Перспективно-тематическое планирование во второй группе раннего возраста
календарно-тематическое планирование
Перспективно-тематическое планирование составлено на каждую неделю всего учебного года по развитию речи (включает разделы: звуковая культура речи, словарный запас, грамматический строй) и формированию элементарных математических представлений (включает разделы: формирование понятий о цвете, восприятия формы, величины, количества предметов). Указано методическое сопровождение к планированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
persp.tem_.2_gruppa_rannego_vozrasta.docx | 59.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Урайский специализированный Дом ребенка»
Перспективно-тематическое планирование
во второй группе
раннего возраста
Составила: учитель-дефектолог
Харитонова С.В.
г. Урай 2020 год
Тема | Развитие речи | ФЭМП | ||||
Сентябрь | ||||||
Наша группа 1 неделя Семья. Знакомство с группой | Звуковая культура речи. Звук «а». Словарь. Мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, любить, кормить, одевать, обувать, купать. Называть свое имя, имена других детей. Выполнить задание по инструкции: «Дай Саше мячик, возьми кубик» и т.д. | Формирование понятий о цвете. «У кого такие синие глаза?» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.31) Подбирать однородные предметы по одному из признаков (цвету). Определять тождество цвета, путем приложения. Выделять синий цвет из двух предложенных цветов. | ||||
Наша группа 2 неделя Любимые игрушки | Звуковая культура речи. Звук «у». Словарь. Кукла, ляля, глаза, глазки, ушки, нос, руки, ноги, машина, мишка, зайка, кубики, мяч, юла, спит, сидит, стоит, красивая. Мяч, мячик, круглый, красивый, резиновый, большой, маленький, прыгает, скачет, катится, бросать, катать, ловить. Мишка, мишутка, лапки, мордочка, мягкий, пушистый, косолапый, рычит, идет. Грамматический строй. Вызывать желание говорить: «Дай мяч, дай куклу, лови мяч, кати мяч». Согласование существительных с прилагательными и глаголами: мишка большой, мишка рычит. | Формирование восприятия формы, величины. «Кубики и матрешки» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.44) Геометрическое тело – куб; части куба – ребра, углы; величина (большой, средний, маленький). Активизация глаголов: «строить», «стоит». | ||||
Наша группа 3 неделя Комнатные растения в группе | Звуковая культура речи. Звук «о». Словарь. Цветок, стебель, листочки, земля, вода, свет, герань, фикус, фиалка, сажать, поливать, рыхлить, цвести, пахнуть, красивый. Грамматический строй. Понимание вопросов: Где? Куда? Что это? Формирование умения выполнять 2-х ступенчатые инструкции. Понимание понятий: вверху, внизу, сзади, спереди. Согласование существительных с прилагательными и глаголами: «Цветок большой, цветок пахнет». | Формирование понятий о цвете. «Чей это зонтик?» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.31) Выделять цвет предмета по слову взрослого. Устанавливать тождество цвета, используя прием приложения. Группировать однородные предметы по одному признаку (цвету). | ||||
Наша группа 4 неделя Я - человек. Внешность. Уход за своим телом | Звуковая культура речи. Звук «и». Словарь. Глаза, нос, губы, волосы, зубная щетка, мыло, мыльница, мочалка, шампунь, полотенце, расческа, гребешок, красивая (расческа), пушистое, мягкое (полотенце), чистить, умываться, намыливать (голову), расчесывать, вытирать, мыть. Грамматический строй. Выполнение инструкций: «принеси, дай, возьми, покажи» и т.д. Согласование существительных с глаголами: «Дай мыло, беру мыло, мою руки» | Формирование восприятия формы, величины. «Подарки для всей семьи», «Это чье, мамино или мое?» (Борисенко, с.45, с.60) Выделять куб из ряда предметов. Соотносить величину куба с ростом членов семьи. Подбирать предметы большого и маленького размера. | ||||
Октябрь | ||||||
Осень 1 неделя Осенняя одежда и обувь | Звуковая культура. Звукосочетания «а-у». Словарь. Осень, трава, цветы, листья, лужи, деревья, дождь, зонт, небо, тучи, рубашка, платье, кофта, куртка, шапка, шарф, плащ, варежки, рукава, воротник, карман, пуговица, пояс, носки, колготки, кроссовки, ботинки, сапоги, туфли, солнечная, холодная, дождливая, красивая, теплая (одежда), чистые, грязные (обувь), одевать, надевать, снимать, застегивать, расстегивать, носить, чистить, повесить, мыть, стирать. Грамматический строй. Употребление существительных в форме единственного и множественного числа. Построение простых предложений по сюжетным картинкам и по вопросам педагога.
