Организация системы контроля качества образования.
материал

Ольга ВладимировнаКузина

Помощь старшему воспитателю в осуществлении контроля качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sistemy_kontrolya_kachestva_obrazovaniya.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Организация системы контроля качества образования
в дошкольном образовательном учреждении

Современный руководитель должен быть компетентен как в вопросах методологии воспитания, развития и обучения дошкольников, так и в системном управлении. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Само слово «контроль» часто вызывает у педагогов негативные эмоции, а проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько помогают, сколько мешают работать.

По утверждению О.Г.Хомерики, контроль, заставляющий защищаться, ограничивает возможности творческого роста, что в корне противоречит ценностным ориентирам и основному назначению образования.  

В научной литературе разные авторы придают большое значение этой важной функции управленческой деятельности. Так, например, по словам А.М.Моисеева, «внутришкольный контроль» - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития школы, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы школы, а также выявления необходимости и организации осуществления её коррекции».

   Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, Т.И.Шамова отмечает, что «контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения». Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.

   М.М.Поташник и В.С.Лазарев утверждают, что благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, - обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.

   М.М.Поташник в книге «Управление современной школой» предупреждает о вреде не только гипертрофии контроля, что характерно было для периода господства командно-административной системы, но и о его недооценке. В результате недооценки функции контроля, а, попросту говоря, бесконтрольности снижается эффективность работы учреждения.

Система контроля в сфере дошкольного образования

В систему контроля в сфере дошкольного образования входит 2 основных вида контроля – внешний и внутренний. К внешнему относятся все виды контроля, осуществляемые руководством образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также общественный контроль (публичный отчет).  

Внутренний контроль включает в себя контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.;    контроль образовательного процесса.

Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным, гласным.

Цели контроля

  • Выполнение  Федеральных государственных требований по дошкольному образованию
  • Выполнение локальных актов ДОУ
  • Сравнение результатов работы с нормативными требованиями;
  • Оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОУ;
  • Сбор, систематизация и хранение информации о том, как изменилось состояние системы после того или иного управленческого решения, т.е. выполнение функции обратной связи;
  • Сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, т.е. контроль исполнения;
  • Выявление и обобщение передового педагогического опыта.
  • Повышение эффективности результатов образовательного процесса, анализ результатов инновационной деятельности

Принципы контроля

  • законность
  • реализация и защита прав участников образовательного процесса
  • приоритетность качества образования и качества жизни воспитанников
  • государственно-общественный характер контроля
  • открытость и доступность информации по результатам контроля

Формы государственно-общественного контроля в ДОУ

  • Общественное наблюдение (организация питания, медицинского обеспечения, создание условий, др.)
  • Общественная экспертиза (программа развития ДОУ, основная общеобразовательная программа дошкольного образования, проведение конкурсов, материалы публичного доклада, разработка положений об органах государственно-общественного управления и др.)
  • Публичный доклад о деятельности ДОУ

Правила для руководителя при проведении контроля

При его организации необходимо обращать внимание на следующее:

  1. педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;
  2. педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;
  3. контролировать следует открыто;
  4. осуществлять контроль по результатам деятеля, а не за действиями педагога;
  5. осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;
  6. при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.
  7. Контроль не должен ограничиваться инцидентом. Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если контроль проводится постоянно и систематически, то он воспринимается как норма. Если вскрылись недостатки в работе, нужно побеседовать с работником, постараться вместе выявить причины ошибок, напомнить о правильных действиях, организовать систему методической помощи.
  8. Тотальный контроль порождает небрежность. При тотальном контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполненной работы. Тотальный контроль не учитывает индивидуальные особенности конкретного человека.
  9. Скрытый контроль вызывает только досаду. По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что раньше никогда не указывалось. Скрытый контроль – это всегда субъективная интерпретация того, что наблюдалось.
  10. Не следует контролировать только свой «любимый» участок, группу, объект. Если сосредоточиться на «любимом» объекте, то другие лены коллектива не подпадают в поле зрения проверяющего.
  11. Следует помнить, что контроль не проформа. Кто не контролирует, тот не интересуется достижениями своих сотрудников. Многие руководители избегают контролировать тот или иной вопрос, так как не уверены в своих знаниях, в умении грамотно провести педагогический анализ. Низкая компетентность и ложный страх испортить отношения с подчинёнными – плохой спутник руководителя.
  12. Не следует контролировать из-за недоверия. Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает и доверие к подчинённым. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимает излишнюю опеку и выводит подчинённых на самоконтроль.

