка к школе важно формировать и не столько знания, сколько психологическую готовность будущего первоклассника к наступлению нового этапа в его жизни - школьного де...
Консультация для родителей "Психологические аспекты подготовки детей к школе"
Консультация для родителей, о том, какие психологические аспекты должны быть сформированы у будущего первоклассника...