| Формирование понятий о цвете, восприятия формы, величины. «Разложи мячи в корзинки», «Собери кубики» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.32, 46) Находить по слову предметы синего цвета. Группировать игрушки по признаку цвета (синие, желтые). Понимать значение прилагательных «одинаковый», «такой же», «синий». Квадрат как плоскостная геометрическая фигура. Соотносить название (квадрат) со свойствами и внешним видом. | ||||
Осень 2 неделя Овощи | Звуковая культура. Звукосочетания «у-а». Словарь. Морковь, огурец, помидор, капуста, картошка, лук, репа, салат, щи (пища), расти, зреть, мыть, чистить, резать, варить, есть, копать, сажать, поливать, собирать, кислый, сладкий, горький, круглый, большой, маленький, красный, желтый, зеленый. Грамматический строй. Понимание вопросов: какой, какая, какое? Согласование существительных с прилагательными. Образование уменьшительной формы. | Формирование восприятия величины. «Собираем игрушки» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.60) Классифицировать игрушки по признаку величины. Обозначать величину словом: маленький, большой. Знать и называть игрушки: кукла-куколка, мяч-мячик. | ||||
Осень 3 неделя Фрукты | Звуковая культура. Звукосочетания «а-и». Словарь. Яблоко, яблочко, груша, слива, апельсин, банан, лимон, компот, варенье, сок, расти, созревать, собирать, срывать, мыть, есть, варить, резать, сочный, вкусный, сочный, сладкий, кислый, зеленый, желтый, красный, синий, оранжевый (в пассиве), круглый, овальный, большой, маленький. Грамматический строй. Согласование существительных с прилагательными. Образование множественного числа существительных: яблоки, груши, сливы. | Формирование восприятия формы, величины. «Собираем урожай», «Угостим кукол фруктами» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.46, с.61) Выделять предметы круглой формы. Выбирать фрукты, ориентируясь на форму и величину. | ||||
Осень 4 неделя Деревья, грибы, ягоды нашего леса | Звуковая культура. Звукосочетания «и-а». Словарь. Лес, листья, береза, ель, ножка, шляпка, брусника, малина, клюква, расти, собирать, жарить, варить, кушать, желтые, зеленые, красные, большой, маленький, красивый. Грамматический строй. Согласование прилагательных с существительными: желтый лист. Множественное число существительных: ягоды, деревья, грибы. | Формировать понятия о количестве предметов. «Волшебный сундучок» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.73) Уточнять представления о понятиях «один–много»; брать один и много предметов, подражая действиям взрослого. |
Ноябрь | ||||
Животные и птицы осенью 1 неделя Дикие животные нашего края осенью | Звуковая культура. Звукосочетания «о-и». Словарь. Осень, лес, деревья, медведь, волк, лиса, заяц, еж, морда, шерсть, иголки, хвост, лапы, прыгать, ловить, сильный, косолапый, трусливый, пушистый, колючий, зубастый, хитрая. Грамматический строй. Уменьшительная форма: заяц – зайчик. Согласование существительных с прилагательными: колючий еж, хитрая лиса, с глаголами: волк бежит, заяц прыгает. | Формирование понятий о цвете, восприятия формы, величины. Что нам осень принесла?» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.33, 47) Уметь различать два контрастных цвета – синий, желтый. Подбирать предметы одинакового цвета без приема примеривания. Находить предмет данного цвета по слову. Понимать значение предложных конструкций с предлогами «на», «под»; соотносить предметы по форме и величине. | ||
Животные и птицы осенью 2 неделя Дикие птицы нашего края осенью | Звуковая культура. Звукосочетания «и-о». Словарь. Осень, лес, деревья, птица, клюв, крылья, лапки, ворона, воробей, кукушка, летать, садиться, прыгать, клевать, маленький, большой, вверх, вниз, вправо, влево. Грамматический строй. Согласование существительных с глаголами и прилагательными: птичка летит, маленький воробей. | Формирование восприятия величины, количества предметов. «Осенние листочки», «Стоит ваза на столе» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.62, с.74) Группировать листочки по признаку величины – большой, маленький. Понимать значение слов «много», «мало»; понятий – полный, пустой. | ||