Основные формы контроля в ДОУ

  • Предупредительный контроль
  • Оперативный контроль (текущий)
  • Тематические проверки (одно направление деятельности)
  • Комплексные проверки (два и более направлений деятельности)
  • Смотры, смотры-конкурсы
  • Вторичный контроль (выполнение предписаний, предложений проверок, рекомендаций аттестации педагогов, решений педсоветов, рабочих совещаний, смотров, предложений текущего контроля и др.)
  • Взаимоконтроль
  • Самоконтроль
  • Система мониторинга планируемых результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДО
  • Отчеты  педагогов и специалистов
  • Творческие отчеты
  • Публичный отчет дошкольного образовательного учреждения

Методы контроля

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.

Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

•        наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)

•        анализ (выявление причин, определение тенденций развития)

•        беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)

•        изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)

•        анкетирование (способ исследования путём опроса)

•        проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обученности)

1.      Наблюдение педагогического процесса.

При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно - образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу .

В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе занятия будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного.

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

 2. Итоговые занятия

Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно.

3. Проверка календарных планов Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки .

4. Беседы с детьми

Это один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме. 

5. Анализ детских работ

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

Планирование и оформление результатов контроля

Следует помнить, что существуют вопросы систематического контроля, которые необходимо отслеживать постоянно, независимо от плана работы  на год. Наиболее эффективным является комплексное планирование, в котором по блокам отражены все направления деятельности ДОУ, такие, как:

•        охрана жизни и здоровья детей;

•        уровень развития детей и организации педагогического процесса;

•        профессиональная компетентность педагогов;

•        организация питания воспитанников;

•        санитарное состояние ДОУ;

•        соблюдение сотрудниками санитарно-эпидемиологического режима;

•        создание условий для производственной деятельности сотрудников;

•        документоведение.

Все вышеперечисленное относится к систематическому контролю. Все остальные виды контроля планируются на основе годового и месячного планов работы. Тематика контроля должна быть системной и увязываться с годовыми задачами. Например, мы определили 3 годовые задачи. Реализацию этих годовых задач мы планируем через систему взаимосвязанных мероприятий: консультации, открытые показы, смотры-конкурсы, мастер-классы, семинары, разные виды контроля и т.д.. Итог  работы по годовой задаче подводится на  педсовете. Таким образом, мы видим, что тематика контроля должна быть строго подчинена годовой задаче. На основе годового комплексного плана разрабатываем план контроля на месяц, где обязательно указываем его цели. (см. план опер. контроля). В плане контроля  указывается тематика, вид, объект контроля, его периодичность (или сроки), а также ответственные за контроль и форма отражения. По результатам контроля проводится анализ, делаются выводы и разрабатываются рекомендации.

Алгоритм контроля

           При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:

1.        Определение цели и объекта контроля.

2.        Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.

3.        Сбор информации.

4.        Ее анализ.

5.        Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.

6.        Проверка исполнения рекомендаций.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя система оценки качества образования как условие эффективного управления дошкольной образовательной организацией.

Создание системы внутренней системы оценки качества - обязанность образовательной организации.В докладе рассматривается основные подходы к созданию системы...

Программа организации внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)

ПринятоНа педагогическом совете  Протокол №____от _______________2017 г.УтверждаюЗаведующая МДОБУ детский сад общеразвивающего вида №21  г.Белорецк_______ Л.С.МясниковаПриказ №___от __...

Нормативно-правовое обеспечение формирования и развития внутренней системы оценки качества образования дошкольной образовательной организации

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования. Качество образования выступает обобщенной мерой эффективности функционирования о...

Методические рекомендации. Содержательный компонент внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации.2017-2018 учебный год

Представленный текст методических рекомендаций оставляет положительные впечатления и убедительно показывает понимание авторским коллективом современных тенденций в оценке качества дошкольного образова...

Организация системы контроля в дошкольной образовательной организации

Изучение вопроса организации системы контроля в дошкольной образовательной организации важно и обусловлено значимостью сферы социальной жизни.  Контроль позволяет создать информационную базу...