Животные и птицы осенью 3 неделя Домашние животные | Звуковая культура. Звук «к». Словарь. Кот, котик, кошка, хвост, ушки, усы, шерстка, лапки, когти, собака, будка, корова, коровушка, рога, копыта, молоко, лошадь, лошадка, грива, коза, борода добрая, умная, лает, рычит, ест, лакает, спит, играет, ловит, мяукает, бежит, бодается, мычит, пушистая, большая, маленькая, быстрая. Грамматический строй. Согласование существительных с глаголами, употребление фраз из 2-3 слов: Кошка спит. Кошка ловит мышку. | Формирование понятий о цвете, восприятия формы, величины. «Оденем Олю и Осипа», «Новое платье» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.34, с.48) Учить выделять одежду желтого цвета по слову взрослого. Находить предметы по форме и цвету, по возможности обозначая словом. | ||
Животные и птицы осенью 4 неделя Домашние птицы | Звуковая культура. Звук «т». Словарь. Курица, курочка, цыпленок, петух, петушок, гребешок, клюв, крылья, хвост, перья, перышки, яйцо, курятник, забор, утка, утенок, большой, маленький, пищать, клевать, крякать. Грамматический строй. Согласование наречий «один, много» с существительными: один петух, много петухов. Подбор действий: петушок пьет, петушок клюет. | Формирование восприятия величины, количества предметов. «Пуговки для платья», «Стоит ваза на столе» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.63, с.74) Ориентироваться на слова: «большой», «маленький». Называть предметы одежды. Понимать обобщающее значение слова «одежда»; закрепить понятия: «полный – пустой». | ||
Декабрь | ||||
Зима 1 неделя Зимняя одежда и обувь | Звуковая культура речи. Звуки «к-т» Словарь. Зима, снег, мороз, ветер, вьюга, снегопад, сугробы, лед, снежинка, шапка, шуба, штаны, кофта, шарф, валенки, сапоги, варежки, дуть, падать, надеть, застегнуть, постирать, морозная, холодная, сильный, легкий, белый, пушистый, красивый, ледяной, теплая, холодно, морозно. Грамматический строй. Подбор прилагательных к существительным: снег белый, пушистый, холодный; Употребление в речи существительных в уменьшительно-ласкательной форме: снежок, шапочка, шубка | Формирование понятий о цвете, восприятия формы, величины. «Помоги собачке найти свою будку», «Водопой» (Борисенко«В помощь маленькому мыслителю», с.34, с.49) Находить по слову предметы зеленого и желтого цвета, соотносить по признаку цвета разнородные предметы. Выбирать форму по слову. | ||
Зима 2 неделя Зимние забавы | Звуковая культура речи. Звук «э» Словарь. Зима, снег, лед, снеговик, лыжи, коньки, санки, лопата, горка, ледянка, снежки, дорожка, холодный, снежный, белый, большой, маленький, средний, мягкий, твердый, зимний, веселый, кататься, лепить, катать, ходить, делать (горку), расчищать (дорожки), бросать. Грамматический строй. Понимание глаголов в настоящем и прошедшем времени: катается, прокатился. Подбор слов к глаголу «катаюсь» с использованием предлога «на»: катаюсь на… коньках, и т.д. | Формирование восприятия величины. «Найди маму» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.63) Выполнять задание с учетом величины, ориентируясь на слова: «большой», «маленький». Находить и называть домашних животных и их детенышей. | ||
Зима 3 неделя Человек.Части лица и тела | Звуковая культура речи. Звуки «м-мь» Словарь. Человек, мужчина, женщина, ребенок, мальчик, девочка, голова, волосы, глаза, нос, уши, рот, зубы, шея, лицо, спина, грудь, живот, руки, ладони, тело, пальцы, ноги, правая, левая, есть, пить, сидеть, лежать, бегать, ходить, прыгать, спать, смотреть, говорить, слушать, дышать, плакать, улыбаться, умываться, брать, носить, играть, рисовать. Грамматический строй. Формирование умения отвечать на вопросы: что умеют делать глаза, уши и т.д. | Формирование понятий о цвете, восприятия формы. Украсим елку» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.35, с.50) Находить по слову игрушки желтого, синего и зеленого цвета; игрушки круглой и квадратной формы на ощупь. Называть форму и цвет. | ||
Зима 4 неделя Новогодний праздник «Елка» | Звуковая культура речи. Звуки «н-нь» Словарь. Дерево, ель, елка, елочка, ствол, ветки, иголки, елочные игрушки: шар, фонарик, гирлянда, хлопушка, Дед Мороз, Снегурочка, хоровод, лес, праздник, расти, пахнуть, украшать, , встречать (Новый год), колючая, зеленая, длинные - короткие (ветки), верхние -нижние (ветки), красивая, елочные, стеклянные, разноцветные (игрушки). Грамматический строй. Подбор слов-определений: Елочка какая? Зеленая, пушистая, красивая, колючая. | Формирование понятий о цвете, восприятия величины, количества предметов. «Наряжаем елку», «Хоровод» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.64, с.74) Соотносить слово с размером и цветом елочной игрушки. Усваивать понятия «один-много» при подражании действиям взрослого. |
Январь | ||||
Наш город, наш дом 1 неделя Дома нашего города | Звуковая культура речи. Звуки «м-мь, н-нь» Словарь. Дом, кухня, комната, домик, теремок, этаж, крыша, окно, стена, дверь, лестница, труба, забор, улица, красивый, высокий, низкий, сказочный, маленький, большой, разноцветный, строить, красить, заходить, выходить, открывать, закрывать, убираться, один, много. Грамматический строй. Использование в речи и понимание смысла приставочных глаголов: вошел, подошел, ушел, вышел, пришел, зашел. Понимание наречий, прилагательных: высоко – низко, длинный – короткий. Согласование существительных с местоимениями: мой дом, моя комната. | Формирование понятий о цвете, восприятия формы. «Фонари в зимнем парке», «Построим дом для Снеговика» (Борисенко, «В помощь маленькому мыслителю», с.36, с.51) Выделять названные взрослым четыре основных цвета: синий, желтый, зеленый, красный. Выполнять задания, состоящие из 2-3 последовательных действий. Геометрическое тело– треугольная призма, ее свойства. | ||
Наш город, наш дом 2 неделя Мебель | Звуковая культура речи. Звуки «п-пь» Словарь. Стол, стул, шкаф, кровать, кресло, диван, сидеть, лежать, есть, ставить, вытирать, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, мягкий, твердый, деревянный, пластмассовый. Грамматический строй. Подбор существительных к глаголу: На чём сидят? Стул, табурет, кресло, кровать, диван. Выполнение инструкций: «Положи игрушку на стол, под стол, около стола, подержи над столом. | Формирование восприятия величины. «Лепим снеговика» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.65) Складывать снеговика с учетом величины: большой, средний, маленький. Находить длинные и короткие предметы по слову. Использовать слова «длинная» «короткая» в активной речи. | ||
Наш город, наш дом 3 неделя Дикие животные зимой | Звуковая культура речи. Звуки «б-бь» Словарь. Зима, лес, медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, морда, шерсть, иголки, хвост, лапы, пасть, прыгать, скакать, ловить, охотиться, спасаться, рыщет, воет, холодный, сильный, слабый, косолапый, трусливый, пушистый, колючий, зубастый, быстрый, хитрая, ловкая. Грамматический строй. Понимание и употребление в речи предлогов. Построение ответа на вопрос: чьи это ушки, хвост? | Формирование понятий о цвете, восприятия величины. «Будем кататься на лыжах», «Лепим снежную бабу» (Борисенко, с.37, с.52) Закреплять умение группировать однородные предметы по цвету. Называть цвета: синий, желтый, зеленый, красный. Выполнять постройку с учетом величины шаров (кругов), обозначая их положение в пространстве: наверху, в середине, внизу. | ||
Дома лесных жителей 4 неделя Дикие птицы зимой | Звуковая культура речи. Звуки «п,пь, б-бь» Словарь. Зима, лес, птица, клюв, крылья, лапки, ворона, воробей, голубь, сорока, сова, дятел, синица, снегирь, кормушка, летать, садиться, прыгать, клевать, кормить, стучать, белый, черный, маленький, большой, дикая, желтая, красная, острый, длинный, короткий, толстый. Грамматический строй. Понимание и употребление в речи предлогов. Согласование «один-много» с существительными: одна ворона, много ворон. | Формирование понятий о цвете, восприятия величины. «Ах, как весело зимой!», «Продаются шарфики» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.66, с.74) Соспоставлять предметы по признакам цвета и величины, знать и обозначать словом три величины: длинные, покороче, короткие. Подбирать к образцу предметы такой же длины. | ||
Февраль | ||||
Труд людей 1 неделя Продукты питания. Труд продавца | Звуковая культура речи. Звук «э» Словарь. Суп, сыр, масло, сухарик, сок, чай, молоко, хлеб, булочка, яйцо, сметана, какао, рыба, колбаса, тарелка, конфеты, шоколад, печенье, магазин, продавец, сладкий, горький, кислый, вкусный, соленый, холодный, горячий, теплое (молоко), есть, пить, резать, чистить (яйцо). Грамматический строй. Согласование имен существительных с прилагательными, употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. | Формирование понятий о цвете, восприятия формы. «Помоги Мане привести в порядок ее комнату», «Вот это стул – на нем сидят…» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.38, с.52) Соотносить разнородные предметы по признаку цвета. Выделять и называть предметы основных цветов. Соотносить геометрические тела из строительного набора со словом. | ||
Труд людей 2 неделя Труд врача, нефтяника | Звуковая культура речи. Звук «ы» Словарь. Врач, доктор, шпатель, шприц, укол, лекарство, нефтяник, нефть, больной, здоровый, добрый, умный, ласковый, заботливый, черная, сильный, болеть, лечить, добывать. Грамматический строй. Согласование прилагательных с существительными: Заботливый доктор, больной мальчик и т.д. Составление предложений из 3 слов по картинкам и при ответах на вопросы взрослого. | Формирование восприятия величины. «Мои гости – три медведя» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю»,, с.67) Соотносить игрушки с предметами мебели в соответствии с их величиной. Употреблять слова, обозначающие величину: большой, средний, маленький. | ||
Труд людей 3 неделя Посуда. Труд повара | Звуковая культура речи. Звук «т» Словарь. Тарелка, чайник, чашка, блюдце, кружка, ложка, вилка, хлебница, кастрюля, сковорода, чай, кофе, молоко, компот, хлеб, сахар, сахарница, нож, стеклянная, чайная, красивая, чистая, грязная, одинаковая, разная, большая, маленькая, средняя, деревянная, железная, стеклянная, пластмассовая, мыть, вытирать, сушить, положить, наливать, есть, пить, размешивать, разбивать. Грамматический строй. Образование уменьшительно- ласкательной формы: чашка-чашечка, ложка-ложечка. Составление предложений: «Кукла пьет чай», «Кукла пьет горячий чай» | Формирование восприятия величины, формы. «Чьи ушки длиннее, чей хвостик короче?», «Помоги лесным жителям найти свой дом» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.68, с.53) Закреплять в активном словаре название величины; длинный, короткий. Называть части тела животного – уши, хвост, пересчитывать количество ушей. Соотносить геометрические фигуры и называть их форму (круг, квадрат, треугольник). | ||
Труд людей 4 неделя Транспорт родного города. Труд водителя | Звуковая культура речи. Звук «д» Словарь. Машина, автомобиль, самосвал, кузов, фары, кабина, шофер, руль, сиденье, мотор, колеса, прицеп, груз (песок, земля), ехать, перевозить, катать, прицеплять, грузовая, легковая, гоночная, игрушечная, настоящая, основные цвета, большая, маленькая, железная, деревянная, пластмассовая, один, много. Грамматический строй. Употребление существительных и глаголов в единственном и множественном числе: «Машина везет груз», «Машины везут грузы». | Формирование восприятия количества предметов. «В гости» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.75) Различать понятия «один-много»; внимательно слушать и выполнять указания взрослого. |
Март | |||||||||
Мамы есть у всех 1 неделя Семья. Мамин праздник | Звуковая культура речи. Звуки «т-д» Словарь. Мама, папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, праздник, мимоза, цветок, солнце, день 8 Марта, женский день, весенний, веселый, любимая, нежная, красивая, добрая, ласковая, заботливая, поздравлять, любить, петь, танцевать, рисовать, дарить. Грамматический строй. Подбор определений и глаголов к существительным и правильное их согласование. Составление предложений о семье и маме из 2-3 слов: Я люблю маму. Маме песенку пою. | Формирование понятий о цвете, восприятия формы. «Мамины подарки», «Мамочку я поздравляю» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.39, с.54) Учить выделять по слову взрослого основные цвета; по возможности называть цвет. Собирать бусы в соответствии со схемой. Называть форму бусин: круглая, квадратная, овальная. | |||||||
Мамы есть у всех 2 неделя Домашние животные и детеныши | Звуковая культура речи. Звук «в» Словарь. Собака, кошка, лошадь, коза, корова, свинья, рога, копыта, грива, морда, шерсть, щенок, котенок, жеребенок, козленок, теленок, поросенок, доить, ухаживать, кормить, мыть, пасти, жевать, бодать, лаять, мяукать, сторожить, злая, рогатая, быстрая, домашняя, пушистая, большая, маленькая. Грамматический строй. Употребление названий домашних животных и их детенышей в единственном и множественном числе: котенок-котята. Подбор слов-действий и слов-определений к названиям домашних животных и детенышей. | Формирование восприятия величины. «Мама наряжается, в гости собирается» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.69) Учить находить по просьбе взрослого узкие и широкие предметы, обозначать величину предмета словом (широкий, узкий). | |||||||
Мамы есть у всех 3 неделя Домашние птицы | Звуковая культура речи. Звук «ф» Словарь. Утка, утенок, утята, гусь, гусенок, гусята, индюк, индюшата, курица, петух, цыпленок, хвост, лапки, голова, глаза, туловище, крылья, перья, клюв, клевать, пить, летать, плавать, пищать, крякать, гоготать, махать, бегать, ходить, красивый, большой, маленький, голосистый. Грамматический строй. Образование уменьшительной формы существительного: петушок, курочка, уточка. Подбор определений и действий к словам-названиям домашних птиц: гусь большой, цыпленок маленький, пищит и т.д. | Формирование понятий о цвете, восприятия формы. «Без колес не поедет паровоз», «Еду, еду я домой на машине грузовой» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.39, с.54) Конструировать с учетом цвета. Уметь находить и называть формы (кубик, кирпичик, призма-крыша). Выбирать объекты по двум свойствам: форме и цвету. | |||||||
Мамы есть у всех 4 неделя Народная игрушка | Звуковая культура речи. Звуки «в-ф» Словарь. Кукла, нос, рот, глаза, погремушка, матрешка, ложка, глина, солома, дерево, свистулька, глиняная, деревянная, соломенная, расписная, красивая, греметь, шить, рисовать, свистеть, играть. Грамматический строй. Выполнение инструкций, использование предлогов «на, в, под, за, около» в речи: положи матрешку в коробку, поставь на стол, упала под стол и т.д. | Формирование восприятия формы. «Едем, едем мы домой…» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.69) Различать величины: длинный, короткий. Закреплять в активном словаре слова, обозначающие величину: длинный, короткий. | |||||||
Апрель | |||||||||
Весна 1 неделя Признаки весны. Одежда весной | Звуковая культура речи. Звуки «к-г» Словарь. Весна, солнце, ручей, проталины, кораблик, капель, рубашка, платье, кофта, куртка, шапка, шарф, плащ, рукава, воротник, карман, пуговица, пояс, носки, колготки, ботинки, сапоги, туфли, солнечная, холодная, дождливая, одевать, надевать, снимать, застегивать, расстегивать, носить, чистить, повесить, мыть, стирать, журчит, плывет, пускает, дует, тает, быстрый, шумный, большой, маленький, весенний, широкий, узкий. Грамматический строй. Подбор глаголов к существительным: снег…тает, ручьи…бегут. Подбор существительных к глаголам: Дети пускают…кораблики. Светит…солнце. | Формирование понятий о цвете, восприятия формы, величины. «Что весна нам принесла?», «Ручеек и кораблик» (Борисенко. с. 40, с.55) Уметь выделять предметы основных цветов на сюжетной картинке. По возможности называть основные цвета. Определять форму и величину озера – большое, круглое, овальное (как огурчик), длинный. | |||||||
Весна 2 неделя Знакомство с водой | Звуковая культура речи. Звук «х» Словарь. Вода, вкус, запах, дождь, снег, лед, лягушка, рыбка, лебедь, гусь, рак, переливается, течет, льется, растворяться, купаться, мыться, варить, мыть, холодная, теплая, прозрачная, безвкусная. Грамматический строй. Подбор определений к существительным и правильное согласование; согласование имен существительных с местоимениями «моя рыбка», мой стакан». | Формирование понятий о цвете, восприятия формы, величины. «Ручьи и лужи» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.70) Учить классифицировать предметы по двум признакам – цвету и величине. Определять величину (большая, маленькая). Осуществлять проверку действий, используя прием наложения. | |||||||
Весна 3 неделя Дикие животные и их детеныши весной | Звуковая культура речи. Звуки «в, ф» Словарь. Весна, лес, медведь, медвежонок, волк, волчонок, лиса, лисенок, заяц, зайчонок, еж, ежонок, белка, бельчонок, морда, шерсть, иголки, хвост, лапы, прыгать, скакать, ловить, охотиться, спасаться, сильный, толстый, косолапый, неуклюжий, трусливый, пушистый, колючий, зубастый, быстрый, хитрая, ловкая. Грамматический строй. Построение ответов на вопросы: «Кто что делает?» «Что делает волк?» Волк бежит. Волк сидит. Волк ест. | Формирование понятий о цвете, восприятия формы, величины. «Обуем кукол на прогулку», «Вытираем обувь» (Борисенко, с.41, с.56) Сличать и называть обувь по признаку цвета (основные цвета). Выбирать объекты по двум заданным свойствам (форме и величине), называть величины: большой, средний, маленький. Различать и называть фигуры: круг-овал, прямоугольник-квадрат. | |||||||
Весна 4 неделя Дикие птицы весной | Звуковая культура речи. Звуки «б, п» Словарь. Грач, скворец, воробей, ворона, кукушка, дятел, ласточка, перья, гнездо, скворечник, птенец, летать, кормить, клевать, щебетать, прилетать, взлетать, быстрые, веселые, дружные, звонкие, мелкие, острый, короткий, пушистый. числа: грач – грачи, птенец – птенцы. Грамматический строй. Образование существительных множественного числа: грач – грачи, птенец – птенцы. Подбор определений к словам: воробей…маленький, а грач…большой. Подбор слов-действий к названиям птиц: Ворона…сидит, ходит, летает, клюет. | Формирование восприятия величины, понятия о количестве предметов. «Большая и маленькая обувь», «Кап да кап» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.71, с.75) Уметь соотносить величину и называть ее словом: большая, средняя, маленькая. Понятие «один-два». Уметь подражать действиям взрослого. | |||||||
Май | |||||||||
Лето 1 неделя Такие разные предметы | Звуковая культура речи. Звуки «д, т» Словарь. Стекло, металл, дерево, стучать, биться, звенеть, сравнивать, ломать, слушать, холодный, прозрачный, тяжелый, звонкий, стеклянный, металлический, деревянный, твердый, гладкий, шершавый, мягкий, легкий, прочный. Грамматический строй. Подбор определений и глаголов к существительным, правильное согласование: стакан…стеклянный, легкий, стакан…бьется, стул деревянный, тяжелый. | Формирование понятий о цвете. «Будем пить чай», (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.41) Сличать и объединять предметы посуды по признаку цвета. Знать и обозначать словом предметы посуды: «чашка», «блюдце», «сахарница», «чайник». | |||||||
Лето 2 неделя Насекомые | Звуковая культура речи. Звуки «б, п, д, т» Словарь. Бабочка, жук, комар, пчела, стрекоза, паук, кузнечик, муравей, муха, красивая, яркая, разноцветная, маленький, большой, зеленый, черный, летает, порхает, ползает, прыгает, стрекочет, звенит, жужжит, кусает, жалит. Грамматический строй. Подбор названий насекомых к действиям: ползет, порхает, жужжит (жук, бабочка, муравей) | Формирование восприятия формы, величины. «К нам гости пришли», «Чаепитие» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.56, с.71) Подбирать плоскостное изображение формы к геометрическому телу. Соотносить величину со словом (большая, средняя, маленькая). | |||||||
Лето 3 неделя Цветы на клумбе и на лугу | Звуковая культура речи. Звуки «е, ё» Словарь. Одуванчик, луг, лужок, поляна, стебель, листья, листок, запах, аромат, срывать, плести, расти, распускаться, большой, желтый, высокий, низкий, душистый. Грамматический строй. Составление предложений из 3-4 слов по демонстрации действий: «Соня нюхает одуванчик», «Петя поливает цветы», «Петя поливает цветы из лейки». | Формирование понятий о цвете, восприятия формы, величины. «Собери букет», «Почки и листочки» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.42, с.57) Выделять в букете цветы основных цветов. Называть цвет найденного цветка; классифицировать предметы по двум признакам: форме и величине. | |||||||
Лето 4 неделя Летняя одежда и обувь. | Звуковая культура речи. Звуки «ю, я» Словарь. Лето, солнце, одуванчик, цветок, лист, трава, дерево, небо, туча, дождь, лужа, футболка, шорты, платье, туфли, сандалии, гулять, бегать, прыгать, вверху, внизу, впереди, сзади. Грамматический строй. Подбор определений и действий к словам, их правильное согласование. Составление предложений из 3 и более слов по вопросам педагога, картинкам. | Формирование понятий о цвете, восприятия величины. «Клумба с цветами», «К нам пришли гости» (Борисенко «В помощь маленькому мыслителю», с.72, с.76) Сравнивать предметы по двум признакам величин (толстый и тонкий стебель, большой и маленький цветок). Обозначать величину словом. Понятие «один – два». |
Перечень программ, технологий, пособий по реализации содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти. - С-Пб.: Паритет, 2004 г.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Смотрим, видим, запоминаем. Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти. – С-Пб.: Паритет, 2004 г.
- Борисенко М.Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. - С-Пб.: Паритет, 2005 г.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С., Комаровой, Э.М.Дорофеевой – М.:Мозаика-Синтез, 2019.
- Власенко О.П. и др. Комплексные занятия по программе под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, В.С.Комаровой. Первая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2011 г.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика – Синтез, 2010г.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
- Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез.
- Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007 г.
11. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика – Синтез, 2009г.
12.Теплюк С.Н. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование для второй группы раннего возраста по художественному творчеству
Тематический план работы по художественному воспитанию...
Тематическое планирование во второй группе раннего возраста
тематическое планирование составлено с учетом ФГОС ДОУ...
Комплексно-тематическое планирование во второй группах раннего возраста (от 2 до 3 лет) и младших группах (от 3 до 4 лет).
Комплексно-тематическое планирование во второй группах раннего возраста (от 2 до 3 лет) и младших группах (от 3 до 4 лет) на 2018 - 2019 учебный год(группы адаптационные)...
Календарно - тематическое планирование во второй группе раннего возраста (первая неделя декабря)
Планирование воспитательно - образовательной работы по разделам: режим, виды деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация ППРС, индивидуальная работа....
Календарно - тематическое планирование во второй группе раннего возраста (вторая неделя декабря)
Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми во второй группе раннего возраста по разделам: режим дня, совместная деятельность взрослого и детей, организация ППРС, индивидуальная работ...
Календарно - тематическое планирование во второй группе раннего возраста (неделя в сентябре)
Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми во второй группе раннего возраста по разделам: режим дня, совместная деятельность взрослого и детей, организация ППРС, индивидуальная работ...
Календарно - тематическое планирование во второй группе раннего возраста (вторая неделя апреля)
Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми во второй группе раннего возраста по разделам: режим дня, совместная деятельность взрослого и детей, организация ППРС, индивидуальная работ...